От И15 Ответить на сообщение
К All
Дата 14.11.2004 13:05:52 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Критика по книге

Приветствую!

Наконец то появилась небольшая возможность хоть с опозданием, но ответить на критические замечания по моей книге. Речь идет о заметке Михаила Жирохова «О книге Сергея Абросова "В небе Испании". ( http://www.airwar.ru/history/locwar/spane/recenzia/rezenzia.html)
=Небольшое уточнение - полное название книги «В небе Испании 1936-1939 годы».

>В конце 80-х годов попытку как-то утолить информационный голод предприняла редакция единственного тогда авиажурнала "Крылья Родины". В 1989 году была напечатана целая серия статей по войне в Испании. Как и полагается "ласточке" статьи во многом были обзорные, да и писали их разные авторы, что не могло не сказаться. Зато практически впервые отечественному читателю показали окраски самолетов той войны, да и во многом заложили фундамент будущего изучения темы.
=Уж если были названы фамилии Гагина и Булаха, правильней назвать и автора тех статей – Николай Якуба (насколько помню, он единственный автор).

>Все ждали чуда - а именно человека, который смог бы порыться в подольском архиве на предмет поиска материалов по советским летчикам в Испанской командировке.
=Уточню, РГВА находится в Москве, в Подольске находится ЦАМО. Не исключено, что то по Испании может быть и в ЦАМО, однако в подавляющем большинстве документы хранятся в РГВА.

>А так как автор на контакт не идет из принципа, то я решил написать эту небольшую заметку, чтобы вызвать его на дискуссию (а вдруг откликнется - чем черт не шутит?).
=Интересно из какого принципа? Но честно говоря не хочется развивать эту тему...

>Из всей испанской войны меня прежде всего интересовала война на Северном фронте.
=Уточню, ранее Вы также, и может в большей степени, занимались советскими летчиками-истребителями. Так во втором издании, книги Гагина «Воздушная война в Испании» за Вашим именем были опубликованы списки асов и отдельный список по советским летчикам истребителям. Позже (стояла дата 2002 г.) на сайте airwar.ru был размещен еще один список истребителей за Вашим именем. Сейчас, правда, мне не удалось его найти.

>Поэтому естественно, сначала прочитал главу по Северу. Однако тут меня ждало не то, что разочарование, а такое чувство, что вопросов возникло гораздо больше, чем было до издания книги. Хочу пригласить к разговору всех интересующихся.
Итак, постараюсь сформулировать свои мысли в конкретные вопросы, которые требуют ответа:

>1. О составе первой группы советских добровольцев.
Согласно книге Абросова в состав первой группы вошли 10 человек, но "во главе с Борисом Туржанским" (с.153). Я исходя из элементарной логики решил, что их было все таки 11 человек (10+ Туржанский). Как ни странно я нашел 11-го члена группы - это Бельковский (в журнале Бениковский, потом уточнил) Кирилл Станевич. Его существование и то, что командировка закончилась 23 января 1937 года мне подтвердил Андрей Симонов (личность достаточно известная и в представлении не нуждающаяся). У меня возникает закономерный вопрос к автору - возможен ли такой вариант или нет? Есть ли вероятность, что он просто не попал в архивные материалы, так как он был гражданским летчиком и был вызван из запаса? Этот вопрос требует отдельного изучения, как я думаю.
=Во всей книге старался держать принцип: по тексту указываю - прибыло, скажем, 10 летчиков во главе с тем том. После чего шел список в котором было 10 летчиков, в т.ч. и тот кто во главе. Спасибо, учту, если еще будет возможность, постараюсь применять однозначные фразеологические обороты.
Для более предметного разговора о Беньковском, хорошо было бы знать источник информации, из которого следует, что он был на Севере. На сколько я понял и Андрей Симонов подтвердил лишь, то, что летчик был в Испании и уточнил дату окончания его командировки (кстати совпадающей с датами у летчиков воевавших в центральной части Испании, но не соответствующей никому на Севере). В документах Беньковский присутствует, однако за все время исследований я встретил только одно упоминание - в общем списке советских граждан принимавших участие в войне в Испании (документ весьма важный, но к сожалению не без некоторых даже явных ошибок). В том документе фамилия пишется Беньковский (во всяком случае два независимых человека переписали ее именно так). Там же указывалось, что он был летчиком И-15. На начальном этапе изучения войны в Испании, действуя методом исключения – места в эскадрилье-группе Рычагова ему не оставалось, я тоже считал, что Беньковский был на Севере. При этом в переписке с иностранными исследователями за, плохим знанием иностранных языков, писал его как Benikovski (возможно эта информация в каком то искаженном виде попала и к Вам). Однако с приобретением дополнительных знаний я точку зрения изменил. Так например есть документы в которых Туржанский дает подробное описание 9 летчиков (к сожалению под рукой номера документа не имею). Или подробный доклад Баранчука (о чем ниже), но там тоже нет места Беньковскому.
Подвожу итог. 99,9..(9) % что гражданский летчик Беньковский в боях на И-15 и И-16 нигде в Испании не участвовал. Вопрос чем же он занимался в Испании видимо остается открытым.

>2. Вопрос по пароходу
В книге говорится о том, что 1 ноября вместе с летчиками прибыли и самолеты, но у меня есть воспоминания Туржанского (в сборнике), где он сам говорит, что первоначально они летали месяц на устаревших испанских самолетах. Может быть самолеты собирали это время или все таки машины пришли позже?? Есть ли конкретные документы по этому поводу? Если они прибыли с самолетами, то почему первые сведения о боевых действиях на И-15 датированы даже в книге началом декабря?
=Да информация об этом имеется и в документах. Я продолжаю по мере возможностей исследовать тему, пока же все «находки» хорошо дополняют тему, но принципиально ничего не меняют. Вот например доклад Баранчука (РГВА. Ф. 35082. О. 1. Д. 12), который видимо с самого начала и был непосредственным командиром эскадрильи (Туржанский же вскоре всего должен был занять должность советника, что не помешало ему принимать участие в боях, да и не исключено, что должность его была уже занята). Прибыли они 1 ноября, было у них 15 И-15, первых серий, после капремонта, перечисляет заводские номера самолетов и моторов (правда не всех, но как минимум 2 было Райт-Циклон). Разгрузились за 3 дня, ночью на автомашинах ящики перевезли в Сантандер, где через 10 дней было уже собрано 12 И-15.

>3. По америкосам
Во всех западных материалах сбитие англичанина Холланда датировано 12 декабря, а в книге - 11-м. Никогда не ставилось под сомнение, что самолет был сбит в ходе налета на вражеский аэродром. А в книге выдвигается версия о том, что самолет сбили в простом перелете. Есть ли какие-то документы и ссылки? Если это правда, то тогда возникает попутный вопрос - в одном из испанских источников сказано, что в самолете погиб англичанин, испанец и русский (!) доброволец. Если да - то кто??
=По американцам. Американцы воевавшие в Испании, не заслужили, что бы их так называли.
Расхождение по датам наших документов с иностранными источниками в + или - 1 день можно сказать стандартное явление. Я уже с этим свыкся и не всегда обращал внимание. Поэтому не во всех случаях в книге оказались разные варианты дат. В самом же начале книги есть указание, что её основа это материалы РГВА – в т.ч. ежедневные дневники боевых действий, хронологически весьма располагающие к себе.
Но, безусловно, правильней в начале книги было бы отдельно оговорить вопрос о датах, это упущение с моей стороны.
Больше удивило расхождение в дате перелета эскадрильи Ухова. По мемуарным источникам это произошло во второй половине июня (встречается и конкретная дата 17 июня – также и у Вас в статье), тогда как все документы (включая коллективный отчет летчиков) говорят, что это произошло 2 июля.

11 декабря это по нашим данным.
Но например Abellan Agius Estanislao, Los cazas sovieticos en la guerra aerea de Espana 1936-1939, Madrid, 1999 - это событие датирует 10.12.36, упоминая и советского волонтера и североамериканца Sidney Holland. Не могу уточнить, что по другим источникам, но вряд ли эта дата имеет принципиальное значение. Информация про советского добровольца более чем сомнительная.
К сожалению в докладах Туржанского этот случай не нашел отражения, Баранчук пишет не указывая даты, что в одном из налетов на Викторию они потеряли 1 «бомбардировщик», но и сами сбили 1 Хейнкель (оба горели).
В любом случае хочу напомнить, что речь идет об авиетке - маленьком самолетике с маломощным двигателем (ми), к тому же на борту которого было 3 человека.

>4. по Соботке.
Во всех доступных мне источниках сбитие До-17 "27-2" со главе с Соботкой произошло 18 апреля, а в книге -19. Почему?
=Где ошибка не знаю. В книге по тексту 19, но рядом поставлена ссылка, на то, что по иностранным данным событие было 18.

>5. по Магриньи.
В книге Рафаэль Магринья Видал погиб 17 августа, хотя дата его смерти - 18 августа не ставится под сомнение ни кем??
=17 – это из дневника Арженухина, он вел его на месте и вряд ли ошибался в датах.
К сведению:
Arraez Cerda Juan, L’aviation de chasse de la republique Espagnole 1936/1939, Boulogne, 1995
Abellan Agius Estanislao, Los cazas sovieticos en la guerra aerea de Espana 1936-1939, Madrid, 1999 говорят о том, что это произошло 16 августа…

>6. по Андриашенко
Самый большой и болезненный вопрос по Андриашенко. В книге всерьез говорится о том, что он покинул север в начале сентября. И если другие летчики не оставили своих мемуаров, то Андриашенко то оставил свои воспоминания (в книге "Мы-интернационалисты"). В них он достаточно подробно описывает бои начала октября (интересно откуда?) и рассказывает о том, что его, Евсьева, Кузнецова и Демидова вывез Гидес во Францию. Откуда информация о том, что он уехал в начале сентября? И если он уехал, то кто оставался за советника на Севере - кто слал отчеты в Москву?
=В своей статье Адриашенко действительно заканчивает описание боев на Севере октябрем 1937 г., но и начал он повествование с осени 1936 года, когда там его без всяких сомнений не было. 12 октября по его информации, его вместе с Евсевьевым, Демидовым, Кузнецовым Guidez переправил во Францию.
Отчеты в большинстве случаев писались по прибытию в Москву, хотя есть примеры промежуточных докладов-отчетов написанных еще в Испании. Сохранился коллективный отчет летчиков Евсевьева, Демидова, Кузнецова, Николаенко, Жунды, Козырева, датируется он 5.10.1937, командировка же у них закончилась 29.09.1937 г. Т.е. покинули они Испанию в начале сентября (конкретно в период 2-7), в конце месяца были в столице, а в начале октября сдали отчет.
На севере, согласно документов никого из советских граждан после 7 сентябре не должно было быть. Да и самолет Guidez был сбит немцами 7 сентября 1937 г., а сам летчик погиб.
Доклады поступали по линии испанцев в штаб республиканской авиации, в штабе были наши советники, которые имели доступ к ней. Далее в Москву.

Спасибо за вопросы. В меру возможностей попытался ответить.
Прошу прощения, за опоздание, но по разным причинам есть пока плохо преодолимые преграды ограничивающие общение.

С уважением к сообществу.
Сергей.