От Горбач
К ВИК
Дата 10.02.2005 17:25:55
Рубрики 1936-1945 гг.;

Re: 153 иап,...

Приветствую,
Не знаю посомтрели вы свой пейджер, решил продублировать еще раз здесь. Вот, что удалось посмотреть в своих записях:

15 июля 18.35-19.37 12 Як-1 и Як-7 183-го иап (ведущий мл. лейтенант Юрченко) патрулировали в районе Правороть, Шахово, Щелково. В 18.35 заметили на 4000 метров 6 Bf.109, которые попытались атаковать наши самолеты. В ходе завязавшегося воздушного боя количество немецких самолетов увеличилось до 16 Bf.109. Ст. сержант Дорохов сверху сзади атаковал и поджег Bf.109 (в районе Шахово). Мл. лейтенант Проскурин заметил парашютиста, которого расстреливали 4 Bf.109, атаковал с пикирования и сбил один Bf.109 в районе Малое Яблоново, остальные немецкие самолеты ушли с набором высоты. Мл. лейтенант Сергеев подбил один Bf.109 (шел горящим к земле). Мл. лейтенант Носов атаковал в лоб 2 Bf.109, один их которых ушел боевым разворотом, а второй встал в вираж, подставил брюхо и был сбит очередью по бензобакам и мотору в районе Непхаево. Из боевого вылета не вернулись мл. лейтенант Лепехин и сержант Карпенко.
(ЦАМО РФ. Ф. 294-й иад. Оп. 1. Д. 6. «Разведотчеты дивизии»)

Все это не дословное цитирование документа. Как видите воинское звание в документе почему то сержант и бой произошел 15-го, а не 16-го числа. Возможно, что со званием, как и с числом боя ошиблись, такое часто случалось в документах. Возможно мл. лейтенант Карпенко (у меня не очень ясно записана фамилия пилота в тетради) сбил один Ju.87 в воздушном бою 8 июля в бою в районе Прохоровки.

Базирование 183-го иап:
До 6 июля на аэродроме Скородное;
С 6 по 12 июля 18 самолетов полка базировались на аэродроме Солнцево, остальная часть полка с 8 по 12 июля базировалась на аэродроме Кощеево;
С 12 июля на аэродроме Барсук;
С 13 июля 20 самолетов полка базировались на аэродроме Красная Поляна;
С 29 июля на аэродроме Кощеево.

Всего за июль 183-й иап потерял 17 самолетов, из них сбито в воздушных боях 5 (2 Як-1 и 3 Як-7б), подбито 3 (2 Як-1 и 1 Як-7б), не вернулось из боевого вылета 9 Як-7б. Скорее всего Карпенко в последнем боевом вылете был на Як-7б, т.к. обычно на Як-1 летали более опытные пилоты.

И последнее, по немецким данным 15 июля вероятнее всего противниками наших пилотов были истребители из состава 5./JG3. В частности фельдфебель Ганс Грюнберг (Hans Grunberg) сбил в 18.50 один ЛаГГ на высоте 500 метров. Если же в похоронке указана правильная дата, т.е. Карпенко действительно погиб 16 июля, то тогда вполне вероятно, что его сбил Герман Шустер (Hermann Schuster) из состава 4./JG3. Более подробных данных у меня, к сожалению нет.
С уважением Виталий

От ВИК
К Горбач (10.02.2005 17:25:55)
Дата 10.02.2005 19:09:16

Спасибо, Виталий! Конечно посмотрел

И даже ответил:

10.02 14:12 ВИК> Добрый день!

Большое спасибо за информацию. Насколько я понимаю, это из Ваших записей,
сделанных для подготовки книги по Курской битве.

Вряд ли Дмитрия Харитоновича могли назвать сержантом. Карпенко -
распространенная фамилия. Судя по фотографии, которую я Вам послал, он был
мл. лейтенантом еще в конце 1941 г. Летом я подробнее распрошу мать обо
всем, что она знает о том, когда он попал из Бирмской ВАШ на фронт. Я
собираюсь также съездить в ЦАМО и попытаться найти его личное дело.

Возможно ли это?

Соответствуют ли названия перечисленных Вами аэродромов населенным пунктам?
Какой более крупный город есть рядом с этими населенными пунктами (Нов.
Оскол, Влико-Михайловка, Короча, Ст. Оскол, Дежевка, Бобрышево)? Как далеко
это от Прохоровки?

С уважением,
Слава.