От Константин Федченко Ответить на сообщение
К Albert Ответить по почте
Дата 25.01.2001 22:59:26 Найти в дереве
Рубрики WWII; Армия; Версия для печати

Re: РСы и бомбы: за "девятку" не скажу, но.. (+)

>Добрый день.
>Subj применялись на ЯКах в течение всей войны(сначала на Як-1 затем Як-9), но какие варианты вооружения применялись?
>Т.е. в какой комбинации РСы и бомбы(вместе или по отдельности), какие и РСы и бомбы применялись, как в ходе войны менялись варианты вооружения?
>Спасибо!

.... есть вот что:
Як-1, вооруженный реактивными снарядами РС-82
В соответствии с ТТТ опытные одно-местные истребители, построенные в 1940 г., должны были иметь оборудова-ние для установки восьми снарядов РС-82. После начала войны требова-ния ВВС КА и ВМФ к авиационной про-мышленности вооружить самолеты РС-82 участились. Авиастроители от-казывались это делать. Так. в конце июля 1941 г. заместитель наркома авиапромышленности П. В. Дементьев при очередном запросе ВВС ВМФ сооб-щил, что установка РС и РБС (реактив-ных бронебойных снарядов) на Як-1 сопряжена с большими техническими трудностями и невозможна без крупной переделки конструкции крыла самолета (ЦВМАФ. 12 оп. 2 д, 543 л. 60), хотя КБ уже вело работу в этом направлении.
Но мнение военных все же дошло до правительства, и постановлением ГКО от 23 сентября 1941 г. завод № 292 обя-зали с 5 октября 19'11 г. перейти на вы-пуск Як-1 с шестью реактивными оруди-ями РО-82, а до 1 октября выпустить 20 машин с этим вооружением. Как ока-залось, установка РО была очень про-стой, легко выполнимой даже в условиях авиаремонтных мастерских, не требую-щей каких-то дополнительных средств защиты деревянных частей крыла от ог-ня ракетного двигателя. В крыло лишь добавили усиливающие накладки из многослойной фанеры на нервюры в ме-стах установки контейнеров РО.
РС с Як-1 впервые были применены под Москвой. Их использование в воз-душных боях имело скорее моральный эффект, так как из-за большого рассе-ивания, понижения (величина отклоне-ния снаряда от оси оружия под дейст-вием силы тяжести) снаряда и отсут-ствия надежного прицела вероятность попадания в маневрирующую воздуш-ную цель оказалась очень низкой. Атакуя большие группы бомбардировщиков, наши летчики с передней полу-сферы неприцельно пускали по ним РС. В случае прямого попадания бомбардировщик буквально разваливался на ча-сти, но и близкий разрыв, как правило, сбивал его. Зная об этом и пытаясь из-бежать встречи с РС, немецкие летчики ломали свои боевые порядки, а вместе с тем и систему взаимной обороны, что облегчало нашим истребителям выпол-нение атак. По наземным целям РС применялись с большим успехом.
Пуск РС осуществлялся от кнопки на ручке управления самолетом. На само-летах. не оборудованных ЭСБР-1 (электросбрасыватель бомб и ракет), на ручке монтировалось три кнопки. В этом случае пуск мог выполняться только залпами по два снаряда от каж-дой кнопки.
В связи с введением в систему воору-жения балочных держателей для под-вески авиабомб постановлением ГКО от 2 мая 1942 г. для снижения лобового сопротивления заводу № 292 разреши-ли уменьшить число устанавливаемых на Як-1 РО с шести до четырех. А по-становлением ГКО от 10 мая их сняли совсем. Основной из причин, повлияв-ших на это решение, была большая по-теря скорости (до 30 км/ч) при наличии на самолете РО-82 с подвешенными РС.
Як-1 с бомбардировочным вооружением
Еще до принятия решения о серийном выпуске мотора М-105ПФ о расчете на появившуюся возможность увеличения мощности постановлением ГКО от 26 ап-реля 1942 г, А.С. Яковлеву и директору завода № 292 И.С. Левину дали задание к 10 мая оборудовать десять машин Як-1 бомбодержателями (по четыре на само-лет для подвески 50-килограммовых авиабомб) и подготовить производство для выпуска всех самолетов с ними к 25 мая 1942 г. Очевидно, авиастроите-лям удалось доказать нереальность ус-тановки четырех бомбодержателей, ко-торые вместе с шестью РО-82 значи-тельно ухудшили бы аэродинамику Як-1. Поэтому новым постановлением, во из-менение предыдущего принятым 2 мая 1942 г. число бомбодержателей было уменьшено до двух (а РО-82 - до четы-рех). Но максимальная бомбовая нагруз-ка была оставлена прежней - 200 кг.
В соответствии с постановлением ГКО на всех Як-1 начиная с 80-й серии уста-навливались два бомбодержателя (замки БИ-42 с ухватами) для подвески авиабомб калибра 25, 50 и 100 кг. Замки и ух-ваты были вмонтированы в нижние полки усиленных дюралевых нервюр, располо-женных между бензобаками. Замки открывались механически посредством тросовой проводки от рукоятки в кабине летчика. До 85-й серии рукоятка крепи-лась на левом боковом подкосе, а с 85-й серии вместо нее был использован освободившийся рычаг управлением форса-жем мотора на левом пульте. Рычаг имел предохранительную чеку, вынимаемую пилотом перед сбросом бомб,
Цель, которую преследовал ГКО, и причины, повлиявшие на принятие ре-шения об установке бомсодержателей, остались неизвестными. Постановле-ние ГКО об использовании истребите-лей для бомбовых ударов появилось позже, в июне 1942 г. Добиваться вы-полнения ТТТ в то время, когда бук-вально шла борьба за каждый кило-грамм веса конструкции, за каждый ки-лометр в час скорости было неразумно. В частях нововведение практически не использовали, снимая замки и ухваты для облегчения и заклеивая полотном отверстия под их установку, чтобы не ухудшать аэродинамику крыла. Кроме того выяснилось, что с этих держателей применять авиабомбы калибра 100 кг невозможно. Вворачиванию взрывате-ля мешали стойки и щитки шасси, кото-рое крепилось на той же усиленной нервюре. При подвеске же бомб в сна-ряженном состоянии ветрянка взрывателя создавала помеху уборке шасси. Поэтому начиная с 127-й серии бомбо-держатели сняли. Однако позже (с 23 сентября 1943 г.), когда истреби-тели Як-1 потеснили из первых рядов воздушных бойцов самолеты Як-9 и Ла-5, бомбодержатели начали уста-навливать снова. Это расширяло сферу применения машины, исчерпавшей все возможности своего улучшения.

[C.Кузнецов "Первый Як", М., Любимая книга, 1995]

оттуда же - ТТХ Як-1 № 3855 с мотором М-105А (с РО / без РО):
скорость у земли 429 / 441 км/ч, скорость на высоте 523 км/ч на 5000м / 533 км/ч на 5300м,
скороподъемность до 5000м 6,2 / 5,9 мин, потолок 10000 / 10400 м

С уважением