От домовой Ответить на сообщение
К Железный дорожник Ответить по почте
Дата 08.03.2013 12:27:27 Найти в дереве
Рубрики WWI; Версия для печати

Сдается мне, джентельмены ....

Вы совершенно точно, на мой взгляд, подметили роль войн, как локомотива развития промышленности в России. Однако вывод "сбрасывания назад не происходило" мне кажется довольно поспешным.
Действительно, с началом ПМВ ситуация на желдорогах вполне схожа с таковой в других отраслях. Решение проблем, как и в других отраслях, виделось, как в мобилизации промышленности, так и в строительстве новых предприятий. Причем, некоторые из них были построены уже в 1917г. Разумеется, как Вы совершенно справедливо отметили, в период 1915-16г. наблюдался революционный рост. Но связан он был только с войной.
В качестве примера можно привести ситуацию с выпуском кислот, потребность в каковых с началом войны выросла весьма значительно. В 1915-16г. эту проблему удалось решить и кислотами промышленность была обеспечена в достаточной степени. Причем, в 1915г. был издан специальный циркуляр, запрещавший свободную продажу оных кислот (как и других химикатов) в частные руки. Только по специальному разрешению. Однако уже в начале 1917г, когда сих кислот понаделали ну очень много, встречаются отказы в дальнейших продлениях контрактов. Потом уже заводы ВВ и порохов просто выть начинают - не надо нам больше кислот! Циркуляр, запрещающий продажу отменяется, разрешается свободная торговля, но ... желающих не находится, кроме тех, кто пользовал сии кислоты и до войны, причем на тот же объем. Приблизительно такая же картина наблюдается и по всем остальным химикатам. Результат - уже работающие заводы в середине 1917г. сокращают производство, а новые (Казанский, например) так его и не начинают.
Другими словами, происходит то самое "сбрасывание назад". Не вижу причин, чтобы точно то же самое не имело бы места и в железнодорожном деле.
Хотя, таки да, изучая развитие химпромышленности, я имел такие же мысли относительно высочайших темпов в 1915-16г., как и Вы.

С уважением, домовой.