От den~
К All
Дата 28.01.2001 23:02:58
Рубрики Современность; Танки; Военные игры;

"Ставки действительно велики"(научная методика "мерянья пиписьками")

Валерий Бондарь (статья года ~92)

Горный район в Южной Баварии. Городок N. Здание на тихой улочке не очень приметно. Однако интерьер его самого просторного зала наводит на мысль о командном пункте межпланетного космического корабля ХХI века.
Здесь встретились генералы из США, Германии и - тогда еще - СССР.
Поначалу все держатся несколько настороженно, обмениваются дежурными любезностями. Как-никак - недавние противники.
Но вот в приемное устройство вставляется дискета, и на экранах дисплеев разворачивается action(действие), военная игра.
Нажатием кнопок генералы управляют ситуацией. Игра быстро захватывает и увлекает всех. Настороженность сменяется всеобщим азартом.
Ставки велики. В "бой" идут батальоны, бригады, дивизии - десятки, сотни, тысячи людей, масса современных боевых машин. Генералы не скрывают эмоций, радуются малейшему успеху. И мужественно переносят неудачи. "Сражаются" войска НАТО и СССР. К счастью, не гремят орудия, не дрожит земля, не гибнут люди. Представители противоборствующих группировок ведут бескровную схватку на экранах дисплеев.
....Впервые я увидел эту игру в ноябре 1990 года. Затем мне довелось в ней поучаствовать. Представте себе телеэкран с изображением карты Европы. Одним нажатием кнопки любой нужный район может быть увеличен. Нажимаю кнопку несколько раз подряд, и , сменяя друг друга, на экране появляются карты нужной мне страны, области, района и, наконец, подробнейшая цветная карта небольшого реально существующего участка местности: река, лес, поле, дорога, небольшая деревушка, холмы, овраги....
Теперь на этом участке мы можем сравнить между собой "в деле" любые виды существующих вооружений. Например, танки Т-80 и "Леопард-2". Их тактико-технические характеристики заложены в компьютерную память, которая хранит информацию о технике и вооружении всех армий мира.
Игроки должны только разместить танки на местности и определить боевую задачу.
Мы решили атаковать 10-ть Леопардов-2 10-ю Т-80. И вот Леопарды развернуты в обороне а в указанном нами напрвлении начинают выдвигаться Т-80.
Кстати, говоря играть можно за синих или красных или сразу за обе стороны. Если играть за одну сторону то вначале видны только свои. Затем по мере того как чужие(в зависимости от заданных метеоусловий, времени суток и рельефа выбранного участка местности) окажутся в зоне видимости их изображения появляются на экране. В любой момент игрок может принять любое решение: изменить направление движения , сосредоточить огонь на определенном участке, перейти от наступления к обороне и наоборот и т.д.
Мы решили играть за обе стороны сразу чтобы увидеть общую картину боя, и не принимая никаких решений посмотреть как электроника будет командовать войсками.
Прячась за складками местности Т-80 подходят все ближе и ближе к позиции Леопардов. Наконец между одним из Леопардов и Т-80 возникает едва заметная синяя линия : Т-80 обнаружен! Через несколько секунд необходимых для прицеливания линия становится красной. Выстрел!
Компьютер "знает" что вероятность поражения в данной ситуации составляет 0,5. Т-80 не подбит!
Теперь он тоже видит противника! Выстрел! Но Леопард укрыт в окопе и вероятность его поражения значительно ниже. И снова стреляет Леопард . Удачно. Т-80 исчезает с экрана. Однако и этот Леопард обречен - теперь его видят все остальные Т-80. Несколько выстрелов и с разных направлений и счет становится равным 1:1.
А тем временем бой на экране разгорается. Все Т-80 на виду. Леопарды ведут по ним прицельный огонь оставаясь в укрытиях. Ситуация явно не в пользу Т-80. Првда можно былопопытаться найти новые скрытные подходы к позициям противника, с помощью маневра обойти его, нанести удар во фланг. Но мы не вмешиваемся. Нам интересно решение электронного мозга.
Компьютер не раздумывая бросает все Т-80 в лобовую атаку. Это конец. Еще не будучи до конца обнаружены Леопарды выбивают половину наступающих танков. Остальное как говорится дело техники. Через минуту Леопарды одерживают полную победу. Итоговый счет 10:2 в их пользу.
Значит ли это что Леопард в обороне в 5 раз сильнее чем наступающий Т-80? Вовсе нет. Во-первых бой происходил крайне неестественно - без участия командиров. Во-вторых известно что наступающий должен иметь по меньшей мере 3-кратное превосходство. В-третьих бой происходил в условиях среднеевропейской местности. В пустыне, тундре или лесистой местности результат мог бытьсовсем другим.
Обычно для сравнения боевых возможностей различной видов техники и вооружения в процессе компьютерной игры оператор подбирает их такое количественное соотношение, чтобы победа победа любой из сторон была одинакова вероятна. Применительно к нашей ситуации это выглядело бы так. Сначала под руководством игроков 10 Т-80 атаковали бы 10 Леопардов. В случае неудачи тут же организуется повторная игра, где в атаке участвуют не 10,а 11 танков, затем 12,13,14 и так далее пока Т-80 не одержат победу. Предположим что победа достигнута при соотношении 25 к 10. Знаем ли мы теперь какой танк сильнее и насколько? Нет опять не знаем. Мы только чуть чуть приблизились к ответу. Ведь победить можно из-за ошибки противника или даже случайно. Если вероятность поражения равна 0,5, это значит что из двух снарядов только один поразит цель. Но какой? Второй или первый? Это неизвестно. А если бы в нашей игре первый Т-80 был бы подбит с первого выстрела, а не со второго, какой бы результат был бы на поле боя?
Для ответа на эти вопросы игру при соотношении 25:10 нужно прокрутить по одному сценарию еще 400 раз. Здесь собственно кончается игра и начинается серьезная статистическая работа.
Если в ходе 400 боев каждая из сторон будет побеждать одинаково часто то соотношение 25:10
(т.е. 2,5 к 1) можно заносить в учебники. Если же одна сторона будет побеждать чаще то чем другая то соотношение будет исправлено, например на 2,3 к 1 или 2,546 к 1 и т. д. Но это дело уже не игроков, а математиков.
Закончена ли теперь наша работа? Нет , она только начинается. Мы выяснили соотношение боевых возможностей танков Т-80 в наступлении и Леопард-2 в обороне в условиях европейских равнин для дневного летнего времени. А теперь нужно поставить Т-80 в оборону, а Леопард-2 бросить в атаку, и все повторить с самого начала и до конца. Потом нужно повторить все опять для неподготовленной обороны, для ночного времени суток, для зимы и осенней распутицы, для тумана и дождя, для Азии и для Аравийской пустыни. Года через два мы ,наконец, получим точные данные о том, насколько один танк сильнее другого. Но захочется ли нам после этого снова сесть у дисплея компьютера и сыграть в "генеральскую игру"?
Можно ,конечно, сравнить что-нибудь другое: Фантом с МиГом, например, или танк с противотанковым орудием. Но если тактическая компьютерная игра вам окончательно надоела, в запасе есть еще много интересного. Лично мне довелось участвовать и в других, не менее любопытных "генеральских играх", например, в военно-политеческой игре и даже в "политическом покере". Но об этом я расскажу в следующий раз."

P.S. других статей у меня нет - увы.


От Senser
К den~ (28.01.2001 23:02:58)
Дата 29.01.2001 20:52:43

Re: "Ставки действительно...

А вот здесь не читали? Все игрушки на компах выросли из вполне серьезных занятий. Обидно только, что наши програмры написав кучу всяких модельных штук не сделали из этого бизнес.

http://www.llnl.gov/str/Shimamoto.html

От skipper
К den~ (28.01.2001 23:02:58)
Дата 29.01.2001 10:04:18

Охренительно научная методика (+)

Описывается игра в Steel Panthers II, не иначе :)

10 Т-80 прущие в лоб на 10 Леопардов-2 в подготовленной обороне (знаем мы эти искуственные тактические интеллекты)? Странно, что они вообще там кого-то убили.

От Василий Фофанов
К skipper (29.01.2001 10:04:18)
Дата 29.01.2001 13:23:23

Ну не надо так уж с плеча

Методика как раз очень научная, теория игр называется. Описание ламерское конечно, и учитывая что это обсчитывается сотни раз для каждой конфигурации из нехилого набора вариантов, никакой графики там нет. А то что всяким козлам показывали - это наверняка был графический фронтенд сваянный на скорую руку каким-нибудь практикантом :)

С уважением, Василий Фофанов,
http://members.dencity.com/fofanov/Tanks

От Валерий Мухин
К skipper (29.01.2001 10:04:18)
Дата 29.01.2001 10:50:49

Эта статья состоит из двух частей. (+)

Первая – про генералов просто чистый бред.
Вторая – про танки является безграмотным изложением расчетной методики определения боевой эффективности. Действительно такая программа есть, но выглядела она не столь эффектно как описано в статье. Основное предназначение – посчитать на сколько танк стал лучше после проведения мероприятий по его совершенствованию.

C уважением, Валерий Мухин.
http://mukhin.vif2.ru

От skipper
К Валерий Мухин (29.01.2001 10:50:49)
Дата 29.01.2001 11:29:20

Обе части одинаково хороши (+)

>Вторая – про танки является безграмотным
> изложением расчетной методики
> определения боевой эффективности.

Час от часу не легче. Это савейским журналамерам показывали, какое фуфло Т-80 против Лео-2, чтоль?

А попросить десяток Лео-2 накатить в лоб на 10 Т-80 закопанных в землю по самые гланды никто не догадался?

От Валерий Мухин
К skipper (29.01.2001 11:29:20)
Дата 29.01.2001 11:40:54

Re: Обе части...

>Час от часу не легче. Это савейским журналамерам показывали, какое фуфло Т-80 против Лео-2, чтоль?
>А попросить десяток Лео-2 накатить в лоб на 10 Т-80 закопанных в землю по самые гланды никто не догадался?

1. Естественно это делается для трех вариантов, для данных машин:
- Т-80 против закопанных Лео2
- Лео2 против закопанных Т-80
- Т-80 и Лео2 ведут встречный бой.
2. Обратите внимание, расчет повторяется для случая количества Т-80 n+1. Т.е. когда 25 Т-80 победят 10 Лео2, то это будет означать, что Лео2 имеет преимущество в обороне над наступающими Т-80 1:2.5. Кроме этой цифры получается еще две: Т-80 в обороне и оба ведут встречный бой.

Вообще эта программа просто много-много циклов по методу Монте-Карло.

C уважением, Валерий Мухин.
http://mukhin.vif2.ru

От skipper
К Валерий Мухин (29.01.2001 11:40:54)
Дата 29.01.2001 11:56:30

Да мне-то это все понятно (+)

> Естественно это делается для трех
> вариантов, для данных машин:

Но в статейке, как обычно, описывается худший вариант - каковой, очевидно, журналистам и был предъявлен в качестве демонстрационного. Учитывая, что описанная демонстрация происходила в Баварии, почему-то это не удивляет.

Сложно, чтоли, снять трубу и попросить какого-никакого отставного полковника прокомментировать? Когда же наконец эти... err... отдельные граждане... научатся критическому подходу к информации? Впрочем, что это я - понятно, что никогда. Они же не информацию продают, а развлечение. Да и IQ не тот, что чему-то обучаться.

От Валерий Мухин
К skipper (29.01.2001 11:56:30)
Дата 29.01.2001 12:06:08

Re: Да мне-то...

>Но в статейке, как обычно, описывается худший вариант - каковой, очевидно, журналистам и был предъявлен в качестве демонстрационного. Учитывая, что описанная демонстрация происходила в Баварии, почему-то это не удивляет.

Я думаю, действие происходило в голове журналиста.
Опять же вариант расчета выбран с тем, что бы проиллюстрировать тезис о том, что русским ни чего не светит при броске к Ла-Маншу и поэтому не стоит вообще делать эти самые танки.
Разве не помните те времена. У некоторых военных даже развился комплекс неполноценности от того, что СМИ постоянно повторяло, что они «проедают народные деньги».

C уважением, Валерий Мухин.
http://mukhin.vif2.ru

От skipper
К Валерий Мухин (29.01.2001 12:06:08)
Дата 29.01.2001 12:12:50

А, так это ж 1992 год - тогда вообще все понятно (-)