От ZaReznik Ответить на сообщение
К М.Быков Ответить по почте
Дата 08.10.2004 10:53:03 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Сборная солянка (сорри, за возможные повторы)

Книга “Lavockin La-7” (Milos Vestnik)

«Горьковский рабочий»
Надпись именно такая.
Ла-7 «14» - 2 фотографии – на одной ряд самолетов, на другой - мастер горьковского завода «Красное Сормово» Н.А.Кудрин передает самолет гвардии лейтенанту А.А.Бывалову (ссылка на ЦГАКФД и В.Романа)
Ла-7 «06» - приведена окраска со звездами, с чешской кокардой на коке и стрелой на капоте, машина принадлежала 2 чешскому ИАПу (позднее 12 авиаполк), есть фотография 1946 – ск.вс. этот же самолет (но уже с чешскими ОЗ) во время прочностых испытаний.
Ла-7 «49» - ** в “in action” дан серийный номер самолета 45210849
В тексте говорится, что как минимум 3 чешских Ла-7 имели надпись «Горьковский рабочий» – «06», «49», «95». 3-й самолет («95») также есть на одной из фотографий, но с правого борта. **В «in action» также прорисован чешский Ла-7 «64»

«Монгольский Арат»
Ла-7 «23» – окраска трехпушечного Ла-7; на капоте изображен гвардейский знак
Фото - Г.А.Лелюх (?) в кабине своего Ла-7, принадлежавшего 2-й эскадрилье «Монгольский Арат» 2 ГвИАП
В тексте достаточно много про 12 Ла-7 «Монгольский Арат», список летчиков (комэск к-н И.Т.Кошелев, замкомэск ст.л-т Н.Г.Марина; командиры звеньев ст.л-т М.И.Рябцев и Г.И.Бессолицын (?), летчики л-т Г.В.Уткин, л-т М.В.Баранов, мл.л-т И.А.Пилипович, мл.л-т А.Л.Лиховидов, мл.л-т Г.А.Лелюк, мл.л-т А.И.Хмарский (?); мл.л-т П.М.Харитонов; мл.л-т Д.Я.Подольский

кроме того по тексту упоминаются еще такие Ла-7:
4 летчика 9 ГвИАд (А.И.Покрышкин, Г.А.Речкалов, А.В.Федоров, А.И.Труд) на аэродроме московского завода №381 получили 21.X.44 эскадрилью Ла-7 – на борту фюзеляжа каждого самолета было написано «Александру Покрышкину от трудящихся Новосибирска», кроме того все машине были «красноносыми»….. Несмотря на гибель А.Клубова, предположительно эти Ла-7 так и остались в 16 ГвИАП. ** В воспоминаниях М.Покрышкиной говорится о Як-3, подаренном жителями Новосибирска лично А.И., на нем с немцами воевал…лучший болгарский ас Стоян Стоянов.
Эскадрилья Ла-7 «За Олега Кошевого» 171 ИАП **ЕМНИП это все-таки были не подарочные машины (подробнее надо смотреть мемумар И.Вишнякова – командира этой эскадрильи).

-----------------------
В одном из номеров «Крыльев Родины»
Р-39N-0 «01» «29033» Надпись «От школьников Мариуполя» по обоим бортам + на носу изображение летящей богини Победы (?Ники). На самолете в 1943-III.1945 воевал И.Бабак** (ГСС, 100 ГвИАП). После его перевода в 16 ГвИАП самолет был передан Г.Дольникову – богиня была закрашена, в носовой части были изображены 1,5 десятка звездочек и появились надписи «За Петю Гучка» (правый борт) и «За Ваню Бабака» (левый борт). ** Надо также смотреть его мемуар
-----------------------
«Аэроплан №12». Фотография на обложке – «Балашовский колхозник Саратовской области»
----------------------
«Красноярский Колхозник / Комсомолец / Рабочий»
В Гагинском «ВВС и ПВО» приведена фотография Н.Г.Соболева на фоне указанного Р-39 + есть цветной боковичок этого самолета. Там же указано, что от красноярцев было получено 10 самолетов – на правом борту гвардейский знак и белый б/н, а по левому – собственные названия («Красноярский колхозник», «Красноярский Комсомолец» и др.)
Самый первый «Red Stars» в подписи к фотографии сказано, что 3 Р-39 были названы «Красноярский комсомолец», 4 Р-39 «Красноярский рабочий», 3 Р-39 «Красноярский колхозник» (в ВвВ #45 – чуть другой расклад 4, 4 и 2)
---------------------------
Также в тексте «Первого Яка» упомянут Як-1 «48» (1 польский ИАП «Варшава»; М.Конечный) с надписью на русском и польском языках: «От польского патриота проф.Вольф-Мессинга – польскому летчику». После завершения подготовки к боевым действиям надпись (только на русском языке) была перенесена на другой Як-1 «13», а на предыдущем Яке надпись была закрашена. Некоторое время М.Конечный летал на обоих самолетах, но вскоре передал «новый» именной Як Е.Чижевскому, как наиболее отличившемуся при обучении.

-----------------------
Продолжая тему «сталинградских» // «саратовских» Як-1б
В мемуаре И.Степаненко говорится, что в XI-XII.42 он и С.Д.Шмалий получили по Як-1б от колхоза им.Чапаева и от колхоза «Стахановец» соотвественно. С.Д.Шмалий погиб весной 1943 на Кубани, предположительно на подарочном Яке, а вот Як Степаненко был передан в 3 ИАК

-----------------------
Тамбовский колхозник
**ЕМНИП надо смотреть мемуар ГСС Кожевникова и возможно его жены
-----------------------

Вид трудящих мiста Киева – фронту
В статье Станкова в одной из киевских газет – говорится о 12 Як-9, на которых серебрянкой была нанесена эта надпись.
2 фото: «Самый старший из киевских кондитеров Шевченко передает Як-9 гвардии старшему лейтенанту Ковалёву»; «Работница завода «Укркабель» Мигаль подарила Як гвардии капитану Зуеву»
По тексту – один из истребителей за 75.000 был куплен работницей «Украбеля» Мигаль, она вручила его штурману 73 ГвИАП ГСС М.А.Зуеву.
Еще один истребитель от коллектива фабрики им.Карла Маркса вручил самый старый из киевских кондитеров Шевченко (его вклад в приобретение самолета был самым большим).
На одном из этих истребителей защищала небо Киева младший лейтенант женского истребительного полка (т.е.586 ИАП).
Большинство самолетов воевали в Венгрии, ни один из них не был сбит.
В "Як-9. Рядовые небес» - фото Як-9Д, гв.л-т И.Пашаев, 13.IX.44

-----------------------

“Москва”
Подробнейшая статья про эскадрилью «Москва» была в одном из М-Хобби. Расписаны и б/н, и с/н, и летчики, многое другое.
-----------------------

Ново-Московский колхозник
ЕМНИП в мемуаре Скоморохова есть что-то про несколько самолетов в V.1944.
В Zlinek дана фотография, датируемая летом 1943.
В “in action” та же фотография, но с забавной надписью – капитан Н.И.Горбунов из эскадрильи Grigorij Kovskij сидит в своем Ла-5Ф, Тирасполь, Северо-Западный фронт, 1944.
-----------------------

“Капитану Белясник “
На жутко ретушированной фотке из книги «Испытатели ВВС» – «капутану БЕЛЯСНИК». Был куплен на личные средства летчика
П.Н.Белясник, поддержав тамбовских колхозников, собравших деньги на танки, внес 30.000 на постройку самолета, который и попросил передать лично ему. На нем он воевал до II.45

Также в книге «Испытатели ВВС» упоминается, что:
Жены командиров НИИ ВВС КА собрали 100.000 на постройку истребителей имени дважды Героя Советского Союза т.Супруна…
Л/с «моторного» отделения собрал 116.000
-----------------------

“Советская Грузия”
ИМХО – надо бы надпись и на грузинском изобразить (хоть и тяжело J)). Как минимум, один бортовой номер хорошо известен – «932»