От amyatishkin Ответить на сообщение
К amyatishkin Ответить по почте
Дата 24.11.2004 17:15:11 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Ответ

Сб. Герои Советского Союза. Летчики-балтийцы
М-Л.: Военмориздат, 1940.
И. ГРИГОРЬЕВ
Иван Борисов

(скип)
Обогащенный боевым опытом, Иван Димитриевич возвратился на Балтику к своей инспекторской деятельности. К этому времени относятся такие характеристики его, как «хозяин воздуха в бою» и т. п. Заметим, что речь идет о всегда очень сдержанных и скупых служебных характеристиках.
В должности инспектора застали Борисова и военные действия, спровоцированные белофиннами между СССР и Финляндией.
Нужно ли говорить, что Борисов не мог усидеть на своей педагогической работе и подал рапорт о назначении в действующую часть.
Старшему лейтенанту Ивану Димитриевичу Борисову командование поручило сформировать боевую эскадрилью истребителей и возглавить ее. В невиданно короткий срок и во всех отношениях блестяще Борисов выполнил это задание.
Борисов на фронте. Это неутомимый истребитель и действительно «хозяин воздуха»! Белофинские самолеты типа «Котка», пытавшиеся, было, нападать на эскадрилью Борисова, при первых же встречах понесли такой урон, что на дальнейшее приняли единственно грамотное решение: при появлении советских самолетов уходить на полных газах и отсиживаться на аэродромах.
На Балтике передают из уст в уста первый рапорт Борисова, отданный им по возвращении из боя. Приземлив и выстроив свою эскадрилью на красной линейке аэродрома, старший лейтенант Борисов доложил командиру полка:
— Задание по разведке коммуникаций противника выполнено.
— Происшествия?
— Никаких. По пути сбили три вражеских самолета.
Сколько здесь юмора, этого прекрасного, жизнерадостного чувства сильных! И какая это меткая черта к портрету летчика Борисова...
Борисов завладел воздухом. Сразу же он развил широкую и многообразную деятельность, свойственную истребителям.
В шхерах во множестве гнездились белофинские торпедные катера, выжидавшие лишь случая, чтобы атаковать советские корабли. Борисов, обходя с эскадрильей свой боевой участок, старательно взял опасных «москитов» на учет — и после этого им жизни не стало: эскадрилья Борисова держала катера под вечным страхом, расстреливая их из пулеметов и сковывая их действия.
В то же время в Балтийском море, прикрываясь декабрьскими туманами, начали крейсеровать вражеские транспорты с военными материалами, которые услужливо доставляли белофиннам третьи страны. И тут Борисов не остался в стороне, — его участок! Эскадрилья стала действовать по транспортам.
Но иным транспортам удавалось достигать места назначения — белофинских портов. Таким образом в программу работы эскадрильи естественно вошли поезда — воинские эшелоны, норовившие проскользнуть незаметно к фронту. Многим-многим поездам эскадрилья Борисова сделала переадресовку: не достигнув фронта, подстреленные паровозы кувыркались под откос, и разбивались в щепы тяжелые воинские вагоны с заграничными «подарками»... Это называлось в эскадрилье: «Пары выпущать».
Неутомимая эскадрилья действовала и по транспорту, и по укреплениям, и по огневым точкам врага, и по его живой силе... Да мыслимо ли перечислить всю многосложную работу истребителей на боевом участке такого стратегического значения, как коммуникации противника?
Борисов здесь стал хозяином не только воздуха, но и моря, и побережья.
Между тем, стало известно, что вместо «Коток» в районе действия эскадрильи Борисова завелись английские истребители новейшей марки. Этого следовало ожидать: слишком большой урон несли коммуникации белофиннов и их друзей, чтобы те не попытались избавиться от советских соколов.
Приняв известие к сведению, Борисов продолжал бить коммуникации врага.
Английские истребители появились в воздухе. Ударили на эскадрилью Борисова. Произошел бой — англичане откатились.
И еще происходили стычки, и еще. Но англичане уклонялись от решительной схватки, присматривались к советским истребителям, примеривались.
Борисов продолжал выходить на коммуникации врага, мало считаясь с присутствием англичан.
Однажды, возвращаясь с боевого задания, Борисов увидел, что к нему спешит звено — тройка английских истребителей. Борисов был в этот момент в воздухе один, — эскадрилью свою он отправил вперед.
Превосходство сил англичан было очевидное: трое против одного. К тому же Борисов возвращался после боевой операции утомленным, с остатками бензина в баках, с остатками патронов в пулеметных лентах. Но Борисов не ушел от врага, он повернул врагу навстречу...
Это был рисунок виртуоза — путь самолета Борисова, ускользавшего от тройных атак воздушного врага! В воздухе перекрещивались, сталкивались и рассыпались смертоносные потоки трассирующих пуль — кроваво-красные английские, сияюще-светлые советские...
Протяжная пулеметная очередь — сноп сияющих пуль — и английский самолет последней модели, подбитый, падает в свинцовые волны залива. Туда же, в волны, под куполом парашюта падает следом пилот...
В рядах противника замешательство... Оставшиеся целыми два самолета резко изменяют курс и пытаются выйти из боя.
Но не тут-то было! Борисов устремляется в погоню, ловит англичан, бьет их по хвостам... Нет, от него не уйти, от советского летчика, он не отступится, он требует боя, решительного, грудь с грудью!
Англичане пробежали весь залив поперек, но не могли советский самолет сбросить с хвоста.
Над полуостровом Ханко между самолетом Борисова и двумя английскими произошла яростная лобовая схватка...
Здесь английская пуля сразила советского сокола. Борисов со своим самолетом рухнул на землю, на скалы... Англичане на полных газах поспешно пошли прочь...