От Михайлов А. Ответить на сообщение
К Scavenger Ответить по почте
Дата 10.05.2007 16:28:07 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Re: Не трогайте Гегеля.

Не надо мешать великого философа с яковенками и фукуямами – Гегель писал в эпоху восхода буржуазного способа производства, а эти холуи вскего лишь пытаются идеологическими заклинаниями отсрочить его неизбежный крах.

>Можно обернуть все это высказывание и продолжить. «История трагична не только имманентно, но и трансцендентно. Она не прощает тем, кто встраивает ее в удобные для анализа схемы и разрушает их примитивные модели. Победившие в историческом сегодня всегда пытаются с помощью истории отстоять свое право на «вечную» победу, но история не дарует оных, в ней действует евангельский закон: «И последние станут первыми, а первые – последними». На это также закрывают глаза только очень поверхностные люди, мифологи или демагоги». Переводя с лирического на научный: в истории не существует объективных закономерностей трансцендентных человеческим индивидуальным и групповым субъектам. Все исторические закономерности – это есть лишь осознанные рационально интерпретации тенденций поведения личностей, социальных и этнических групп, классов, наций, государств и других коллективных субъектов. В разные эпохи закономерности-тенденции могут меняться, могут возникать и новые. Поэтому попытка поставить философию над историей, внести в нее вечные начала, которые имманентны ей (то есть возникают в ходе исторического процесса) и одновременно трансцендентны ей (то есть стоят над людьми, совершающими действия) обречена на неудачу. Гегель и Яковенко, Яковенко и Фукуяма - не правы. Не существует конца истории как нет и не зависимых от нее законов. Вернее, если такие законы и есть то они ЦЕЛИКОМ трансцендентны и не познаваемы, они даются истории Богом. И представляют собой не законы, а метаисторию – прорывы Божественного в историческое, освобождение от груза прошлого. Гегельянская же логика стремиться заковать историческое в панцирь узких объективностей, которые приводят в конечном счете к мифологизации реальных исторических фактов.

1. Точно также, как открываемые физиками-теоретиками законы вовсе не записаны на неких священных скрижалях, а являются отражением в социальной практике объективных физических процессов, у истории действительно не существует трансцендентных ей, т.е внеисторических законов, однако есть субстанциональные – объективные закономерности субъективной деятельности, познавая которые люди могут оптимизировать свою деятельности и свое социальное бытие. Гегелевская диалектика – один из шагов такого познания, задающий первую мыследеятельности из целого спектра возможных
2. Если Вы отрицаете наличие объективного в истории и утверждаете непознаваемость её законов, то что Вы тогда как социолог и политолог изучаете? абсолютно субъективные воления людей? Или тщитесь постигнуть законы мышления Бога, так сказать пытаетесь указать как ему надо мыслись, т.е пытаетесь повторить путь средневековых схоластов-доминиканцев, только в православном варианте?
3. Утверждая абсолютную трансцендентность исторических закономерностей и отождествляя их с «прорывом божественного в историческое» Вы фактически утверждаете, что мир и история – сон Бога, а то мало того что эклектическая ересь в духе теософского синтеза христианства с индуистскими учениями, да еще и с привкусом манихейства, но и прямая санкция на мифологизацию истории в любых масштабах – если мир есть иллюзия, то почему бы не заявить что мир есть миф, к чему Вы собственно прибегаете утверждая что церковь непорочна даже если все пастыри и паства поголовно оскотинятся до полного непотребства.