От Claus Ответить на сообщение
К gull
Дата 27.05.2020 21:52:52 Найти в дереве
Рубрики ВВС; 1917-1939; Версия для печати

Именно в нем проблема и это очевидно, если чуть внимательнее на цифры посмотреть

>В октябре 1941 Наркомнефть выпустила, по разным данным, 118-119 тыс. тонн авиабензина (не считая КБ-70). ВВС КА за этот месяц потратили почти 95 тыс. тонн авиабензина - 27,6 тыс. тонн на фронте и 67,3 тыс. тонн в тылу. Здесь не учтено потребление бензина ВВС ВМФ, но оно было довольно скромным, во всяком случае гораздо меньше, чем разница между выпуском НКН и потреблением ВВС КА.
Про 1941 данные надо искать, но в октябре 1943 лимит флота 4000т - Б-78, 1000т - Б-74, 7000 - Б-70.
Но здесь есть нюанс - в 1943 флот сделал в 9 раз меньше вылетов чем ВВС (75 тыс. против 678тыс), а в 1941 (за полгода) только в 3.5 раза (76тыс. против 270 тыс). Так что в 1941 доля флота в потреблении бензина должна быть существенно выше, чем в 1941.
Если брать пропорционально числу вылетов, то в октябре 1941 флот должен был потратить больше 20 тыс.т. авиабензина.
Плюс были ПВО, ДА, ГВФ. Не уверен, что они вошли в приведенные Вами 95 тыс.т.

Плюс в 1943 часть топлива направлялась в резерв, в 1941 наверняка делали также.
Для октября 1943 резервы:
Резерв командующего ВВС: Б-78 - 400т, Б-74 - 700т., Б-70 - 600т.
Резерв центра: Б-78 - 2800т, Б-74 - 0, Б-70 - 1655т.

Как раз в районе 118-119 тыс.т. и набегает.

Ну и главное у вас логическая ошибка. Вы почему то КОПЕЕЧНУЮ разницу между расходом и производством авиабензина пытаетесь представить как отсутствие дефицита.
Простейший пример - человек получает 20 тыс.руб. и живет от зарплаты до зарплаты. Но ужавшись, он откладывает по 2 тыс. руб в месяц и за год может накопить сумму большую месячной зарплаты.
Это, что отменит, что по факту он живет "от зарплаты до зарплаты"?

У ВВС и люфтваффе была именно эта ситуация, ужавшись они могли ЧУТЬ ЧУТЬ, как правило менее 10%, отложить. А когда требовалось летали за счет расхода накопленных резервов.

Кстати, если вспомнить, что эта тема про немцев, люфтваффе в 1941м потребляли авиабензина БОЛЬШЕ чем производили и вылеты обеспечивали за счет резервов, которые у них к декабрю сократились более чем вдвое по сравнению с летом 1941го.
Из этого можно сделать вывод, что у них дефицита топлива не было? И что они могли спокойно увеличить свою численность?

>С другой стороны, не учтен импорт бензина.
В 1941 завоз бензина в СССР всего 98300т + 6900т компонентов. Большая часть его в 1941 скорее всего и до фронта дойти не успела.
В 1942 завоз вообще 43600т + 28000т компонентов.
Но здесь нюанс - после разгрома 1941го численность сократилась и бензина стало в целом хватать.
А вот дальше снова начались те же проблемы - в 1943 самолетов в разы больше, чем в 1941, а расход бензина практически такой же.


> В каждый из предыдущих месяцев войны выпуск авиабензина был выше, а расход ниже, чем в октябре.
ЧУТЬ выше. См. пример "от зарплаты до зарплаты, но немножко откладываю"

>Однако вплоть до весны 1942-го производство авиабензина соответствовало потреблению.
Наоборот - потребление соответствовало производству. Это и есть дефицит.

>Тем не менее запасы авиабензина, накопленные в 1941-м, позволили пережить самые тяжелые месяцы второй половины 1942 и первой половины 1943, пока восстанавливающаяся нефтепереработка набирала темп.
Да, если жить от зарплаты до зарплаты, но чуть чуть откладывать, можно немного накопить.

>Так что не в дефиците авиабензина причина неудач советских ВВС в 1941-1942, увы.
Именно в нем.
Когда живешь от зарплаты до зарплаты, это дефицит денег.
Когда потребление примерно соответствует производству, это дефицит бензина.
И когда производство превышает расход аж на 5% или даже на 10%, это означает, что возможностей для роста практически нет.
И эти 5-10% говорят не об отсутствии дефицита, а о том, что даже в условиях дефицита командование пытается некие резервы создавать и поддерживать, откладывая по чуть чуть.