От odissey
К All
Дата 05.10.2006 22:09:58
Рубрики 1945-1991; Современность;

Авиация РВСН

Приобрел книгу "Служба начальника авиации ракетных войск стратегического назначения". Первая глава в ней посвящена краткой истории авиационных подразделений с момента образования до настоящего времени.
Ниже ее краткий конспект. Может быть кому пригодится.

В 1950 году для обслуживания 22-й бригады особого назначения Резерва Верховного Главного Командования (РВГК), передислоцируемой на полигон из Группы советских войск в Германии, было сформировано отдельное авиационное звено самолетов По-2. Все летчики звена были участниками Великой Отечественной войны и имели боевой опыт. Командиром звена был назначен старший лейтенант Таран И.С. В состав звена входили командиры экипажей старшие лейтенанты Прусов А.В., Камнев П.П. и техник звена старший техник-лейтенант Семенов В.С. Звено базировалось в 40 км от станции Капустин Яр на аэродроме ВВС Ахтубинск (село Владимировка). В 1954 году 22-я бригада была переименована в 72-ю и перемещена на постоянное место дислокации в Ленинградский военный округ, а звено было расформировано.
После расформирования звена в том же году для обеспечения полигона были сформированы 19-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья (ОСАЭ, командир летчик-испытатель майор Первушев Н.А.) и 57-я отдельная рота аэродромно-технического обеспечения (ОРАТО).
12 февраля 1955 года вышло Постановление Совета Министров СССР о создании Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 (НИИП-5) для испытаний межконтинентальных ракет Р-7 в районе Тюра-Там (будущий космодром «Байконур»). В конце 1955 года в штат НИИП-5 было введено 6-е отдельное авиационное звено (командир старший лейтенант Лубнин Н.Д.).
В поселке Ключи (Камчатка) одновременно с НИИП-5 в конце 1955 года в его штате формируется 43-я отдельная научно-испытательная станция (ОНИС). Для ее обеспечения 31 октября 1955 года было начато формирование 28-й отдельной смешанной авиационной эскадрильи (командир капитан Буренков Н.Г.) и 24-й отдельной авиационной комендатуры.
В июне 1957 года 6-е отдельное авиационное звено НИИП-5 было переформировано в 286-ю ОСАЭ, а для ее обеспечения была сформирована 86-я отдельная авиационная комендатура.
Для обеспечения объекта «Ангара» (Плесецк) в декабре 1958 года были сформированы 156-я ОСАЭ и ОРАТО.
На 4-м ГЦП вместо отдельной смешанной авиационной эскадрильи 2 ноября 1959 года начал формироваться 158-й отдельный смешанный авиационный полк (ОСАП) в составе трех авиационных эскадрилий. Первым командиром полка был назначен инспектор-летчик ВВС Северо-Кавказского военного округа (СКВО) военный летчик 1-го класса полковник Тетеркин С.К. На НИИП-5 17 марта 1960 года на базе 286-й ОСАЭ начал формироваться 99-й ОСАП. Первым командиром полка был назначен участник Великой Отечественной войны, боевой летчик 1-го класса полковник Жуков А.Е.
В сентябре 1960 года на базе управления 43-й воздушной армии Дальней авиации было сформировано управление 43-й ракетной армии в городе Винница. Командующим ракетной армией был назначен бывший командующий 43-й воздушной армии генерал полковник авиации Тупиков Г.Н. Для боевого обеспечения 43-й ракетной армии сформирована 15-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья в поселке Калиновка недалеко от города Винница. Командиром 15-й ОСАЭ был назначен командир учебного центра Дальней авиации военный летчик 1-ro класса подполковник Бошко В.М. Одновременно с 15-й ОСАЭ была сформирована 8-я отдельная рота аэродромно-технического обеспечения.
В сентябре 1960 года на базе управления 50-й воздушной армии Дальней авиации было сформировано управление 50-й ракетной армии в городе Смоленск. Командующим 50-й РА был назначен командующий 50 воздушной армией генерал-полковник авиации Добыш Ф.И. В октябре 1960 года были сформированы 44-я ОСАЭ и ОРАТО. Она явилась основой формирования в 1984 году 349-й отдельной авиационной эскадрильи в Балабаново. Первым командиром 44-й ОСАЭ был назначен участник Великой Отечественной войны, военный летчик 1-го класса подполковник Касаткин Л.В.
15 марта 1961 года было принято решение сформировать отдельные авиационные отряды (ОАО) в пяти отдельных ракетных корпусах (ОРК):
в 3-м ОРК город Владимир - 4-й ОАО, командирмайор Петриченко А.В.;
в 5-м ОРК город Киров - ОАО, командир - майор Милько;
в 7-м ОРК город Омск - ОАО, командир - майор Фомин А.С.;
в 8-м ОРК город Чита - ОАО, командир - капитан Погребняк Ю.С.;
в 9-м ОРК город Хабаровск - ОАО, командир майор Мжаванадзе В.
В 1961 году для обеспечения Ленинградской Краснознаменной военно-воздушной инженерной академии им. А. Ф. Можайского была сформирована 211-я отдельная смешанная учебно-испытательная авиационная эскадрилья. Ее командиром был назначен военный летчик 1-го класса полковник Мясков В.Л.
30 марта 1962 года в 4-м ГЦП на базе 57-й ОРАТО был сформирован отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения (ОБАТО) 158-го ОСАП.
На НИИП-5 10 апреля 1962 года на базе 86-й комендатуры авиационного гарнизона был сформирован 7-й ОБАТО.
24 июля 1964 года для обеспечения 60-й ракетной дивизии в городе Татищево Саратовской области была сформирована первая в авиации РВСН 10-я отдельная вертолетная эскадрилья (ОВЭ). Ее командиром был назначен военный летчик 1-го класса капитан Железнякович Н.В.
1 ноября 1964 года для боевого обеспечения 41-й ракетной дивизии в городе Алейске была сформирована 3-я ОВЭ. Ее командиром был назначен военный летчик 1-го класса майор Риваненко В.К
1 июня 1965 года было сформировано управление отдельного ракетного корпуса в городе Джамбуле. Для боевого обеспечения корпуса и его частей первоначально было создано отдельное авиационное звено. Командиром звена был назначен военный летчик 1-го класса капитан Баранов. Позднее звено было переформировано в отдельный авиационный отряд. Командиром отряда был военный летчик 1-го класса майор Трум В.А.
1 июня 1965 года было сформировано управление отдельного ракетного корпуса в городе Оренбург. Для боевого обеспечения корпуса и его частей был сформирован 6-й отдельный авиационный отряд. Командиром отряда был назначен военный летчик 1-го класса капитан Головко Ю.В.
3 сентября 1964 года в населенном пункте «13 Борцов» недалеко от города Красноярск, для обеспечения 36-й ракетной дивизии, были сформированы 140-я ОВЭ и ОРАТО. Командиром ОВЭ был назначен военный летчик 1-го класса майор Соколов Н.П.
В октябре 1964 года недалеко от поселка Жангизтобе в Казахстане для обеспечения 57-й ракетной дивизии были сформированы ОВЭ и ОРАТО. Командиром эскадрильи был назначен военный летчик 1-го класса майор Кабанов Н.Г. Дивизия, эскадрилья и рота располагались в городке Георгиевка (Солнечный).
В декабре 1964 года были сформированы:
- для обеспечения 13-й ракетной дивизии - 84-я ОВЭ (командир участник Великой Отечественной войны, военный летчик 1-го класса подполковник Москвитин Л.Ф.) и ОРАТО в поселке Домбаровский (Ясный) Оренбургской области;
- для обеспечения 38-й ракетной дивизии - ОВЭ (командир военный летчик 1-го класса майор Бондоронок АС.) и ОРАТО в городе Державинск Казахской ССР;
- для обеспечения 4-й ракетной дивизии - 137-я ОВЭ (командир военный летчик 1-го класса капитан Шаров Н.М.) и ОРАТО в поселке Горный, Улетовского района, Читинской области (Дровяная);
- для обеспечения 47-й ракетной дивизии - 139-я ОВЭ (командир майор Ануфриенков АН.) и ОРАТО в поселке Оловянная Читинской области;
- для обеспечения 46-й ракетной дивизии - 107-я ОВЭ (командир военный летчик 1-го класса майор Чуев и.н.) и ОРАТО в городе Первомайске в Украине.
В мае 1966 года для боевого обеспечения 62-й ракетной дивизии были сформированы 68-я ОВЭ (командир подполковник Нагорный Н.Т) и ОРАТО в городе Ужур Красноярского края.
22 июля 1966 года для боевого обеспечения 59-й ракетной дивизии были сформированы 80-я ОВЭ (командир капитан Сухарев АИ.) и ОРАТО в закрытом административном территориальном образовании (ЗАТО) «Локомотивный» города Карталы Челябинской области.
В августе 1966 года 156-я ОСАЭ была переформирована в 17-й отдельный смешанный авиационный полк. Командиром полка был назначен участник Великой Отечественной войны, военный летчик 1-го класса подполковник Уткин Михаил Дмитриевич.
В конце 1966 года для боевого обеспечения 27-й ракетной дивизии были сформированы 52-я ОВЭ (командир военный летчик 1-го класса подполковник Руденко И.В.) и ОРАТО в поселке Свободный Амурской области.
10 апреля 1968 года для боевого обеспечения 7-й ракетной дивизии были сформированы овэ и орато в поселке Выползово Тверской области. Командиром эскадрильи был назначен военный летчик 1-го класса майор Шевченко С.И.
22 апреля 1968 года для боевого обеспечения 28-й ракетной дивизии были сформированы 38-я овэ и орато в городе Козельске Калужской области. Командиром эскадрильи был назначен военный летчик 1-го класса майор Соснин В.Ф.
Во второй половине 1968 года для боевого обеспечения 10-й ракетной дивизии были сформированы овэ и орато в городе Костроме. Командиром эскадрильи был Назначен военный летчик 1-го класса майор Могутов А.М.
24 марта 1969 года для боевого обеспечения 54-й ракетной дивизии были сформированы 60-я ОВЭ и ОРАТО в городе Тейково Ивановской области. Командиром эскадрильи был назначен майор Пикуль В.В.
25 августа 1969 года на базе 28-й ОСАЭ был сформирован 84-й отдельный смешанный авиационный полк. Его командиром был назначен участник Великой Отечественной войны, военный летчик 1-го класса подполковник Касаткин Л.В.
Одновременно с полком 24-я отдельная авиационная комендатура была переформирована в 245-й ОБАТО. Его командиром был назначен майор Томилин Н.Н.
В 1970 году в целях улучшения руководства войсками и повышения надежности боевого управления на базе управлений ракетных корпусов во Владимире, Оренбурге и Омске создаются управления ракетных армий.
Для авиационного обеспечения 27-й РА в городе Владимире 4-й ОАО 13 апреля 1970 года был переформирован в 98-ю ОСАЭ. Командиром эскадрильи был назначен военный летчик 1-го класса подполковник Дворников Ю.Н. Одновременно с эскадрильей сформирована 81-я ОРАТО.
Для авиационного обеспечения 31-й РА в городе Оренбурге 8 июня 1970 года 6-й ОАО был переформирован в 102-ю ОСАЭ. Командиром эскадрильи был назначен военный летчик 1-го класса подполковник Трум В.А. Одновременно была сформирована 72-я ОРАТО. Командиром роты был назначен капитан Гержеван Я.И.
Для авиационного обеспечения 33-й РА в городе Омске 8 июня 1970 года отдельный авиационный отряд переформировали в 105-ю ОСАЭ. Командиром эскадрильи был назначен военный летчик 1-го класса майор Симаков А.И. Одновременно сформирована 78-я ОРАТО. Ее командиром назначили капитана Шевченко Т.Н.
8 июня 1970 года были расформированы отдельные ракетные корпуса в городах Хабаровске, Кирове и Джамбуле. Вместе с ними расформировали и отдельные авиационные отряды.
В 1970 году для боевого обеспечения 19-й ракетной дивизии были сформированы 109-я ОВЭ и ОРАТО в городе Хмельницкий в Украине. Командиром эскадрильи назначен военный летчик 1-го класса майор Билько А.Д.
Для боевого обеспечения 14-й ракетной дивизии в 1971 году были сформированы 108-я ОВЭ и ОРАТО в городе Йошкар-Ола. Командиром эскадрильи назначен военный летчик 1-го класса капитан Архаров Б.К
По опыту развития организационной структуры ракетной дивизии ОС, в ракетной дивизии «Пионер» для всех полков были созданы части и подразделения обеспечения, которые качественно отличались от аналогичных частей ракетной дивизии ОС. Так, например, в штат ОВЭ (по сравнению с дивизией ОС) были включены два вертолета Ми-9 ВЗПУ - воздушные пункты управления с операторами на борту.
27 марта 1974 года началось формирование 159-й ОВЭ и ОРАТО в 52-й ракетной дивизии в поселке Бершеть под городом Пермь. Командиром эскадрильи был назначен военный летчик 1-го класса подполковник Чуев И.Я.
В 1975 году для боевого обеспечения 33-й ракетной дивизии были сформированы 212-я ОВЭ и ОРАТО в городе Мозырь в Белоруссии. Командиром эскадрильи был назначен военный летчик 1-го класса капитан Копьев А.В.
1 июля 1975 года ОАО 53-й ракетной армии в Чите был переформирован в 137-ю ОСАЭ. Командиром эскадрильи назначен военный летчик 1-го класса майор Олейник Н.г. Одновременно была сформирована ОРАТО.
В июне 1975 года с аэродрома Горелово (Ленинград) на аэродром «Перо» (Плесецк) была перебазирована 211-я отдельная опытно-испытательная эскадрилья, которая была переведена в штат 17-го ОСАП. ОРАТО, обслуживавшая эту эскадрилью, осталась на аэродроме Горелово и была расформирована.
В 1975 году в 1-ю эскадрилью 99-го ОСАП на космодроме «Байконур» были введены два самолета Ил-18СИП, а в 1976 году еще два самолета Ил-20РТ.
Для боевого обеспечения 39-й ракетной дивизии 7 Июля 1977 года были сформированы 207-я ОВЭ (командир военный летчик 1-го класса майор Белозубов В.В.) и ОРАТО (командир капитан Турыгин В.М.) в городе Новосибирск.
В этом же 1977 году для боевого обеспечения 32-й ракетной дивизии были сформированы ОВЭ (командир Военный летчик 1-го класса майор Тимофеев Г.г.) и ОРАТО в городе Поставы.
20 декабря 1978 года впервые в РВСН был введен воздушный пункт управления (ВзПУ) в штат управления 53-й ракетной армии в городе Чита, в который входил один специальный самолет Ил-22 с двумя летными экипажами. Аналогичные командные пункты были введены в 1980 году в штат управления 33-й ракетной армии и в 1984 году - в 43-й и 50-й ракетных армиях.
В апреле 1979 года для боевого обеспечения 42-й ракетной дивизии были сформированы 225-я ОВЭ (командир военный летчик 1-го класса майор Шаталов АФ.) и ОРАТО в городе Нижний Тагил.
10 августа 1979 года для боевого обеспечения 8-й ракетной дивизии были сформированы 224-я ОВЭ (командир военный летчик 1-го класса майор Красноперов А.Г.) и ОРАТО в поселке Юрья.
В 1980 году для боевого обеспечения 49-й ракетной дивизии были сформированы ОВЭ (командир военный летчик 1-го класса майор Каширин АС.) и ОРАТО в городе Лида.
В 1981 году в ракетных дивизиях отдельные роты аэродромно-технического обеспечения были переформированы и включены в штаты отдельных вертолетных эскадрилий этих дивизий как роты аэродромно-технического обеспечения. Командиры рот стали подчиняться непосредственно командиру эскадрильи.
В 1981 году в 43-й ракетной армии сразу в двух ракетных дивизиях были сформированы ОВЭ по новым штатам. Б 37-й ракетной дивизии сформирована 308-я ОВЭ (командир военный летчик 1-го класса майор Власов В.Н.) в городе Луцке и в 43-й ракетной дивизии 109-я ОВЭ (командир военный летчик 1-го класса майор Чалый А.В.) в городе Ромны в Украине.
14 сентября 1982 года для боевого обеспечения 35-й ракетной дивизии была сформирована 37-я ОВЭ (командир военный летчик 1-го класса майор Решатов В.В.) в городе Барнауле.
В 1982 году Главное управление космическими средствами (ГУКОС) было выведено из состава РВСН и переформировано в новый род войск - Военно-Космические силы (ВКС). При этом им был передан космодром «Байконур», в состав которого входили 99-й ОСАП, 7-й ОБАТО и 336-й ОБС и РТО.
5 апреля 1983 года для боевого обеспечения 23-й ракетной дивизии была сформирована 261-я ОВЭ (командир военный летчик 1-го класса майор Шрамко КВ.). Эскадрилья формировалась на временном месте базирования в поселке «13 борцов» под Красноярском, а в 1986 году была перебазирована на постоянное место в город Канск-15.
15 февраля 1984 года для улучшения авиационного обеспечения центральных органов управления РВСН было начато формирование 349-й отдельной авиационной эскадрильи и 271-й отдельной роты аэродромно-технического обеспечения. Основой формирования ОАЭ стал личный состав и авиационная техника 44-й ОСАЭ 50-й ракетной армии. Командиром ОАЭ назначен военный летчик 1-го класса майор Хандурин А.М. В 1985 году ОАЭ и ОРАТО были перебазированы на аэродром Ермолино, расположенный в шести километрах северо-западнее города Балабаново Калужской области.
В 1986 году для обеспечения боевой готовности 50-й ракетной дивизии в городе Белокоровичи была сформирована ОВЭ (командир военный летчик 1-го класса майор Бодрицкий В.А.), которая просуществовала всего пять лет и в 1991 году была расформирована.
Последняя отдельная вертолетная эскадрилья в авиации РВСН была сформирована для боевого обеспечения 29-й ракетной дивизии 5 ноября 1989 года. Это была 185-я ОВЭ (командир военный летчик 1-го класса майор Феденюк В.В.). Она формировалась в поселке городского типа Дровяная Читинской области, а 16 июля 1993 года перебазировалась к постоянному месту дислокации в город Иркутск-78.
С декабря 1988 по январь 1997 года в Ракетных войсках стратегического назначения в соответствии с международными договорами о ликвидации и сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД), сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1, СНВ-2) были расформированы: управление 50-й РА (Смоленск) вместе с 44-й ОСАЭ, ОРАТО и ПАРМ), управления 32-й (Поставы) и 49-й (Лида) РД с ОВЭ, а ОВЭ 7-й (п. Выползово) РД была передана в 27-ю РА; управление 43-й РА (Винница) с 15-й ОСАЭ, 8-й ОРАТО, 911-й ПАРМ, управления 19-й (Хмельницкий), 46-й РД (Первомайск), 37-й РД (Луцк), 43-й РД (Ромны), 50-й РД (Белокоровичи), 33-й РД (Мозырь) вместе с ОВЭ. 52-я ОВЭ 27-й РД (п. Свободный) был передан Военно-космическим силам и там расформирована.
В этот же период были расформированы ОВЭ в Державинске, Оловянной, Жангизтобе, Костроме, а 224-я ОВЭ 8-й ракетной дивизии (п. Юрья) была передана в 31-ю РА (Оренбург).
С 1 января 1997 по 1 января 1998 года в Ракетных войсках стратегического назначения в ходе организацианно-штатных мероприятий в 27-й (Владимирской), 31-й (Оренбургской), 33-й (Омской) и 53-й (Читинской) ракетных армиях были расформированы ОВЭ 10-й ракетной дивизии (Кострома), 140-я ОВЭ 36-й ракетной дивизии (Красноярск-66).
30 апреля 1998 года были расформированы 137-я ОСАЭ и ОРАТО управления 53-й ракетной армии (Чита), а 1 мая 1998 года--137-я ОВЭ 4-й ракетной дивизии (Дровяная) была переформирована в 137-ю ОСАЭ и перебазирована в город Читу.
В связи с реформированием Вооруженных Сил в 1998 году 10-й испытательный полигон войск ПВО «Сарышаган» был переподчинен 4-му Государственному Центральному Межвидовому полигону РВСН (Капустин Яр). Вместе с ним в штат полигона была передана 54-я ОВЭ, в состав которой были включены: 18-я авиационная комендатура и 357-й отдельный батальон связи. Эскадрилья базируется на аэродроме «Камбала» в городе Балхаш Казахстана.
В 2001 году 84-й ОСАП 43-й ОНИС на Камчатке был расформирован, и на его базе в июле 2002 года была сформирована 329-я ОСАЭ.
В декабре 2002 года была расформирована 53-я ракетная армия вместе с 3-й ОВЭ 41-й ракетной дивизии (Алейск), 80-я ОВЭ 59-й ракетной дивизии (Карталы), 261-я ОВЭ 23-й ракетной дивизии (Канск), 185-я ОВЭ 29-й ракетной дивизии (Иркутск).
В 2002 году была расформирована 159-я ОВЭ 52-й ракетной дивизии (п. Бершеть) 31-й ракетной армии.
В настоящее время в авиации РВСН задачи обеспечения боевой готовности войск осуществляют: 158-й ОСАП, 6-й ОБАТО, 2404-й ОБС РТО, 54-я ОВЭ, авиационный отдел на 4-м ГЦМП Капустин Яр; 329-я ОСАЭ и 432-я авиационная комендатура 43-й ОНИС на Камчатке; 98-я ОСАЭ, 81-я ОРАТО, 948-я ПАРМ, 10-я ОВЭ, 38-я ОВЭ, 60-я ОВЭ, 108-я ОВЭ, авиационный отдел в 27-й ракетной армии;
84-я ОВЭ, 225-я ОВЭ, авиационный отдел в 31-й ракетной армии; 105-я ОСАЭ, 78-я ОРАТО, 932-я ПАРМ, 68-я ОВЭ, 37-я ОВЭ, 207-я ОВЭ, авиационный отдел в 33-й ракетной армии; 349 ОАЭ и 271-я ОРАТО в Балабаново.


Заранее приношу извинения за возможные погрешности при сканировании.

От А.Мельников
К odissey (05.10.2006 22:09:58)
Дата 06.10.2006 13:49:52

Re: Авиация РВСН

>В связи с реформированием Вооруженных Сил в 1998 году 10-й испытательный полигон войск ПВО «Сарышаган» был переподчинен 4-му Государственному Центральному Межвидовому полигону РВСН (Капустин Яр). Вместе с ним в штат полигона была передана 54-я ОВЭ, в состав которой были включены: 18-я авиационная комендатура и 357-й отдельный батальон связи. Эскадрилья базируется на аэродроме «Камбала» в городе Балхаш Казахстана.

На аэродроме Приозёрск-6 стояли два полка. Они куда делись?

От odissey
К А.Мельников (06.10.2006 13:49:52)
Дата 06.10.2006 23:36:35

Re: Авиация РВСН

>На аэродроме Приозёрск-6 стояли два полка. Они куда делись?
 К сожалению, что все, что ксть в книге. там также отсутствуют сведения о ряде эскадрилий, ракетные армии для обслуживания которых были расформировоны. 
Про те подразделения, которые существуют сейчас в конце помещены дополнительные статьи.
Возможно, что ответы знают составители книги.

От igorGri
К odissey (06.10.2006 23:36:35)
Дата 08.10.2006 12:46:48

А вообще книжка стоящая? (-)


От odissey
К igorGri (08.10.2006 12:46:48)
Дата 08.10.2006 14:51:56

Re: А вообще...

Общая характеристика: парадная история службы.
Про первую главу я написал.
Три следующие - история центрального аппарата службы.
Шесть глав про авиационные подразделения, которые существуют в настоящее время - тут история эскадрилий сгруппирована по ракетным армиям и полигонам. Тут самое интересное по командному составу. Вообще в книге много фотографий военнослужащих.
Информации по катастрофам нет, но приведен список летного состава, которые погибли. Всего 17 человек.
Основной недостаток, на мой взгляд, - очень мало сведений о подразделниях, которые в настоящее время расформированы.
Вообще, почти вся история в книге дана через призму отдельных личностей.
Общая оценка - хорошо.
К тому же, думаю, что в ближайшее время ничего подобного издано не будет.
Одиссей.