>Да, Вы неверно поняли мои слова, потому что у меня написано, что "часто колаборационизм носил вынужденный характер", т.е. да, я считаю, что все без исключения "сотрудничавшие с врагом" и заслуживают осуждения на основании только одного этого факта, без понимания конкретных обстоятельств, толкнувших человека на этот шаг.
Прошу прощения. Значит я сражался с ветряными мельницами.
>И ирония насчет "они просто хотели жить" тут не очень уместна.
Это к сожалению - мысль(перефразированная) режиссера фильма. Он так думает.
>Вы - не писали. пункт про Добробабина в отношении фильма у меня появился в связи с тем, что тема его службы у немцев используется критиками фильма. Я попытался объяснить, что имено в данном контексте последующая измена Добробабина никак не бросает тень на остальных бойцов дивизии.
Согласен. Но бросает тень на миф.
>Ну вот опять... есть Добробабин - красноармеец и есть Добробабин - полицай.
Алексей написал ниже - "выжить любой ценой" и "героизм в бою" плохо сочетаются. Я с ним согласен. Хотя допускаю, что бывает всякое.
>Жизнь и судьба Добробабина не может служить воспитательным примером, но невозможно исключить участие красноармейца Добробабина из боев под Москвой.
Вы сейчас про фильм? Если да, то конечно можно.
>Я имел ввиду конфликт отношения к тем кто "просто хотел жить", включая и пленных.
>Но и в части искупления таки да - о возможности такого искупления.
Главное о стремлении искупить. Чего у Д. не наблюдалось.
>Иначе бы книги не было. А если бы не было возможности бежать? Так и служил бы пока не освободили.
Тогда бы и Шолохов не написал про него.
>Иначе кино бы не было.
Именно. Советский кинематограф тянул людей вверх.
>Ну некоторым удалось до Лиенца добежать. В 1944 еще было куда.
Какой хороши человек однако. Только до Одессы добежал. А ведь мог и в Южную Америку с Борманом на подводной лодке уйти.