От Finder42 Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 17.01.2005 21:42:33 Найти в дереве
Рубрики 1936-1945 гг.; Версия для печати

Возвращаясь к теме авиабензина.

Помнится с год назад разгорелся спор (вроде участвовали alchem, Antipod и др.) о том, почему "глупый" Сталин вместо того чтобы просить амеров поставлять нефтеперерабатывающие заводы по ленд-лизу просил у них авиабензин. Кое что в развитие темы из http://militera.lib.ru/memo/usa/stettinius/index.html (см.гл.20):
"Мы осуществили и ряд проектов, связанных с малыми объемами поставок американской продукции, что, однако, имеет важное значение для русской военной промышленности. Один из них состоял в том, чтобы помочь советским специалистам произвести больше высокооктанового бензина. В 1942 году нацистом не удалось добраться до основных советских запасов нефти на Кавказе, но нефть и бензин играли значительную роль в поставках по ленд-лизу с самого начала, так как у русских были малые возможности по переработке нефти, особенно для получения авиационного бензина. Программа по нефтепродуктам содержалась еще в Московском протоколе, но около года понадобилось для того, чтобы обеспечить необходимое оборудование. Однако с тех пор есть уже значительные успехи. Было куплено и отправлено в Россию 6 нефтеперегонных комплектов оборудования; заказано еще оборудование, и в значительной мере оно уже произведено и пошло по назначению."
И далее:
" было бы смешно снабжать Красную Армию так всем нужным высокооктановым бензином, если у русских есть своя нефть и им нужно только получить побольше оборудования для ее переработки."
Так что поставляли не только бензин, но и НПЗ, станки, ТЭС, диз.эл.станции и т.п.