От =KAG=Bersrk Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 29.08.2011 16:36:49 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Эрих Рудорффер и его похождения на Восточном Фронте

Приветствую, товарищи :) А не пора ли наконец взяться, за нашего Вильяма, понимаешь, Шекспира" (с) Вернее за Эриха Рудорффера, довольно известную и одновременно мало изученную личность. Взяться "конкретно".

Итак, боевая карьера Эриха Рудорффера делится на след. этапы:

В составе 2./JG2 он участвовал в боях во Франции в мае-июне1940. Летал на Bf109E-3.
В составе 6./JG2 - в Битве за Британию летом-осенью 1940. Летал на Bf109E-3.
В составе 6./JG2 - в отражениях налётов "Ревень", "Цирк", "Родео" в 1941-42, в боях над Дьеппом. Летал на Bf109F и в 1942 - на Fw190.
В составе 6./JG2 (а затем и в кач. Ком Группы II./JG2) - в Тунисе к декабре42-марте 43.
В составе II./JG2 - в боях во Франции весной 1943, опять отражение налётов. Летал на Fw190.
В составе II./JG54 - с 1 августа 43 - на Восточном фронте, центральный сектор, Орёл. Fw190A
В составе II./JG54 - с октября 1943 до декабря 1943 - в районе Киева. Fw190A
В составе II./JG54 - с весны 1944 до июня 1944 - в районе Пскова. Fw190A
В составе II./JG54 - с июня до августа 1944 - в Финляндии в составе "Соединения Кюльмеи", Иммола. Fw190A
В составе II./JG54 - сентябрь 44 - в районе Риги. Fw190A
В составе II./JG54 - Октябрь 44 и до начала января 45 - в районе Лиепаи.Fw190A
В составе I./JG7 - на западном фронте с января до мая 45. Летал на Ме262.

Начало войны и его чудеса в Тунисе прорабатываю отдельно, довольно много уже раскопал. Чуть позже выложу здесь, если будет интересно.

Хотелось бы на этом форуме обсудить его приключения на Восточном Фронте.

Итак, по порядку.

II./JG54 базируется в Орле (видимо расовый Орёл-Вест, православный Нарышкино).

09/08/1943

Воздушный бой. Рудорффер (на Fw190) заявляет победу (Як-4) в 17:57 на высоте 5000м, точно над аэродромом Орёл-Вест (Нарышкино). Вполне возможно что это Пе-2, разведчик. Ранее на почти 2 часа, пилоты 5./JG54 вели бой немного в стороне от этого места (в районе точно между Болховым и Брянском, к ЮЮВ от н.п. Хотынец.), и заявили 3 ЛаГГ-3. Потерь II./JG54 не понесла. Позднее на полчаса одно

победы заявил Альбин Вольф из 6./JG54, примерно там же, где воевали ранее 5./JG54. Заявок от других эскадр в том районе нет.

13/08/1943

Воздушный бой в 16:10-16:20 в районе Карачев-Хотынец, с участием "Фокке-Вульф-190" из Stab II./JG54, 6./JG54 и 4./JG54 (по документам она проходит также как 12./JG54).
Немцы заявили сбитыми 5 Ил-2 и 1 Ла-5, из них у Рудорффера - два Ил-2 (остальные - обфв. Вольф, облт. Алоэ и фв. Люке). По данным немцев, собственных потерь нет. Остальные эскадры в том районе и времени побед не заявляли. Видимо, перехватили группу Ил-2 с прикрытием Ла-5, атаковавших транспорт на дороге Брянск-Орёл.

24/08/1943

Два боя с участием Рудорффера.

Первый большой воздушный бой в промежутке 7:00 - 8:25 в районе Дятьков - Брянск. Судя по всему, был "классический" налёт на аэродромы Брянского аэроузла.
В бою принимали участие истребители Fw190 всех трех штаффелей и штабного звена II./JG54, а также два штаффеля (8-й и 9-й) III./JG51 на Bf109G.
Пилоты II./JG54 заявили 17 побед: 10 ДБ-3, 3 Ил-2, 2 ЛаГГ-3 и 1 Ла-5. В том же бою пилоты III./JG51 заявили 22 победы: 12 ДБ-3, 3 ЛаГГ-3 и 7 Ил-2. Характер заявок говорит о том, что сначала под раздачу попали ДБ-3 (которых немцам засчитали в кол-ве 22 штук), шедшие их сопровождением ЛаГГ-3 (немцы заявили 6 истребителей Лавочкина), а потом видимо по той же цели наносился удар группой штурмовиков, 10 из которых немцы посчитали сбитыми. Рудорфферу было засчитано 2 ДБ-3 и 1 Ил-2.

Другие подразделения в этом бою не участвовали, хотя I./JG54 (базировалась в Полтаве) провела бой в то же время но значительно южнее, в районе Ахтырки.

Второй большой бой Рудорффера в тот день произошёл в том же самом районе (Дятьково-Брянск), но уже после обеда - 14:40 - 15:10. Приняли участие 5,6 штаффели и штаб JG54, а также лётчики "Мёльдерс"

- 8./JG54 и 15.(Span)/JG 51 (но видимо ограниченно, т.к. заявили всего две победы - два Ил-2 в районе Дятьково-Жиздра). Лётчики II./JG54 заявили 9 побед - 8 Ла-5 и один Ил-2 (из них Рудорфферу засчитали 5 Ла-5).

Других немецких подразделений в бою не участвовало (в то же время пилоты 7./JG51 провели бой, но в другом районе). Известна только одна потеря у JG54 - в неизвестном квадрате погиб в воздушном бою

Uffz. Paul Dudnitzek, 6./JG54, его Fw190A-4, (14)2339, "Желтая 2" потерян 100%. Данных о потерях JG51 у меня пока нет.

26/08/1943

Воздушный бой примерно в 15-20км восточнее Навли, к ЮЮЗ от Карачева. Время боя - 7:50 - 8:10 (по Берлину). С немецкой стороны приняли участие пилоты штаба JG54 и 4-й (12-й) эскадрильи. Рудорфферу записан Як-7, три пилота 4./JG54 заявили об уничтожении трёх Ил-2 (1 на счету командира эскадрильи облт. Алоэ, один - на счету Лт-та Мея, который вскоре погибнет при налёте на Шаталово). Аэродромов там не знаю, не уверен на счёт линии фронта, поэтому могу предположить вылет Ил-2 на атаку перевозок по шоссе Брянск - Севск (над последним будет много боёв в этот день). Потерь в бою немцы не понесли. Скорее всего, Фоки штаба группы сковали Яков прикрытия, а 4-й штаффель напал на Илов.


07/09/1943

Большой бой в промежутке 16:10 - 17:35, в районе Жиздра-Киров. Аэродромов там не знаю, видимо целью наших было движение по автодороге Киров-Брянск.
Похоже, немцы оперативно сменяли друг друга: Сначала в бой вступила 1./JG51, затем часть I./JG54, затем часть II./JG54.

С нашей стороны - группа (группы?) Ил-2, с прикрытием из Яков и Ла-5.
Немцы заявили 6 Ил-2, 3 Яка и 2 истребителя Лавочкина. Потерь (по крайней мере II./JG54) - нет, по остальным перепроверю чуть позже.

У немцев отличились самые лучшие эксперты - Йостен, Ромм (51-я эскадра), Новотны, Вайсс, Хоффманн, (54-я), ну и пара Рудорффер-Тангерманн заявили каждый по сбитому истребителю (Як-7 и Ла-5 соответственно), они кстати и заявлили последние в этом бою победы. Также, 1 победу записал себе испанец из 15./JG51, видимо её Fw190 тоже участвовали в бою.

14/09/1943

В общем разбирался, разбирался, не понял никак этот бой (мешанина из квадратов, постоянные описки типа вместо квадрата 35 555 квадрат 25 555 и т.д.). Один и тот же пилот заявляет две победы с разницей в 3 минуты, а одна севернее Смоленска, другая южнее, километров на 20). В общем - каша. Но по крайней мере определил примерные временные и пространственные промежутки:

Район - Смоленск - Хиславичи - Кузминичи-Издешково- Духовщина.
Время боя (по Берлину) - с 15:35 до 16:45, примерно час.
Участвовали обе группы JG54, которым в общей сложности зачли 29 побед. 17 - первой группе, 12 - второй. Прием "отличились" оба командира групп - Новотны заявил 6 побед, Рудорффер - 5 (Ил-2, Як-7 и 3 Ла-5, плюс 1 Як-7 у Тангерманна). 3 на счету Отто Киттеля. С нашей стороны участвовали Ла-5 и Як-9/7, Пе-2 и Илы.

У немцев повреждено на земле как минимум 1 Fw190 (аэ.Шаталово) из 5./JG54, Fw190A-5 (150)1092, 30%. По I./JG54 гляну чуть позже. Другие группы в этом бою участия не принимали. Были бои, но или позже, или раньше. этого времени более чем на час.

15/09/1943

Утром прошёл большой воздушный бой, видимо отражение налёта на аэродром Шаталово или Смленск. Участвовали Пе-2, Илы и истребители прикрытия Яки и Ла-5. Часть пилотов I./JG51 вела бой вместе с пилотами JG54, в районе Ельня-Берёзкино-Чанцово. Пилоты I./JG54 и II./JG54 вели бой вместе, в районе западнее (северо-западнее) Ельни - и до самой Ельни, и на юго-запад от Ельни, в промежутке времени 8:45 - 10:20. Основная часть пилотов I./JG51 вели бой в то же время, но значительно севернее - в районе Духовщины. Всего немцы заявили 31 победу, из них JG51 - 12 побед, I./JG54 - 10 побед, II./JG54 - 9 побед. Всего заявлено 16 Ил-2, 2 Пе-2, 6 Ла-5, 6 Як-9, 1 аэрокобра. Но в этом бою Рудорффер побед не заявлял.

А вот после обеда, скорее всего, состоялся повторный налёт.Опять группы Пе-2 и Ил-2 с прикрытием из Яков и Ла-5. Часть пилотов 1./JG51 воюет южнее Ельни (Холм), а другая часть вместе со штабом группы - у Ельни (и Сев-Зап. её - Чанцово, Слободка) вместе с JG54 и III./JG51 (8-й и 9-й штаффели).
Район боя - опять от Ельни и на запад и северо-запад, время боя - с 12:05 и до 14:10.
Победы - II./JG54 - 5 побед, I./JG54 - 5 побед, III./JG51 - 2 победы, I./JG51 - 14 побед. Всего немцам засчитали 6 Яков, 5 Ла-5, 9 Ил-2, 6 Пе-2. Из них - 1 победа (Ил-2) на счету Рудорффера (скромновато как то :) ).

Потери за день (только 54-я, по 51-й данных пока нет):

На аэродром Шаталово:
-2 самолёта повреждены бомбардировкой.
-Fw190 повреждён на посадке.
-Fw190A-6, 550559 потерян 100% из-за действий ЗА (своей?, или врут?), пилот неизв, аэ. Шаталово
-Fw190A потерян 100%, пилот - Uffz. Hermann Amann, II./JG54, пропал без вести, по неизв. причине,
-Fw190A-5 (15)7265, пилот неизв., 5./JG54, возд. бой, вынужд. посадка, 35%, Pl. Qu. 25 48
-Fw190 сбит в воздушном бою недалеко от аэ. Шаталово, пилот - Ofw Walter Repple (погиб)
-Fw190, уничтоженный бомбовым попаданием на взлёте с аэ.Шаталовка, пилот Lt Wilhelm Mey - погиб.

По Реппле - его командир эскадрильи, Герберт Алоэ, написал - "Примерно в 16:00 (т.о. по немецкому времени - ~14:00) большевики атаковали наш аэродром. Вальтер атаковал строй Пе-2, но был сбит ответным огнём бортстрелков и погиб, имея на своём счету 17 побед." Могу добавить, что Реппле был опытнейшим ветераном группы, свои первые победы одержал ещё во Франции в 1940.

-----------

Дальше идёт "Киевска" часть карьеры Рудорффера. О ней - чуть позже.

С уважением, Евгений.