От И15 Ответить на сообщение
К All
Дата 14.11.2004 13:08:32 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Не много о Рычагове

Приветствую!

Как-то, давно прочитал на просторах Интернета статью Ю. Мухина. Думаю и сейчас данную работу можно обнаружить. Работа критическая, весьма интересная, в ней автор, кроме всего прочего, разбирает знаменитые слова Рычагова: «Вы заставляете летать нас на гробах». Делая логичный вывод, что заказывали и принимали самолеты сами ВВС, а упреки бросаются Сталину. К сожалению, возможность хоть как то отреагировать появилась только сейчас.
Тема эта довольно сложная, и мне кажется малоизученная, во всяком случае, знаю я ее довольно поверхностно, однако и на основе того что знаю, хочется сделать ряд уточнений и сказать несколько слов в защиту П.В. Рычагова.

1) Приказом НКО № 0186 от 19.11.39 г. – Управление воздушных сил было разделено на два самостоятельных управления:
-Главное управление ВВС КА;
-Главное управление авиационного снабжения.
Решение это было не из удачных и приказом НКО № 0117 от 21.06.40 г. эти Управления вновь слиты в Главное управление ВВС КА.
Ситуация интересная: одни заказывали и принимали самолеты, а другие на них летали. Причем произошло это в очень напряженное и неподходяще время.
Т.е. фраза в книге, что ВВС заказывало самолеты, не совсем права, а летчикам при Рычагова, в подавляющем большинстве пришлось летать на полученных или заказанных ранее самолетах.
2) Что в основном получали ВВС в 1940 г., во всяком случае до занятия Рычаговым своей должности: в основном устаревшие самолеты, те же И-16, И-15 бис и т.п. Да еще и не лучшего качества, например 21-й завод по состоянию на весну 1940 г. все еще не имел взлетной полосы с твердым покрытием, в результате ГУАС принимает самолеты без облета (аэродром то раскисший). А в частях обнаруживают дефекты.
3) Была еще история с модернизацией И-16. Т.е. затевалось старые типы И-16 довести до новых. Постановлением СТО от 5.8.39 к 1.3.40 планировалось модернизировать 750 И-16 тип 10 и 1000 тип 5. На первый взгляд неплохая идея, но для реализации этих планов, по всей стране должны были разъехаться ремонтные бригады, а по стоимости модернизация одного истребителя (установка нового мотора, усиление вооружения и соответствующий ремонт) была примерно равна покупке на заводе такого же абсолютно нового самолета. Позже цифры и сроки в постановлениях менялись, но к моменту занятия Рычаговым своей должности на повестки все еще оставалось модернизация 750 И-16.

Теперь непосредственно о Рычагове.
Первым или одним из первых его мероприятий, было то, что он добился отмены этой модернизации: «Учитывая, что самолеты И-16 М-25 В уже достаточно изношены /эксплуатируются 2-3 года/, а эффективность приращения скорости после переоборудования незначительна /было 446 км/час, стало 465км/час/, переоборудование указанных самолетов считаю нецелесообразным, тем более, что моторы М-62 и до настоящего времени еще полностью не доведены. На основании изложенного прошу поставить перед КО при СНК СССР вопрос об отмене его постановления за № 253сс от 8/VII-1940».
Также, на сколько я видел из документов, Рычагов до последнего «упирался» в приеме от промышленности обладавшего большим количеством дефектов Як-1 (про другие машины за отсутствием сведений сказать ничего не могу). На сколько я понял, он вообще сумел отказаться от этого самолета, в том виде в каком ему его навязывали, ибо планировалось, что с 1.3.41 ВВС должны получать И-26У, а с 1.4.41 Як-3.

Подвожу итог касаясь новых самолетов. Рычагов на посту начальника ВВС успел сделать многое. Приобретение самолетов решил в пользу новых образцов, при этом сэкономив силы и средства промышленности. Как мог, отстаивал интересы ВВС, да и оснащение ВВС самолетами вопрос в т.ч. государственный (например запуск в производство еще до прохождения испытаний), и как бы он не упирался, но если самолет может летать, стрелять (бомбить) то это все таки больше чем ничего, а выбора у него практически не было, тем более, что заводы уже «гнали» машины.
Прошу прощения за некоторый сумбур – спешу.
С уважением.
Сергей.