От amyatishkin Ответить на сообщение
К amyatishkin Ответить по почте
Дата 05.11.2004 23:21:20 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

+ Бондаренко Н. А. В воздухе — испытатели +фонарь на Спитах

https://vif2ne.org/nvi/forum/files/Amyatishkin/Bondarenko_N._A._V_vozduhe_-_ispytateli.rar

Бондаренко Н. А. В воздухе — испытатели. — М.: ДОСААФ, 1975. — 302 с. с ил. («За честь и славу Родины»). Тираж 100000 экз. // Литературная запись В. И. Золотухина.

Аннотация издательства: Эта книга о людях мужественной профессии — парашютистах и летчицах-испытателях. Ее автор Н. А. Бондаренко — летчик-фронтовик, совершивший в годы Великой Отечественной войны 179 боевых вылетов, из них 129 на разведку в тыл противника. После войны он работал летчиком-испытателем. В книге рассказывается, как авиаторы благодаря мужеству и находчивости, высоким летным качествам, отличному знанию материальной части испытываемой техники выходят победителями порой из самых сложных ситуаций, спасая бесценные опытные образцы летательных аппаратов.

Это тот Бондаренко, что "Летим на разведку". Немножко послевоенных воспминаний о испытательской работе, немного - от коллег о том же и о войне. Слегка пересекается с книжкой Казакова.

++++++++
Из книги про фонари к Спитфайрам:
Говорят, что «Спитфайр» в точном переводе с английского языка на русский означает «плюет огнем...».
И вот на этом истребителе, который «плюется огнем», на фронте были случаи гибели наших летчиков из-за того, что в аварийной обстановке в воздухе не сбрасывался фонарь кабины. Англичане, конечно, знали об этом (иначе зачем им было вешать в кабине летчика на правом борту небольшой ломик), но нам о недостатках «Спитфайра» они сказали совсем немногое.
Вскоре нашим летчикам-испытателям было поручено провести на этом самолете испытания на сбрасывание фонаря кабины в полете.
Ведущим летчиком был назначен Александр Павлович Супрун. Ведущим инженером и его помощником были назначены соответственно Владимир Викторович Мельников и Иван Александрович Писарев. Оба они — грамотнейшие инженеры-испытатели.
Начались испытания. Никому, разумеется, не было известно, как фонарь поведет себя при сбрасывании и потому решили заснять его «выбрыки» на кинопленку; рядом с самолетом Супруна летел самолет с кинооператором. [55]
В первом полете (как Супрун ни старался дергать за шарик, который находился впереди сверху в кабине) фонарь не сбросился.
После посадки устранили конструктивный дефект и Супрун отправился во второй полет.
На этот раз фонарь сбросился, но повел себя он более чем странно. При отходе от самолета он передней своей частью «пошел» в кабину и, ударив летчика по голове, разбил очки и повис сзади кабины.
Супрун на короткое время потерял сознание. Когда он пришел в себя, самолет беспорядочно падал. Александр Павлович вывел машину из этого положения в нормальный полет и вскоре благополучно приземлился.
Всего на испытания сбрасывания фонаря Супруном было произведено восемь полетов. Результатом их явилось то, что был удлинен стальной трос, соединяющий шарик сбрасывания фонаря с механизмом сбрасывания, а летчикам строевых частей было рекомендовано во время сбрасывания фонаря наклонять вперед голову.