От Exeter Ответить на сообщение
К Frederick Ответить по почте
Дата 26.01.2001 18:28:45 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

История голландского легкого...

Спасибо, уважаемый Frederick!

>И еще одна кратенькая история:
>Голландский легкий крейсер ''Sumatra''.
>Заложен 15 июня 1916 года на верфи ''Nederlandse Scheepsbouw Mij'' в Амстердаме (Голландия). Спущен на воду 19 декабря 1921 года. Вступил в строй 26 мая 1926 года. В 1934 году прошел модернизацию на военно-морской верфи в Сурабае (о-в Ява). С 3 сентября 1939 года приступил к проводке конвоев голландских и немецких торговых кораблей через голландские территориальные воды в Северном море. 6 марта 1940 года находился в гавани порта Хелдер (Голландия). В это время буксир ''Amsterdam'' таранил голландскую подводную лодку ''О-11'', при этом пропали 3 членов ее экипажа. Крейсер участвовал в поисково-спасательной операции всю ночь. 17 марта 1940 года находился на стоянке у Callantsoog, когда порвалась якорная цепь и крейсер начал дрейфовать прямо на минное поле. К счастью, в машинном отделении очень быстро завели машины и крейсер смог выйти из опасной зоны. 10 мая 1940 года началась война с Германией. В тот день крейсер находился в порту Флиссинген (Голландия), где проводил проверку торговых судов. Немецкий самолет сбросил мины в устье гавани, голландские корабли открыли по нему огонь. Так крейсер вступил в войну. На 10 мая 1940 года командиром крейсера был капитан C.H. Brouwer. Ранним утром 11 мая 1940 года крейсер вышел из Флиссингена в Ярмут (Великобритания). 12 мая 1940 года прибыл в Immingham (Великобритания). 20 мая 1940 года на крейсер установили защитное устройство против магнитных мин. 28 мая 1940 года вышел из Immingham в Милфорд-Хейвен (Уэльс, Бристольский залив). Т.к. в Ла-Манше шла эвакуация войск из Дюнкерка (Франция), крейсер направился в обход Шотландии. Утром 2 июня 1940 года прибыл в Милфорд-Хейвен, принял на борт принцессу Juliana и ее дочерей и в тот же день вместе с голландским легким крейсером ''Jacob van Heemskerck'' вышел в Канаду. 6 июня 1940 года над горизонтом замечены дымы, вскоре выяснилось, что это была английская эскадра, проводящая учения. 11 июня 1940 года прибыл в Галифакс (Канада). 13 июня 1940 года вышел из Галифакса на Бермудские о-ва, охраняя английский войсковой транспорт ''Lady Drake''. 16 июня 1940 года совершили короткую остановку на Бермудских островах и вместе с ''Lady Drake'' отправились дальше. 20 июня 1940 года прибыли в Кингстон (о-в Ямайка). 21 июня 1940 года вместе с ''Lady Drake'', имевшем на борту солдат ''шропширской пехоты'', вышли Кингстона на голландский о-в Кюрасао. 23 июня 1940 года прибыли на Кюрасао. 10 июля 1940 года покинул о-в Кюрасао и начал патрулирование вдоль побережья Колумбии и Венесуэлы, в бухтах которых находились немецкие торговые суда. 15 июля 1940 года прибыл в Кингстон (о-в Ямайка). 18 июля 1940 года вышел из Кингстона на артиллерийские стрельбы. 19 июля 1940 года принял участие в поиске немецкого вспомогательного крейсера ''Widder'', который был замаскирован под шведское грузовое судно ''Narvik''. 24-26 июля 1940 года находился на стоянке на Бермудских о-вах. 29 июля 1940 года прибыл в Кингстон (Ямайка). 1 августа 1940 года прибыл в Кюрасао. 7 августа 1940 года покинул Кюрасао и отправился в Голландскую Ост-Индию. 9 августа 1940 года прибыл в Порт-оф-Спейн (о-в Тринидад), всю ночь вместе с ''Van Kinsbergen'' проводили артиллерийские стрельбы. 20 августа 1940 года прибыл во Фритаун (Сьерра-Леоне). 21 августа 1940 года вышел из Фритауна охраняя английский войсковой транспорт ''Orion''. 25 августа 1940 года передал охранение ''Orion'' английскому тяжелому крейсеру ''Dorsetshire''. 28 августа 1940 года прибыл в нейтральный португальский порт Лобиту в Анголе, где находился несколько дней. 2 сентября 1940 года прибыл в Кейптаун (ЮАР). 16 сентября 1940 года вышел из Кейптауна в Порт-Луи (Маврикий). 25 сентября 1940 года прибыл в Порт-Луи (Маврикий). 9 октября 1940 года прибыл в Танджонг-Приок, Батавию. 16 октября 1940 года выведен из состава флота, т.к. нуждался в срочном капитальном ремонте. Однако было неизвестно будет ли он введен в строй. 27 января 1942 года, находясь в Сурабае (о-в Ява) снова введен в строй под командованием коммандора J.J.L. Willinge. Однако крейсер был полностью небоеспособен, его команду составляли в основном курсанты и максимальная скорость не превышала 15 узлов. Поэтому вскоре был получен приказ о переводе в Коломбо (Шри-Ланка). 14 февраля 1942 года прибыл в Коломбо (Шри-Ланка). 15 февраля 1942 года приписан к 5-й английской эскадре крейсеров. 16 апреля 1942 года вышел в Портсмут (Великобритания) с промежуточным заходом в Бомбей (Индия). 31 октября 1942 года прибыл в Портсмут. 6 ноября 1942 года поставлен на постоянную стоянку. 29 апреля 1944 года передан из состава флота Голландии в Королевский флот Великобритании. 9 июня 1944 года затонул (или затоплен). 14 февраля 1951 года в результате аукциона продан на слом.
>И сразу вопрос Exeterу и знатокам: при каких обстоятельствах и где был затоплен (или затонул) крейсер?

Е:
"Суматра" был поставлен на прикол в Портсмуте осенью 1942 г из-за плохого состояния котлов. Его личный состав был обращен на укомплектование действующих кораблей голландского флота. После высадки союзников в Нормандии крейсер был отбуксирован в район плацдарма и 09.06.1944 затоплен для использования в качестве брекватера при строительстве искусственного порта в Арроманше (там же с этой целью посадили на грунт старый французский дредноут "Курбэ", старый английский крейсер "Дурбан" и кучу прочего хлама и старья).


С уважением, Exeter