От Вулкан Ответить на сообщение
К Вулкан Ответить по почте
Дата 07.03.2013 13:57:55 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

Наверное сюда к месту будет вот

Приветствую!
>Приветствую!

>Меня часто спрашивали – а зачем вообще Россия в Северную войну начала строительство Балтийского флота? Ведь без своей морской торговли флот по сути не нужен, защищать ему, мол, некого, да и средств стоит бешенных. С легкой руки даже каста такая появилась – «флотофобы Мезозойского петровского периода». Краткий лозунг этих людей – флот есть зло, бессмысленный попил бабла, а Петр – главный попильщик России, бессмысленный в своем самодурстве и беспощадный.
>Я уже довольно много писал о появлении флотов Англии, Голландии, Франции, а теперь хотел бы предложить… Швецию. Да-да, вы не ослышались, именно ту самую Швецию. Ведь если шведские короли строили флот, не имея своей значимой морской торговли – значит наверное они тоже попильшики, бессмысленные и беспощадные?
>Вообще флот на приватирской основе появился в Швеции в 1522 году – именно тогда восставшие провинции Дании наняли 10 кораблей у ганзейского Любека для защиты от набегов датчан. Кстати, заплатил Густав Ваза за этот наемный отряд довольно кругленькую сумму – 42000 марок, что эквивалентно 10 бочонкам серебра. Откуда в полунищей провинции Дании нашлись такие деньжища – история умалчивает. Тем не менее именно с этого наемного отряда началась история ВМС Швеции. Став королем Ваза продолжал заботиться о флоте, и после его смерти (1560 год) флот Швеции насчитывал до 30 кораблей. Уже здесь мы видим, что основная задача шведского флота – защита собственного побережья от набегов датчан. Правда у Дании, раздираемой междоусобицами и религиозными волнениями, не было сил ни на какие десанты, но кого это волновало? Кстати, это обвинение очень часто применяют к Петру – мол, у Швеции не было сил на десанты в Прибалтику, а тут этот полоумный флоты строит. Давайте тогда и Густава Вазу признаем полоумным. Он же тоже строил, исходя из предположения, что такой вариант возможен.
>Да, кстати, о шведской морской торговле на 1522 год. Ее попросту нет. Конечно, ту дюжину транспортно-торговых лихтеров, которые курсировали между Любеком, Штральзундом и Стокгольмом, кто-то посчитает достаточно большим торговым объединением, но строить ради них порядка 30 военных кораблей???.. Хм…
>Торговля Швеции того времени вполне напоминала торговлю России времен Петра I – в Швецию плавали за товаром, чаще всего – за железом и медью.
>Эрик XIV, взошедший на трон, резко ускорил строительство флота, но хотя бы использовал его по прямому назначению. Десанты в Финляндию, война с Ливонией, захват Таллина, то есть флот использовался как инструмент экспансии. В 1566 году флот насчитывал 60 кораблей, с 2000 пушек и 7000 моряков. Однако после смерти Эрика от флота Петра? остались рожки да ножки. Он высочайше изволил сгнить.
>Тем не менее настоящее клепание корабликов Шведы начали при знаменитом Густаве-Адольфе, продолжили королеве Кристине, и Карле X. Правда этот флот либо перевозил войска, либо сидел в базах, воевать у него не получалось вообще. Ну или почти вообще, поскольку пару-тройку побед над датчанами все же можно вспомнить, однако если разбираться в этих сражениях – вина датчан там как бы не больше, чем неумение шведов. Итак, состав флота на 1644 год: 40 больших кораблей, 40 галер, 150 мелких судов (так называемый островной или архипелажский флот); более того – в 1678 году Петр I Карл XI начинает строительство Питербурха Карлсконы, то есть главной базы флота, строящейся исключительно для флота. Состав шведского флота на 1697 год – 37 линейных кораблей и 8 фрегатов.
>Ах да, мы забыли про шведскую торговлю. Она существует. Но… как бы помягче выразиться… она сосредоточена в периметрах Швеции и восточной части Балтийского моря, то есть Швеция торгует со своими завоеванными землями – Померанией, Прибалтикой, Финляндией и т.д. Опять таки – основой оборот стране делают купцы, которые плавают в Швецию сами. Кстати, численность шведского торгового флота на 1697 год прямо-таки потрясает – 147 судов более 200 тонн. Для сравнения – у Англии в тот же период порядка 5000 торговых судов. У Франции – около 2000 торговых судов. Но все они по сравнению с Голландией просто карлики – до 20000 торговых судов.
>Итог Северной войны всем известен – Швеция проиграла по всем статьям. Ах да, скажут некоторые, это ж Россия проиграла, ведь Петр заплатил Швеции компенсацию за Прибалтику. Кстати, а куда пустили шведы эти деньги? Ведь страну сотрясала инфляция, и чуть ли не дефолт. А… пустили они эти деньги на флот. Прежде всего в 1726 году в Питерсбурхе в Карлсконе был создан новый каменный док, где все корабли прошли тимберовку. С усиленной энергией начал строиться галерный флот (в 1756 году был выделен из-под флотского командования и отдан генералам, стал называться «армейский флот»), были закуплены 9 кораблей заграницей.
>Кстати – с морской торговлей Швеции все так же грустно – плавают к ним, а не они. Ну тут некоторые вспомнят шведскую Ост-Индскую компанию – а я просто предложу поглядеть на дату ее создания – 1731 год. А так же вспомнить, что стояли у ее истоков шотландцы, а не шведы. Шведская Вест-Индская компании – 1745 год. Если же говорить об унылой истории шведской Африканской компании (1649 год) со всеми ее 17 судами – это будет грустная и недолгая история. Англичане, датчане, голландцы быстро прихлопнули эту лавочку. Ну кто захочет – сам почитает.
>И вот теперь сижу я и думаю – а может все-таки если начинать судить Петра – то без двойных стандартов?

>Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота