От Сергей Зыков
К All
Дата 23.07.2010 19:50:07
Рубрики WWII;

Патенты для Гитлера

Статья за 1967 год по вышедшей книге.
Но вроде по гуглбуксу издание: Guenter Reimann "Patents for Hitler" в 1942 и 1945.

Е.Муслин
ПАТЕНТЫ ДЛЯ ГИТЛЕРА

Задолго до начала «холодной» - дипломатической, а тем более «горячей» войны гитлеровская Германия приступила к экономической подготовке агрессии. Важнейшую роль в подготовке сыграли патентные соглашения, которыми немецкие монополисты стремились связать промышленность США, Англии и других капиталистических государств. Предавая интересы своих стран во имя прибылей, партнеры гитлеровцев охотно шли им навстречу. В книге «Патенты для Гитлера», написанной известным экономистом, специалистом по германским монополиям Гюнтером Рейманом и изданной в Нью-Йорке и в Лондоне, рассказываются поразительные факты о ловком использовании буржуазного патентного законодательства. Книга читается, как детектив, но этот детектив основан на подлинных фактах.

ТАИНСТВЕННЫЕ ЗАВОДЫ И «ЗОНТИЧНЫЕ» ПАТЕНТЫ
Не страшные «лучи смерти», телеуправляемые самолеты или отравляющие газы, а невидимая паутина патентных и лицензионных соглашений, заключенных между германскими промышленными концернами и компаниями других стран, была главным секретным оружием Гитлера, о котором мало кто знал. Каждая сделка немецких компаний с иностранными партнерами проверялась рейхсбанком Третьей империи и допускалась лишь при условии, что она увеличивает ее военный потенциал. В результате международных патентных соглашений США, например, остались в начале войны без синтетического каучука и легких сплавов, тогда как в Германии было уже налажено широкое производство. Обнаружилось, что многие военные заводы США связаны обязательством не продавать своей продукции Англии, что другие заводы снабжали немцев информацией, позволяющей германскому генеральному штабу тормозить развитие американской авиации и флота и т. д. А разве не удивительно, что даже после Пирл-Харбора часть дохода с каждого литра авиационного бензина, проданного американцами англичанам, полагалось после войны выплатить «И. Г. Фарбениндустри». Это тоже следовало из патентных соглашений.

...Особо оригинальной продукции немецкие химические заводы перед войной не производили. Изобретение синтетических материалов не было чисто немецким достижением. Тем не менее химические предприятия работали в Германии под покровом глубокой тайны. Особенно много слухов ходило вокруг огромного комбината в Лойне. Желто-коричневые клубы дыма поднимались из труб, застилая горизонт.

В воздухе стоял едкий запах аммиака.
Продукцию вывозили ночью. В огромных стальных баллонах она отправлялась неизвестно куда. Здесь выпускались новые синтетические эрзац-материалы. Налаживание их производства в других странах немцам удалось затормозить на много лет с помошью всякого рода защитных «зонтичных» патентов. Особо много таких патентов имела в США фирма Круппа. Не меньше отличилась и печально знаменитая И.Г. Фарбениндустри». Ее патентный отдел во Франкфурте-на-Майне считается обладателем крупнейшего собрания патентов в мире. Патентные специалисты фирмы не только помогали инженерам патентовать изобретения в разных странах, но и ухитрялись окружать их неприступным частоколом вспомогательных защитных патентов, полностью блокировавших развитие целых отраслей промышленности. К. Брид, владелец американской патентной фирмы, так много сделал в этой области для немцев, что они назначили его одним из директоров филиала «фарбениндустри» в США.
Так патенты в руках нацистов стали мощтормозом на пути технического прогресса

ВОЗВЫШЕНИЕ И.Г. ФАРБЕНИНДУСТРИ
Химические боссы не добивались известности скорее, наоборот. Когда Гюнтер Рейман еще перед войной решил написать книгу о деятельности «Фарбениндустри», один из ведущих сотрудников фирмы, которого он посетил в Берлине, долго уговаривал его отказаться от этого намерения:
«Разве мало других интересных тем? Мы рады помочь вам в работе над другими книгами».

Свою деятельность после первой мировой войны «Фарбениндустри» начала как бедная родственница американской «Стандарт ойл» Когда разразилась вторая мировая война, перед «Стандарт ойл» неожиданно возникла опасность, что патенты, принадлежащие ей совместно с «Фарбениндустри» и защищающие её от конкуренции на американском рынке, будут конфискованы правительством как «немецкое имущество».
Представитель «Стандарт ойл» Франк Говард срочно выехал в Европу для переговоров.
Эта поездка -- один из самых таинственных эпизодов второй мировой войны.
Поговорив в Лондоне и Париже о проблемах снабжения английской и французской армий нефтью, он отправляется в Гаагу для переговоров с немцами. Соглашение достигнуто Но какой ценой? Это не известно никому до сих пор. Известно лишь, что французские нефтяные запасы после падения Парижа в целости и сохранности были переданы фашистам. Распределением этих запасов в то время занимался также служащий «Стандарт ойл». Нацистский же интендант был бывшим служащим «Фарбениндустри» Шла война, но сепаратный мир между двумя фирмами сохранялся. «Фарбениндустри» производила взрывчатку, немцы пытались поставить Англию на колени, а из Берлина в Нью-Йорк летели телеграммы, предписывавшие «Стандарт ойл», как вести патентную политику, тормозившую развитие военного производства в США.

ОТКУДА БЫЛ У ФАШИСТОВ БЕНЗИН
Монопольное владение патентами -- вот основной источник нацистской нефти. Немцам не только удалось наладить массовое производство жидкого топлива из угля, но и воспрепятствовать налаживанию подобного производства В других странах, в том числе в США. «Бензиновые» патенты помогли нацистам получать прибыль даже из тех стран, которые они бомбили с помощью того же бензина.

Речь идет о гидрогенизации -- получении нефти из угля путем введения водорода.
Этот же процесс позволял получать из нефти много высокооктанового топлива.
В Германии его было много, в США -- не хватало. Дело в том, что «Фарбениндустри» удалось скрыть «ноу-хау» от своих американских коллег из «Стандарт ойл», а ученые других фирм и других стран долгие годы были связаны по рукам и ногам непреодолимой грудой немецких «зонтичных» патентов. Когда же производство удалось наладить, с каждой тонны бензина, проданного Англии, «Стандарт ойл›› откладывала барыши для «Фарбениндустрии». Соглашательская политика Мюнхена бледнеет перед делами патентных боссов! Так, перед самым вступлением США в войну (Англия уже воевала с Гитлером) «Стандарт ойл» купила важный английский патент, касающийся производства авиационного бензина, и «честно» поделилась изобретением с немцами.
Что касается фашистских стран, то они не очень боялись нарушать соглашения. Так, японцы, например, весь свой авиационный бензин во время войны производили с помощью процессов, патентовладельцами которых бьтли «Фарбениндустри» и «Стандарт ойл», хотя американцы никогда не разрешали им этого делать.

ГОСУДАРСТВО-ПРИЗРАК
Карликовый Лихтенштейн со своим 12-тысячньтм населением, расположенный в центре Европы, почти со всех сторон окруженный Третьим рейхом, был самым загадочным государством в годы войны.

Только здесь охраняемые несколькими полицейскими люди чувствовали себя в безопасности. Идиллический порядок сохранялся благодаря нейтралитету, признававшемуся нацистами. Секрет полишинеля заключался в том, что американские, немецкие и английские фирмы использовали нейтральный Лихтенштейн как ширму для закулисных патентных сделок. Так, именно отсюда «Стандарт ойл››, «Шелл» и «Фарбениндустри» контролировали пакет патентов на процессы производства жидкого топлива из угля. Эти компании, торговавшие сырой нефтью, не были заинтересованы в использовании угля, и им удалось затормозить техническое развитие в этой области. Когда английским химикам удалось изобрести новые способы в обход существовавших патентов, упомянутые фирмы сумели и на них наложить свою лапу. Еще не возникнув, новая отрасль промышленности оказалась под контролем старых нефтяных монополий. В результате Англия, отрезанная войной от нефтяных ресурсов, очутилась на грани катастрофы. Патентные соглашения, спрятанные в сейфах крошечного Лихтенштейна, решали судьбы мировых империй.

Такая же история произошла со способами производства взрьтвчатки из синтетического аммиака. Немцы упорно не выдавали американским компаниям лицензии, бесконечно затягивая переговоры, которые продолжались с 1933 по 1940 год и так и кончились ничем.
США пережили большие трудности, когда японцы после Пирл-Харбора отрезали их от каучуковьтх ресурсов. Производства же синтетического каучука у них фактически не было. Причина-монопольное владение необходимыми патентами, бывшими в руках у «Фарбениндустри» и «Стандарт ойл».
Американцы до самого начала войны даже не знали, возможно ли вообще наладить такое производство. Немцы, тщательно скупая все «подозрительные» патенты и патентуя собственные изобретения, сумели затормозить работы в этой области в других странах. Когда США вступили в войну, пришлось начать экспериментальные работы с синтетическим каучуком. Они обошлись почти в миллиард долларов, не говоря о колоссальных военных потерях, причиной которых было отставание.
А «Стандарт ойл››, опасаясь нарушения своей монополии (немцы обещали ей 25-процентное участие в прибылях после победы в Европе), всячески скрывали каучуковые секреты от собственного правительства. Бо.лее того, когда США уже вступили в войну, «Стандарт ойл›› пыталась помешать другим компаниям в производстве каучука, так что потребовалось специальное вмешательство министерства юстиции.

АЛЮМИНИЙ, МАГНИЙ, БЕРИЛЛИЙ
Осмотр немецкого броневика, захваченного в самом начале войны, поразил союзных экспертов. Неизвестные легкие сплавы, обладающие прочностью стали,- оказались причиной того, что немецкие моторизованньте полчища сумели резко увеличить радиус своих действий, поставив в тупик европейских стратегов. Немецкий броненосец «Граф Шпее» почти полностью был построен из легких сплавов. Германские подводные лодки по той же причине могли принять на борт гораздо больше топлива, чем субмариньт союзников. К началу войны на Германию приходилось 3/4 производства магния. В области добычи бериллия положение союзников было еще хуже.

Значение такого превосходства во время войны трудно переоценить. Гигантские самолеты, бьтстроходньте танки, удешевление перевозок, возможности децентрализации производства, заметно усиливающие военный потенциал...
Отставание в зтой области дорого обошлось союзникам. Фашисты щедро субсидировали исследования легких сплавов.

Первым их результатом были нацистские победы на международных автомобильных гонках: на немецких моторах стояли клапаны с не знающими усталости пружинами из бериллиевьтх сплавов.
Отсталость США, обладавших лучшей, чем немцы, сырьевой базой в производстве трех главных легких металлов-алюминия, магния и бериллия, объяснялась опять-таки ловкой патентной политикой немцев.

Так, все алюминиевые патенты, а также месторождения бокситов в США и Южной Америке были под контролем фирмы «Алкоа», а сама «Алкоа» фактически контролировалась немецкой государственной компанией «Ферайнигте Алюминиум-верке». Благодаря усилиям «Алкоа» в США остались надолго неизвестными способы добычи алюминия не из бокситов: фирма боялась подрыва монополии. Изобретатель Хаглунд, предложивший один из таких новых способов, получил от «Алкоа» взятку в миллион долларов и синекуру консультанта в обмен на отказ от своего изобретения. Много лет «Алкоа» выдавала новый процесс за «экспериментальный». Расследование показало, что в Италии этот способ использовался с 1928 года.

КРУПП И «ДЖЕНЕРАЛ ЭЛЕКТРИК»
«Американская промышленность тяжело больна», - писал д-р Е. Амман, один из крупповских экспертов, проверявших промышленный потенциал возможных противников на случай войны. Эксперт основывался на положении в США с твердыми сплавами из карбида вольфрама. Эти сплавы уже были известны в течение 10 лет.
Они не угрожали революцией в технике.
Их роль была гораздо важнее: они позволяли сразу в несколько раз повысить производительность существующего промышленного оборудования. Резцы и фрезы с режущими пластинками из твердого сплава, в пять раз ускоряющие обработку металла, получили к началу войны в Германии в 20 раз более широкое применение, чем в США. Здесь о них знали только немногочисленные специалисты. Тогда как в Германии килограмм сверхтвердого сплава стоил около 100 долларов, в США его стоимость была в 10 раз выше. Золото и то стоило вдвое дешевле. В результате потребление этих сплавов было искусственно заторможено почти на четверть века. Это было крупным достижением крупповских патентоведов. И самое интересное, что немецкие патенты на твердые сплавы любой американский суд по многим причинам мог легко признать недействительными. Сама фирма Круппа была настроена по отношению к этим патентам весьма скептически.

Немцы понимали, что затормозить развитие в такой технологически несложной области практически невозможно. Поэтому они за небольшую сумму продали лицензию американской фирме «Карбалой», дочернему предприятию «Дженерал Электрик». «Карбалой» стремилась с помощью лицензии обеспечить себе монополию на территории США и по этой причине не обращалась в суд, хотя германские патенты юридически были легко уязвимы. Вместо этого они взвинтили в 10 раз цены.

Американский инженер-исследователь Мерилл, озабоченный ущербом, который эти цены наносили оборонной промышленности, никак не мог понять, почему твердый сплав продается по цене в 100 раз выше себестоимости.
«Что за тайна окружает карбиды вопьфрама? Производство их не сложнее прессования кирпича, а эффективность для машиностроения копоссальна. Чем объясняется, что твердосплавная фреза стоит сегодня не меньше нового фрезерного станка?»
Мерилл не понимал, что высокие цены были повким способом сузить область применения твердых сплавов и сократить их производство для удержания монополии.

Лишь в 1940 году после специального расследования компанию заставили снизить цены. Но к этому времени она, воспользовавшись недействительными немецкими патентами и нанеся огромный вред обороноспособности страны, окончательно подавила конкурентов и сосредоточила в своих руках 80 процентов производства твердых сплавов.
Аналогичные истории произошли в США с пластмассами, оптическими приборами, военным снаряжением и т.д.

«ПАТЕНТНЫЕ ЗАКОНЫ СДЕЛАЮТ США «ТРЕТЬЕРАЗРЯДНОЙ ДЕРЖАВОЙ»
О кризисе мировой патентной системы перед войной говорили лишь «свихнувшиеся» изобретатели да члены специальных комиссий конгресса. Они собрали множество данных, доказывая колоссальный ущерб, который она наносила обороноспособности США. Но промышленные монополии, благодаря обладанию патентами обеспечившие себе относительную стабильность, горой стояли за свою собственность. Война обнажила язвы патентной системы и раскрыла пагубный механизм ее действия. Почему же все оборачивалось всегда к невыгоде США? Да потому, что нацисты соблюдали соглашения только на словах.

Расследование, проведенное во время войны Национальным экономическим комите том, показало, что патентные соглашения не только тормозили военные усилия США, но и способствовали утечке важной технической информации в страны оси.
Военные специалисты Германии и Японии регулярно получали тексты описаний к новым патентам, засекреченным в самих США. В результате изобретения, разработанные в США, часто впервые осуществлялись в металле немцами или японцами
Легкость получения в Америке «зонтичных» патентов привела к систематическому нарушению прав подлинных изобретателей не имеющих возможности тягаться с крупными фирмами, и к монополизации широких технических областей.

Разве случайно американские юристы-патентоведы играют большую роль в промышленности США, чем где-либо. Отнюдь нет, и их усилия по затормаживанию технического прогресса весьма успешны. Закон о принудительных лицензиях мало исправляет положение, ибо невозможно проверить, насколько добросовестно фирма-патентовладелец сообщила конкурентам не обходимые технические сведения.
«Хотя США и выиграли войну, негодная патент ная практика нанесла и наносит Америке большой вред. Если не будут уничтожены искусственные патентные препоны на пути технического прогресса, США превратятся в третьестепенную промышленную держа ву и быстро отстанут от стран, где этих препон уже нет», - пишет Рейман. Дело однако, в том, что законы эти выгодны монополистам США.

От Llandaff
К Сергей Зыков (23.07.2010 19:50:07)
Дата 23.07.2010 20:57:22

Про нефть - буллшит какой-то

Американцам, с их техасской нефтью, сильно нужны были немецкие технологии производства бензина из угля?

От Евгений Путилов
К Llandaff (23.07.2010 20:57:22)
Дата 24.07.2010 13:50:20

Re: Про нефть...

Доброго здравия!

>Американцам, с их техасской нефтью, сильно нужны были немецкие технологии производства бензина из угля?

Производство бензина из угля - это не нефтедобыча и нефтепереработка, это химия. Германия имела развитую химическую промышленность, потому в нее вкладывали свои деньги и разработки американцы. Тем более, что Веймарской республике 20-х гг. было "налетай - подешевело". Что касабельно самообеспеченности американцев нефтью, то открою Вам тайну: это не помешало тогда же американцам, а также английской "Бритиш петролеум" (ни разу не страдавшей тогда от дефицита сырья) активно инвестировать в разведку и добычу нефти в Венгрии :-) Дело даже не в том, что нет плеча подвоза и затрат на логистику в сравнении с Азией и Техасом. Дело в том, что нужно не позволить появиться неконтролируемому серьезному источнику сырья на перспективном рынке, который хотел бы подмять под себя.

Ну а в 30-е новые власти все равно все поотбирали. Хотя с "И.К. Фарбениндустри" есть вопросы. Месяца 2 назад я поднимал тут вопрос о дивном фарте его заводов синтетического бензина во время рейдов-1000 союзной авиации против промышленности и городов Германии.

С уважением, Евгений Путилов.

От А.Никольский
К Llandaff (23.07.2010 20:57:22)
Дата 24.07.2010 12:52:29

тем не менее обмен технологиями был

и СССР эти технологии добывал с помощью разведки, хотя у него тоже Баку было

От Skvortsov
К Сергей Зыков (23.07.2010 19:50:07)
Дата 23.07.2010 20:03:50

Re: Про бензин, который США продавали Англии и не продавали Японии в 1940 г:

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/OKTANOVOE_CHISLO.html


Роль увеличения октанового числа можно проиллюстрировать на примере авиационного бензина во время Второй мировой войны. Эту войну часто называют «войной моторов». Моторы – это танки, самоходные пушки, самолеты. Для моторов необходимо топливо, и определенную роль в поражении Германии и ее союзников сыграла нехватка топлива. Менее известный, но не менее важный фактор – наличие у стран антигитлеровской коалиции лучшего по качеству бензина. У немцев и японцев октановое число авиационных бензинов не превышало 87–90, тогда как у их противников оно было не менее 100. Хотя разница может показаться небольшой, летчики оценили ее в полной мере: она позволила на 30% увеличить мощность авиационного двигателя при взлете и наборе высоты; на 20% снизить расход топлива и на столько же увеличить дальность полета, на 25% увеличить полезную нагрузку (а это бомбы, снаряды, дополнительное вооружение), на 10% увеличить максимальную скорость и на 12% – высоту полета. Как отметил британский министр Дэвид Ллойд Джордж, его страна не смогла бы выиграть в 1940 воздушную «битву за Британию», если бы у английских летчиков не было авиационного бензина марки «100».

Массовое производство «100-го» бензина началось в США в конце 1930-х, когда промышленность перешла на каталитический процесс переработки нефти, разработанный французским инженером Эженом Гудри. Он иммигрировал в США в 1930, а уже в июне 1936 начала работать полупромышленная установка Гудри производительностью 2000 баррелей в сутки (американский баррель для сырой нефти и нефтепродуктов равен 139 л). Успешная работа установки позволила уже через 10 месяцев ввести в действие полномасштабный завод мощностью 15 тыс. баррелей в сутки. Другие нефтяные компании также начали внедрять на своих предприятиях установки Гудри, и в 1939, в канун мировой войны, их суммарная производительность достигла 220 тыс. баррелей в сутки. В 1940 Гудри удалось существенно улучшить работу реакторов, заменив природные глины на более производительный синтетический алюмосиликатный катализатор. В результате «бензин Гудри» имел октановое число 82, тогда как ранее не удавалось получить более 72. Поэтому именно бензин, получаемый на установках Гудри, стал основой для получения нового высококачественного бензина (с неслыханным для того времени октановым числом, достигающим 100 и более) в широких масштабах.

Армейские чины США еще в 1934 заинтересовались бензином с октановым числом 100. Испытания показали, что он дает значительные преимущества и является стратегическим продуктом. Но этот бензин был в то время весьма дефицитным. Его получали, добавляя тетраэтилсвинец, изооктан, изопентан и другие компоненты к лучшим сортам авиационного бензина. Процесс Гудри позволил вдвое снизить количество дорогих добавок, необходимых для получения «бензина-100». Заслуги Гудри были оценены американским правительством: вскоре после вступления США в войну он стал гражданином этой страны. В 1941–1942 установки, работающие на основе процесса Гудри, давали 90% всего авиационного бензина стран антигитлеровской коалиции. К 1944 производительность установок была доведена до максимума – 373 тыс. баррелей в сутки.