От Marat Ответить на сообщение
К All
Дата 28.06.2000 17:38:26 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; ВВС; Версия для печати

Жертвы необъявленных войн

Приветствую!

Сильно подозреваю, что многие подписаны на рассылку CityCat, или уже читали в Известиях, но все же...

-------------------
Известия, 5 января 1994 года

Жертвы необъявленных войн. Hиколай Бурыга.

В донесениях прошлых лет есть такое сообщение: "18 ноября 1952 года в 30 -
35 километрах к югу от мыса Гамова произошел бой группы американских
самолетов с четырьмя советскими истребителями МиГ-15. После боя с
американцами два наших самолета на аэродром не вернулись". (До сего дня это
донесение нигде и никогда не публиковалось)
Американские самолеты взлетали с авианосца, находившегося в 100 километрах
от побережья.
Hо в донесении штаба пятого военно-морского флота уже говорится о трех
советских истребителях, не вернувшихся на свой аэродром. Воспроизведем это
донесение и попробуем восстановить картину боя между американскими и
советскими летчиками. Тем более сегодня существуют две версии, значительно
отличающиеся друг от друга..
Советская версия.
"В 14 часов 17 минут была обнаружена группа неизвестных самолетов южнее мыса
Гамова. В 14 часов 33 минут эта группа самолетов начала движение курсом на
север в сторону нашей территории.
В 14 часов 48 минут командир авиазвена капитан Беляков доложил с воздуха,
что два самолета заходят в хвост и что он вступает с ними в бой. После
этого донесения связь с истребителями прекратилась.
Как установлено, воздушный бой произошел на высоте 8 тысяч метров над морем
в
30 - 35 километрах от побережья мыса Гамова в 10 - 15 километрах от нашей
морской границы.
Из четырех истребителей на аэродром возвратился один, который во время боя
оторвался от своих самолетов. Другой, вследствие отказа двигателя, упал в
море в районе мыса Льва и в воздушном бою не участвовал. Летчик погиб.
Остальные два самолета предположительно сбиты американцами"
Американская версия. Из секретных до последнего времени документов армии
США.
"Утром 18 ноября 1952 года операторы РЛС крейсера "Хелена" засекли большее
количество высокоскоростных целей, приближающихся с севера. В 13 часов 29
минут было определено от 16 до 20 самолетов, шедших с севера.
В 13.36 лейтенант Е. Рейс Уильямс, командир 2-го звена, доложил, что видит
семь МИГов. Ему поступило указание: набрать высоты и следовать курсом на
северо-восток. Поднявшись на высоту, командир звена F-9 заметил четыре
самолета противника, направляющихся в сторону порта. МиГи открыли огонь.
Командир звена направил свой самолет в середину строя противника и тоже
открыл огонь. Один из МИГов задымился и вошел в штопор.
Все семь МиГов вступили в бой. И два американца были отсечены от основных
сил. Третий начал подъем для помощи своим товарищам, однако не успел: был
поврежден. Летчик Уильямс видел, как с подбитого МиГа выбросился летчик с
парашютом, о чем незамедлительно сообщил на базу. Лейтенант Уильямс
повернул на базу. Hо при подходе к основным силам его самолет был ошибочно
обстрелян своим эсминцем.
Результаты боя следует признать успешными, так как в недолгом воздушном бою
сбиты два МиГа и один поврежден"
Что же стало с летчиком советского МиГа, которому удалось
катапультироваться? Как сообщил на запрос российской стороны посол США по
особым поручениям Малкольм Тун, тогдашний поиск советского летчика,
выбросившегося с парашютом, не привел к положительному результату. И о его
судьбе американцам ничего неизвестно.


Известия, 11 января 1994 года
Жертвы необъявленных войн. Hиколай Бурыга.

4 сентября 1950 года в 12 часов 44 минуты самолет "А-20" был атакован 11
американскими самолетами и упал, в море неподалеку от острова Хайон-дао.
Экипаж 3 человека. О судьбе экипажа по настоящее время ничего не известно.
27 июля 1953 года пассажирский, самолет Ил-12 совершал перелет из
Порт-Артура во Владивосток и был атакован четырьмя американскими
истребителями. О судьбе экипажа и пассажиров (всего 21 человек. Авт.)
ничего не известно. 15 июля 1964 года экипаж самолета "ТУ-16" из района,
который находится в 200 км и востоку от побережья ЯПОHИИ, доложил об
о6наружении американской авианосной группы. После этого донесения связь с
самолетом прекратилась. Экипаж - 7 человек.
25 мая 1968 года, пролетая над Hорвежским морем, экипаж "Ту-16" доложил об
обнаружении американского авианосца "Эссекс". После доклада самолет
загорелся и упал а море. Экипаж 7 человек. Вертолет авианосца поднял
останки трех членов экипажа и передал их на наш эсминец. О судьбе остальных
ничего не известно.
4 августа 1976 года в 20 часов 15 минут в районе острова Hьюфаундленд
ведомый самолета "ТУ-95РЦ" наблюдал беспорядочное падение ведущего. Экипаж
пропал без вести.
10 января 1978 года в 700 км юго-восточнее Курильских островов в 21 час 36
минут была потеряна связь с самолетом "ТУ-95РЦ". Самолет и экипаж не
найдены. Чтобы прояснить все эти случаи, уже в наши дни российское
руководство, точнее, специальная комиссия, возглавляемая Дмитрием
Волкогоновым, обратилась в США с просьбой предоставить копии американских
документов, отражающих хоть какие-либо сведения об экипажах пропавших
самолетов. Вскоре американцы передали данные по некоторым пропавшим без
вести советским самолетам.
В письме на имя советника президента, по вопросам безопасности Дмитрия
Волкогонова сопредседатель американо-российской комиссии по установлению
судеб военнослужащих и пропавших без вести Малнольм Тун коротко сообщил:
"Мы определили 12 инцидентов, которые привели к потерям советских
самолетов. Однако только одна из этих потерь является следствием боевого
столкновения с американскими силами.
4 сентября 1950 года двухмоторный бомбардировщик сбит ВМС США. Летчик
лейтенант Геннадий Мишин скончался от ран, его останки были возвращены на
родину в 1956 году.
ТУ-16 потерпел аварию 25 мая 1968 года вблизи Hьюфаундленда на траверсе
корабля ВМС США "Эссекс". Обломки разрушенного самолета, подобранные во
время поисково-спасательной операции были переданы на советский эсминец с
бортовым номером 311.
Исследования, проводимые в объединенном штабе, не дали Каких-либо данных,
подтверждающих факты сбития советских самолетов американскими войсками в
Арктике или у берегов Аляски. Если бы вы могли представить нам более
детальную информацию относительно данных инцидентов, мы были бы в состоянии
продолжить наши, исследования.
Как видим, тайна приоткрывается не сразу и с трудом. В редакции есть только
две неполные истории гибели наших самолетов.

>Первая.

4 сентября 1950 года был сбит двухмоторный советский бомбардировщик.
Совершая в тот день патрулирование, эсминец ВМС СШЛ "Херберт Томас"
зафиксировал на радаре движение неопознанного самолета со стороны советской
базы. Об этом было сообщено самолетам с авианосца "Воллей Родж". Звену
"корсаров", которые барражировали в этом районе, была дана команда на
перехват неизвестного самолета, который летел на высоте 4 тысяч метров и со
скоростью 130 узлов (325 км/час. - Авт.) курсом 160 градусов. Самолеты ВВС
США, разделившись на две группы, через 6 минут приступили к перехвату
самолета, взяв его в кольцо.
Увидев истребители, неизвестный самолет, по мнению американцев, допустил
несколько ошибок. Увеличил скорость и со снижением стал уходить на восток в
сторону Кореи, а не на запад в направлении Китая.
Командир звена перехватчиков лейтенант Ричард Д. Е. Даунс пролетел над
самолетом-нарушителем и сообщил, что видит двухмоторный бомбардировщик с
красными звездами на крыльях, В это время экипаж самолета-нарушителя
допустил еще одну ошибку, открыв огонь по перехватчикам. Об этом тут же
было сообщено на базу. Получив разрешение на открытие ответного огня,
командир звена перехватчиков лейтенант Даунс выполнил команду, однако
промахнулся, так как находился в невыгодном положении. Следом за ним
стрелял его ведомый и подбил советский бомбардировщик, который загорелся и
вошел в штопор.
Hа эсминце "Томас" наблюдали всю картину воздушного боя. Приблизившись и
месту падения советского самолета, американские военные моряки подняли на
борт тело только одного русского летчика. Попытки делать искусственное
дыхание в течение часа ни к чему не привели: летчик признаков жизни не
подавал.

>А вот вторая история. И если в первой более-менее все ясно, то во втором
случае до сих пор возникает масса вопросов.

Капитан 3354 эскадрильи истребителей-перехватчиков американских ВВС Ральф
С. Парр, личный номер АQ-Я3933, писал в рапорте на имя своего командования,
что 27 июли 1953 года он сбил самолет Ил-12.
"Я осуществлял полет по "оранжевой" степени боеготовности на
истребителе-разведчике. Бортовой номер 959. Обнаружил самолет противника в
12 часов 30 минут, когда он был под моим самолетом. Совершив два
опознавательных захода, я увидел на самолете ИЛ-12 большие красные звезды.
Во время третьего захода я открыл огонь. Оба двигателя самолета противника
загорелись, а затем самолет взорвался".
Ведомый капитана Ральфа С. Парра старший лейтенант Эдвин Скарфи тоже видел
тот бой с советским самолетом.
"Мы обнаружили самолет противника,- писал он,- летящий над Северной Кореей
курсом на восток. После двух опознавательных заходов мы убедились в том,
что неопознанный самолет является самолетом противника..."
Советское руководство в связи с гибелью в июле 1953 года Ил-12 потребовало
от США тщательно изучить все обстоятельства его гибели. И выдвинуло иск
против США за ущерб в размере 1 860 тысяч долларов США. Правительство США,
отозвавшись на требование советского правительства, подготовило свои
документы, в которых давалось объяснение инцидента, и выдвигались встречные
претензии к СССР. В конце концов, иск СССР к США американцами был
отклонен.
Вскоре (29 июля 1953 года. Авт.) советские истребители сбили американский
разведывательный самолет Б-50, который летел над Японским морем. В одном из
документов ЦРУ сообщалось, что самолету Б-50 были даны особые указания: не
входить в 12-мильную зону, объявленную советским правительством,
находиться от нее подальше, на значительном удалении, чтобы не переполошить
силы ПВО СССР. Более того, как считали в ЦРУ, не было причин говорить и об
отклонении экипажа самолета от данных указаний. Поэтому, исходя из
сказанного, американцами делается вывод: Б-50 сбит русскими хладнокровно в
отместку за потерю Ил-12, сбитого накануне.
Так ли это на самом деле, пока ответить нельзя. Hо для американцев факт
потери Б-50 явился хорошим предлогом, чтобы отклонить иск СССР к США по
поводу гибели Ил-12.
"Советы вновь будут обращаться в Международный суд,- писалось в докладе
ЦРУ. - Hо необходимо поставить наши условия и потребовать, чтобы в
Международный суд передались бы на рассмотрение и наши дела - иски к
Советам по поводу гибели Б-50. И если такое решение будет принято, то
ответственность Советов будет значительно превосходить их иск против нас".

---------------------------------------------


С уважением
Марат