От badger Ответить на сообщение
К HorNet Ответить по почте
Дата 21.09.2011 13:58:41 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; Версия для печати

Re: Поростите чайника...

>До какого отсчета времени он такой выпускался? Применялся в бою? Были ли различия в радиооборудовании 2-местных и одноместных Илов? Получали ли стрелки-радисты именно радио-подготовку и имели ли 2-местные машины выраженное преимущество в качестве радиосвязи за счет специалиста-радиооператора на борту?

http://www.23ag.ru/html/il2_page_14.html

К радио появление стрелка отношения не имело.


А.С. Оборонительное вооружение? Нужна ли была задняя огневая точка? Эффективность огневой точки стрелка на Ваш взгляд – низка, высока, достаточна? Мог ли стрелок вести огонь вниз?

Г.Р. Оборонительное вооружение было нужно безусловно. Все-таки по сравнению с истребителем, штурмовик очень тихоходная и инертная машина. Да и по маневренности штурмовик сопоставим с истребителем только на горизонталях, во всем остальном уступает. Появление на Ил-2 стрелка резко снизило наши потери от огня истребителей противника. И дело тут даже не только в пулемете, но и в том, что повысилась эффективность противоистребительного маневра, маневрировать летчик стал по команде стрелка. На одноместном «иле» как было? Сзади же ни черта не видно. Вот идем мы к цели. Ну, знаю я, что сзади «мессер» в атаку заходит, а толку? Кого он атакует, меня, соседа? Где он, далеко, близко, выше, ниже? Вот летишь и понимаешь, что надо в «круг» становиться, а то посбивают всех на хрен, но в «круг» становиться нельзя, цель еще не атакована. Летишь и думаешь: «Хоть бы зенитки быстрее стрелять начали!» - потому, как в зону зенитного огня «мессеры» не полезут. Нет, конечно, что-то и мы пытались делать. Бросали самолет вверх-вниз, вправо-влево. Но, такой противоистребительный маневр опытному летчику-истребителю помеха не большая. Всё равно, он подойдет вплотную и тебя подловит. Сам ему в прицел влезешь.
С появлением же стрелка, летчик уже знал четко, откуда заходит истребитель, и что истребитель заходит в атаку именно на него, и маневрировал соответственно только в самый нужный момент, не раньше, не позже. Только «мессер» на дистанцию огня выходит, стрелок командует маневр и трассы идут мимо. И пулемет стрелка, конечно, тоже лишним не был.
Эффективность заднего 12,7 мм пулемета УБТ считаю вполне приемлемой. Пулемет стрелка был очень мощный, со ШКАСом не сравнить.
Конечно, 1-н пулемет слабовато против 5-ти огневых точек у Bf-109. Поэтому понятно, что одиночному «илу» отбиться от истребителя противника было тяжело. Но, во-первых – мы никогда не летали в одиночку, минимум парой, а это значит, что атаку истребителя отражает уже два пулемета, во вторых - даже четверка «илов» уже могла стать в «оборонительный круг» (не говоря уже об эскадрилье), и если мы в «круг» становились, то «мессеры» в него соваться уже не рисковали. «Круг» мы строили на малой высоте, значит снизу атаковать нельзя. Сверху сунется, так если «по ходу» «круга» - стрелки ему навстречу бьют, против, совсем плохо – летчики из курсовых пулеметов и пушек. Если учесть, что на подбитие «мессера», даже двух-трех крупнокалиберных пуль вполне «хватало», а немецкие летчики-истребители рисковать не любили, то, задняя огневая точка, хорошо выполняла оборонительную функцию. Заставляла истребители противника «опасаться», держала «на расстоянии», не давала стрелять «в упор».


http://www.airforce.ru/history/ww2/ryabushko/index.htm

Одноместный Ил-2 имел маневренность лучше и теоретически группа хорошо подготовленных летчиков на одноместных Ил-2 имела бы лучшие шансы против группы истребителей при наличии нормального радио "прием-передача" на всех машинах, поскольку обзор назад минимальный - это надо компенсировать радиообменом между пилотами, при ведени "свободного" боя. На практике ситуации такой быть не могло - штурмовики не были "свободными", они должны были выполнять основную задачу по штурмовке и освободиться от бомб до цели не могли, не могло быть целой группы хороших летчиков в период когда одноместные Илы доминировали, на большинстве одноместных были только приемники. В сложившихся условиях двухместная машина была благом.

Вот из воспоминаний Берегового:

Однажды четверка наших «илов», спалив автоколонну, возвращалась к себе на базу. Шли под прикрытием четверки истребителей, шли весело, и кто-то, кажется Солтан Биджиев, все время пытался запеть, но мешал Пряженников.

— Солтан! А Солтан! — басил в наушниках его голос.— Почему ты долбал по колонне только из стволов? А «капустку» куда? На ужин себе решил оставить?

«Капустной» Пряженников называл ПТАБы — противотанковые авиационные бомбы. Когда, охотясь за танками, мы сбрасывали эти пятифунтовые штуковины, взрывы от них напоминали сверху кочаны капусты.

— Пустой ты человек, Саша! — добродушно огрызался Биджиев. — «Капустку» не для себя — для «тигров» надо беречь. Сам знаешь, они вегетарианского не любят. А грузовик я и из ствола очень даже хорошо сковырну. Спроси у Кумскова, он небось уж и итоги подбил.

— Кончай трепаться, ребята! — не выдержав, вмешался в спор Виктор Кумсков, один из лучших летчиков у нас в полку. — Во-первых, к ужину будут малосольные огурцы — сам лично бочку на кухне видел. А во-вторых, поминать фрицев нынче не вам, а мне.

После каждого удачного боевого вылета летчики, собираясь в столовой, привычно ждали от Кумскова очередного победного спича. И Кумсков никогда не отказывал себе в удовольствии сказать несколько «теплых» слов за упокой фашистов.

Я знал, что и теперь треп не кончится до самого аэродрома: возбужденные в пылу недавнего боя нервы требовали разрядки. Вдобавок к нашей болтовне подключились и озорные реплики летчиков-истребителей. В наушниках шлемофонов царила неразбериха: перебивая друг друга, гудели голоса, слышались взрывы смеха. Солтан Биджиев опять пробовал затянуть песню. И вдруг, перекрывая шум, кто-то крикнул:

— Шесть «мессеров» справа по курсу! Мгновенно наступила тишина — как отрезало. И тут же снова:

— Еще шесть! Там же!

Немцы появились настолько внезапно, что уклониться от боя было уже поздно. Чтобы принять решение, оставались считанные секунды. Можно было, конечно, спикировать да, прижимаясь к земле, попытаться уйти. Но каково будет истребителям прикрытия?.. Нет, оставить товарищей по оружию мы не могли: силы были неравны, и я приказал группе штурмовиков следовать за мной. [66]

В эфире послышался ответный бас Пряженникова:

— Правильно, Жора!

Ребята поняли, что я решил связать боем немцев. А те, конечно, не заставили себя ждать долго: тут же навалились на нас восьмеркой. Четыре оставшихся «мессера» завязали бой с четверкой прикрытия.

Всей группой мы снизились метров до двадцати, как говорится, легли на живот, не давая немцам зайти снизу, и так все время меняли свой строй, чтобы каждый попеременно становился то ведомым, то ведущим, — этим создавались наиболее выгодные для воздушных стрелков условия для отражения атаки фашистских «мессеров». Называлось у нас чехардой.

Нельзя сказать, что это было легким и простым делом, но ничего другого нам не оставалось. Вести бой на равных при разнице скоростей в полтораста километров значило бы через минуту-другую все четыре «ила» превратить в четыре факела. А меняя строй и страхуя друг друга, нам удалось отвлечь на себя восьмерку противника, не подпуская его в то же время достаточно близко. Откуда бы ни заходили «мессеры» в атаку, везде их встречали пулеметные трассы, и, показавшаяся поначалу легкой, добыча фашистам оказалась не по зубам.

Все до одной машины вернулись на базу целыми и невредимыми. И вечером в летной столовой, приступая к очередным «поминкам», Кумсков присчитал за упокой и ту пару «мессершмиттов», которых подожгли истребители прикрытия.

— На этот раз, — хрустя огурцом, сказал Кумсков, — не они, а мы их, чертей слепых, прикрывали!

— Ты вот кроешь нас почем зря! — всерьез обиделся на шутку Кумскова один из истребителей. — Списки какие-то поминальные на фрицев завел. А когда сам без прикрытия остался, небось пешком на аэродром притопал. «Ил»-то свой в тот раз куда, тоже в поминальные списки внес? Или позабыл?

Кумсков и в самом деле однажды чуть было не попал в подобные списки. Во всяком случае, похоронную на него в полку заготовили, оставалось лишь отправить в тыл, по адресу...


http://militera.lib.ru/memo/russian/beregovoy/01.html


>Наткнулся просто на протоколы "интервью" с пилотами американских палубных "донтлессов" - там ответы в основном такие: на палубном пикировщике нужен не столько стрелок, сколько радист. Как стрелок, если мы работаем по целям с прикрытием - он не особо нужен; если мы работаем в одиночной/парной дальней разведке - не нужен вообще: все равно собьют, если напоремся на истребители. Дайте нам нормальное войс-радио, и он не будет нужен как радист. Примерно так. Это дословно - Кларенс Дикинсон, пилот VB-6 с "Энтрепрайза", потопивший I-70 и загнавший первую 454-кг бомбу в "Кага".

Тут ответ содержиться в вопросе - палубники летали на дистанции, которые Ил-2 были просто недоступны, соответственно потребности в выделенном радисте для работы на радио на большие дистанции у Ил-2 не было в принципе.