От Alex55 Ответить на сообщение
К Alex55 Ответить по почте
Дата 28.04.2007 10:24:48 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Общинность; Идеология; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Продолжение. Три способа управления.

Определение поведения
Поведение - это всякое объективное проявление человека, включая бездействие. Не всегда поведение осознается и контролируется сознанием. Но любое поведение имеет по определению объективные последствия. В ситуациях, когда последствия важны для человека, он стремится управлять своим поведением. Помыслы, не ставшие известными окружающему миру, то есть, не возымевшие последствий, поведением по нашему определению не являются.
Человек является автономным субъектом поведения. Поведение группы людей складывается из поведения индивидов.
Общностью людей, человеческой общностью или просто общностью будем называть воспроизводящееся множество индивидов, связанных возможностями взаимодействия, наделяемое в представлениях индивидов единой субъектностью какого-либо поведения.
Самоуправление и обратная связь
Алгоритмом поведения индивида является самоуправление. Он выдвигает цель и пытается совершать действия, в результате которых цель достигается. За каждым актом осмысленного поведения человека стоит самоуправление, хотя это не всегда осознается индивидом.
Самоуправляемое поведение, как и обмен, осуществляется во имя каких-либо последствий, результатов, желательных для индивида. Самоуправление понимается как протяженный во времени процесс, как процесс с памятью, устремленный в будущее.
При планировании своего поведения человек учитывает внешние обстоятельства и свои возможности. На самом деле он руководствуется своими представлениями о том и другом, которые не всегда бывают адекватны реальности.
Совершая действия, индивид оказывается перед лицом последствий - изменившихся обстоятельств. Если изменение позитивно относительно актуальной цели, то индивид укрепляется в своем выборе и действует далее в том же духе, а если негативно, то, наоборот, сомневается вплоть до пересмотра поведения.
Таким образом, самоуправление представляет собой процесс с обратной связью - неудовлетворительные последствия влекут подавление неудачного поведения, а благоприятные последствия стимулируют успешное. То есть, для полезного поведения обратная связь положительна, а для ошибочного отрицательна.
Индивид в итоге достигает желаемых последствий либо убеждается в невозможности их достижения. Одновременно происходит самообучение индивида - корректируются его представления о реальности.
Самоуправление дает человеку возможность действовать даже в неизвестных для себя обстоятельствах, приближаясь, пусть ценой некоторого риска к адекватным представлениям и успешному поведению. Эта замечательная модель поведения позволяет если не каждому человеку, то человеческой общности приспосабливаться к разнообразным и меняющимся условиям.
Конечно, последствия бывают незаметными, отложенными, неожиданными, многообразными. Поэтому для самоуправляемого поведения в разных обстоятельствах индивиду необходимо знание закономерностей окружающего мира, умение сопоставлять, отличать важное от незначительного и так далее. Но в реальности человек редко оказывается перед исследовательской проблемой, а гораздо чаще использует общепринятые решения и опыт, накопленный другими. К тому же общепринятые решения легче согласовывать с окружающими, чем собственные оригинальные новации, а поведение индивида чаще всего представляет собой как раз взаимодействие с другими индивидами.
Важным моментом самоуправления является соизмеримость индивидуальных возможностей человека с последствиями его поведения. Один отдельно взятый человек не может устроить всемирный потоп или перевернуть Землю, как шутливо грозил великий Архимед. Поэтому ошибки и эксцессы индивидуального самоуправления как правило не должны приводить к масштабным катастрофическим последствиям для множества людей. Природа как бы позаботилась об ответственности субъекта, соразмерной результатам самоуправляемого поведения. Однако, это природное условие нарушается по мере накопления человеком коллективного и технологического могущества.
Самоуправление ощущается человеком как привычное состояние. Отказ самоуправления приводит к растерянности или панике.
У самоуправления есть свои уязвимые пункты. Во-первых, если внешние обстоятельства не обладают устойчивыми закономерностями, то обратные связи не срабатывают. Корректировки поведения в направлении полезности при этом не происходит, самоуправление отказывает.
Во-вторых, если какая-либо значимая цель достигнута или устранена, а новая не поставлена, то обратные связи выключаются. Отсутствие актуальной цели равносильно утрате человеком способности к самоуправлению. Теряет смысл и познание, и само поведение.
Объективные цели
Природа продиктовала человеку свои непреходящие цели, поставив его в зависимость от потребностей выживания и воспроизводства. Но человек научился преодолевать природные обстоятельства и обуздывать свои биологические стремления. Из боязни оказаться без цели люди научились культивировать такие непреходящие индивидуальные цели, как обывательское благополучие, созерцание жизни, познание нового, стремление к власти, гедонизм:
Мы пытаемся рассмотреть человека с объективных позиций. Индивид всегда принадлежит к каким-либо человеческим общностям, по крайней мере, к человечеству в целом. Он и становится таковым благодаря общности, в которой родился и вырос. Объективной формой существования человеческой общности является воспроизводство, притом, не только биологическое, но и воспроизводство материальных средств существования, представлений, навыков, отношений.
Объективным свойством индивида является его способность управлять своим поведением. Объективной целью индивида является, поэтому, его стремление участвовать в жизнедеятельности какой-либо человеческой общности в качестве ее самоуправляемого члена. Человек претендует быть полноценным представителем человеческого рода, участвовать во всех аспектах воспроизводства общности. Иными словами, человек рождается, чтобы быть родителем, участником производства средств существования, исследователем, творцом, гражданином.
Можно говорить о некоем пространстве объективных целей, связывающих самоуправление индивида с воспроизводством общности. Реальные цели реального индивида могут лежать и вне этого пространства.
Объективные цели индивидов симметричны, то есть, одинаково приложимы к каждому члену воспроизводящейся общности. Это не означает, что каждому конкретному индивиду одинаково доступна любая объективная цель, но в той мере, в какой это зависит от общественного устройства, объективные цели должны быть равно доступны. "Правильный" индивид в нашем понимании - не тот, кто просто принимает заранее объявленные объективные цели и придерживается их в жизни. "Правильный" индивид сам выдвигает и ранжирует цели. Теория не может предложить ему персонального идеального набора. Индивидуальные биологические и психические различия, национальные особенности и даже биологическое различие мужчин и женщин есть всего лишь обстоятельства конкретного индивида, влияющие на его выбор целей.
Заметим, что при условии достаточности ресурсов воспроизводство общности не требует от людей взаимного уничтожения или конфронтации, то есть, при этом условии объективные цели индивидов совместимы.
Отстаивание своего самоуправления, неподчинение диктату другого индивида или группы является в нашем понимании одной из главных объективных целей человека, а стремление к власти - лишь субъективной.
Участие в общественном производстве в той или иной форме - объективная цель, а свобода предпринимательства - субъективная.
Индивид и общность объективно заинтересованы в накоплении коллективного могущества, чтобы противостоять неблагоприятным обстоятельствам и попыткам принуждения со стороны других общностей. Коллективное могущество объективно нуждается в управлении.
С другой стороны индивид субъективно стремится поставить коллективное могущество под контроль своего самоуправления во имя масштабных целей, которые он хотел бы выдвинуть, но не может преследовать в одиночку. Если какой-либо из индивидов или группа получает такую возможность, то цена ошибки или эксцесса самоуправления может далеко выйти за рамки индивидуальных обстоятельств. Возникает разрыв между масштабом ответственности и масштабом последствий, не предусмотренный природой, одарившей человека способностью к самоуправлению.
Управление
Понятие самоуправление мы вывели из определения управления. Однако в мире людей как раз управление проистекает из самоуправления индивида, а не наоборот. Самоуправление есть объективное свойство индивида, аналогия которому существует и в животном мире.
Человек осуществляет управление своим поведением. Последствия индивидуального поведения никак не ограничены рамками сугубо личных обстоятельств. Они могут оказаться существенными не только для самого человека, но и для других людей. Это неизбежность. Так что люди к индивидуальному самоуправлению друг друга небезучастны. Поэтому индивид оказывается заинтересован или вынужден управлять не только своим поведением, но и других.
Управление возникает, во-первых, из потребности согласовать результаты поведения индивидов в случаях коллективной деятельности и разделения труда. Во-вторых, управление оказывается единственным способом внести предопределенность в отношения индивидов, чтобы предотвратить выяснение отношений и разорвать порочный круг превентивного насилия.
Итак, управление присуще человеческой общности так же, как самоуправление присуще индивиду.
Может показаться, что всякое информационное взаимодействие людей есть управление, поскольку оно влияет на представления и на дальнейшее поведение участников. В таком мире взаимоуправлений никому не разобраться. Поэтому внесем ясность.
Во взаимоотношениях людей управление поведением имеет место тогда, когда ситуацией предопределено разделение ролей управляющего и управляемого.
Три способа управления
Управление поведением человека и множества людей можно осуществлять по большому счету всего лишь тремя способами:
1. Командное управление - управляющий субъект дает команды, указания, которые исполняются управляемым объектом. Это наиболее очевидная форма. Самое интересное здесь - понять, почему управляемый объект согласен подчиняться, и чем добровольное согласие отличается от недобровольного.
2. Нормативно-организационное управление - члены общности вырабатывают правила поведения (законы, инструкции, процедуры, общественные нормы), которым они дружно следуют в своем самоуправляемом поведении. Для тех, кто не следует, правила предусматривают меры принуждения, для чего создаются даже искусственные субъекты поведения.
3. Управление через влияние на обстоятельства или представления о них. Здесь имеется в виду имитация обстоятельств, провокация, а также намеренное искажение фактов и представлений о реальности под видом сообщения информации или передачи знаний. В этом пункте наиболее интересно то, что управление может быть скрытым от управляемого.
На самом деле есть еще и четвертый способ, отличающийся от первых трех тем, что сама способность человека к самоуправляемому поведению подвергается технологическому воздействию. Но в нашем понимании управление суть не технологическое воздействие, а сигнальное, не изменяющее, тем паче, не разрушающее объект. К сожалению, многие "менеджеры" современного цивилизованного мира понимают управление по-другому.
Продолжение следует