Почитал немного про к/ф "Викинг", подумал. "Масштабное кино" made in RF я не смотрю по целому комплексу причин, в т.ч. и в связи с его антисоветизмом и/или тупорылым сомобичиванием той или иной степени тяжести. Так что, "Викинг" мне не грозит.
Интересно бы было, конечно, увидеть что-нибудь новенькое по русскому СВ, т.б. что свежих публикаций или книг, кроме "монголов" Храпачевского и пары коротеньких старых изданий русских летописей, у меня здесь ничего и нет, увы.
Т.к. продвинутым любителем периода и места я не являюсь, то ничего по нему не пишу (в отличии от многочисленных форумских "спецов" по СВ западноевропейскому, ага), но вот нашёл в своих запасах такой специальный номер умершего уже, к сожалению, журнала "L'archéothema":
[287K]
Кроме французов в номере статьи Казанского (сотрудник парижского центра истории и культуры Византии), Кирпичникова и Медведковой, хотя сам номер "галопом по земле русской" : от древнеславянской археологии и до града Петрова. В первой статье Казанского "Перед рождением России. Славянская археология" дана такая карта славянского распространения:
[217K]
Вверху -- карта зарубинской культуры I-IV вв., ниже -- славянское расселение V-VII вв., в самом низу -- соседствующие славяне, балты и финны. Статья даёт общее описание постепенной идентификации племён, "вступивших в контакт" с ВРИ на Дунае, как "славян" и их распространению на степи современных Украины и Молдавии в V-VI вв. Подчёркивается существование у склавенов (?) и антов военно-административной иерархии, а также упоминается использование лепной керамики (без использования гончарного круга), как племенного "маркера". Кратко описывается нашествие аваров, их поражение от византийцев, а также быстрая эмансипация во всех этих и последующих передрягах славянских племён: улучшение земледелия, развитие ремёсел и торговли, совершенствование военного дела, с последующими христианизацией и появлением кириллицы (забегая вперёд). "Начиная со второй половины VI и, в первую очередь, с VII вв., славянская культура начинает быстро эволюционировать".
С того же VII в. появляются укреплённые поселения, обнесённые валом и рвом, где находят (археологи) многочисленное оружие, в том числе элементы кольчуг и проч. доспехов, говорящих о "профессионализации" дружин. После параграфа о хазарах и продвижении славян на север европейской части современной РФ, автор пишет о зарождении Руси в IX столетии: ядро "союза" славян, финнов и скандинавов (варягов) формируется около Ильменя и Ладоги. Дальше про Рюрика и быстрой славянизации "русов" после их прихода в Киев.
На следующей пикче приводятся некоторые полезные ссылки, фото валов Изборска и раскоп "типичного славянского дома", где отмечается, что славяне являлись едва ли не единственным "народом" в Центральной Европе, имевшим в домах каменные или глиняные печи:
[194K]
Вторая статья Казанского посвящена киевской археологии. Начинается она вот с этой фотографии раскопа Толочко в Подоле от 1972 г. Беревенчатый сруб, как типичный представитель:
[236K]
Киевские артефакты из публикации Ивакина:
[157K]
Первые поселения славян ("дунайского типа") в пределах Киева датируются VI-VII вв. Найдены остатки 4-метрового по глубине и ширине рва, каменное основание языческого святилища и украшения. Площадь первого идентифицированного поселения -- 2 гектара. В дальнейшем Киев "обогащается" арабскими монетными кладами (начиная с VIII в.).
X век -- время формирования и роста русских городов. СВ Киев XI-XII вв. занимает уже 80 га (400 -- с посадами) и имеет население в 40-50 тыс. чел., делясь на верхний город и нижний (Подол):
[276K]
Указывается на восточное (арабо-тюрское) влияние в киевском ювелирном искусстве и говорится о постепенно растущем последующем византийском влиянии, после вхождения Киева в "сферу влияния Византии". С другой стороны, скандинавское культурное влияние, очень заметное в X в., быстро уменьшается в ходе славянизации старой воинской и княжеской элиты в X-XI вв.
Последний скан с мини-библиографией и реконструкцией киевского двора (от 300 до 800 квадратных метров, не хухры-мухры):
[204K]
Последний абзац автора таков: В 1240 г., во время татарского нашествия, город был полностью уничтожен. Археологические раскопки показали ужасающую картину. Дома были сожжены, иногда вместе с их обитателями, разбросанные скелеты которых находят в отдельных случаях в больших кол-вах. Последние защитники города закрылись в Десятинной церкви, которая была также подожжена перед тем, как обрушилась [на них] под ударами татарских осадных машин. После долгого периода упадка Киев снова становится важным и большим городом [только] в XVII в.
ЗЫ. Попрошу без островыраженных батхёртов, сильвупле. Если же что-то непонятно/неточно, то не портите стулья, а просто спрашивайте или поправляйте.
ЗЫЫ. Написал/перевёл я всё это только потому, что показалось уместным поделиться видением из, пусть и популярного, но таки исторического журнальчега, далёкого от представления русских à la "Викинг". И самому было интересно, и м.б. кому-нибудь пригодится/поможет. Как-то так.