От Д.И.У. Ответить на сообщение
К И. Кошкин
Дата 16.10.2018 14:37:19 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; Версия для печати

Впрочем, речь в моем комменте не о том.

>В Риге и Ревеле у русских были даже церкви. Русские купцы регулярно бывали на Готланде.

>Препятствием же к более дальним плаваниям было отсутствие кораблей.

Вопрос был - оказывали ли немецкая Ганза влияние на политическое устройство и вообще социум и культуру Новгорода.
Повторюсь - почти не оказывала. Никто из новгородцев в западных университетах не учился (по крайней мере, ни разу не встречал таких упоминаний где-либо). Знание немецкого языка, тем более латыни, было редкостью даже среди крупного купечества и боярства. Обычно ограничивалось специальными толмачами плюс избранными из священства. Нет свидетельств, чтобы какой-либо из новгородских институтов управления брал за образец что-то современное западноевропейское - зато тьма свидетельств преемственности со "староотеческой традицией".

Новгородские князья, посадники, бояре, купцы, кончанские ремесленники, священство были совершенно обычными русско-православными по духу и менталитету, по узости кругозора и набору стереотипов. не имели и не желали иметь ничего общего с немецкими купцами, тем более, ливонскими баронами.
Скорее, в Москве можно было найти более широко мыслящих людей с середины 15 в. Там, кроме новгородско-ганзейского пути, поддерживали и постоянные сношения с итальянцами через Черное море (до 1475 г.), а с 1460-х проложил отдельный неганзейский сухопутно-санный путь Нюрнберг через Лейпциг, Польшу и ВКЛ. Это позволило моск.вел.князю обращаться с Ганзой много свободнее, чем новгородцам.