От Георгий Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 08.05.2007 14:37:27 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Здоровье населения: пренеприятная уникальность России (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10242303@SV_Articles

Госзаказ на пропаганду здорового образа жизни
Анастасия ДОЛГОШЕВА

В пресс-центре «Санкт-Петербургских ведомостей» ведущие врачи города, а также представители исполнительной и законодательной власти рассуждали о так называемой четвертой власти – точнее, о «Роли СМИ в пропаганде здорового образа жизни и семейных ценностей». Так назывался «круглый стол».

«Массовая однодетность»

Когда речь заходит о здоровье и семье, говорят, как правило, о демографии. И сам «круглый стол» проходил в рамках городского форума с международным участием «Здоровье матерей и детей и демографическая политика Санкт-Петербурга до 2015 года».
Хотя президент Путин и сообщил, что за последние месяцы смертность в России снизилась на 9,5%, а рождаемость возросла на 8,5%, особого ликования в стране не наблюдается. Во-первых, еще неясно, насколько это улучшение – «тенденция». Во-вторых, и врачи, и социологи понимают, что обещанные пособия все равно не решение демографической проблемы.
Более того, говорят, что ограничиться экономическими мерами – значит угодить в ловушку, в которую уже попадались другие европейские страны. В некоторых западных государствах пособия по рождению ребенка порой достигали 90% от уровня зарплаты, но граждане все равно не стремились рожать больше одного-двух детей. То есть мама-папа и себя-то не воспроизводили.
«Не менее интересен и недавний эксперимент у наших украинских соседей, – написал на сайте «Демография.ру» Игорь Белобородов, директор Центра демографических исследований. – Существенно повысив детские пособия (до 1,5 тысячи долларов), украинцы были уверены, что еще немного – и последует долгожданный демографический взрыв. В результате, несмотря на принятые меры и политический оптимизм, население Украины при положительном миграционном обмене (!) только за последний год сократилось на 300 тысяч человек, опередив по темпам вымирания даже «российского брата».
Получается, пособия лишь поддерживают тех, кто и так намеревался родить. А согласно социологическим замерам, как утверждает Белобородов, с этим намерением у россиян крайне плохо и потребность рожать «уже не одно десятилетие пребывает на уровне малодетности, плавно переходящей в массовую однодетность».

– Население Петербурга постоянно уменьшается, – сказала Марина Жукова, представитель комитета по труду и соцзащите, начальник сектора по вопросам демографии управления соцзащиты материнства и детства, семейной и демографической политики. – На конец 2006 года население составляло 4580 тысяч человек, сейчас – 4571 тысячу человек. Петербург – город демографической старости: 24% людей – пожилые. Для сравнения: детей – 14%. Рождаемость почти в два раза меньше необходимой хотя бы для простого воспроизводства населения.

Жить подольше

Тем не менее в принятой городом Концепции демографического развития до 2015 года, как сказал Ильдар Ахметзянов, представитель законодательной власти, увеличение рождаемости лишь вторая по значимости цель.

– Приоритетом в улучшении демографии было выбрано повышение продолжительности жизни, – говорит Ахметзянов. – На третьем месте – миграция и трудоустройство. На четвертом – адаптация инфраструктуры города ко все увеличивающемуся возрасту населения.

Как представитель профильной комиссии ЗС по санитарно-эпидемиологическому благополучию и экологической защите населения Ильдар Ахметзянов отметил: хоть и принято считать, что здоровье человека на 55% зависит от его образа жизни, на 20 – 25% – от окружающей среды и уже затем идет генная предрасположенность и качество медицины, все же неправильно «перекладывать на плечи человека всю ответственность: дескать, есть вредные привычки – будет болеть, нет вредных привычек – будет здоров».

– На здоровье и на демографическую обстановку все больше влияют факторы окружающей среды и низкое качество медицинского обслуживания, – считает Ахметзянов. – А СМИ пишут в основном о фитнесе, диетах, витаминах... Кто из журналистов в курсе, какой состав воздуха в городе был позавчера, вчера, сегодня? Каков состав воды? Демографическую политику нельзя рассматривать вне проблем экологической безопасности.

Пренеприятная уникальность России

Ухудшение здоровья населения в общем неудивительно. По словам доктора психологических наук, профессора СПбГУ Иосифа Гурвича, такая повышенная хвороба характерна при социальных изменениях в любой стране. Однако Россия все же уникальна.

– Уровень заболеваемости и смертности в России достиг беспрецедентного для мирного времени масштаба, – утверждает профессор Гурвич. – И наука, и высшее образование оказались не очень готовы в условиях столь резких изменений создавать теоретические подходы, получать эмпирические данные для составления рекомендаций.

Правда, сейчас в том же СПбГУ в сотрудничестве с ведущими университетами США и Западной Европы затеяли магистерскую программу «Общественное здоровье» – намерены готовить «специалистов нового поколения», обучая студентов с разным базовым образованием (социологов, биологов, психологов, математиков) работе именно в сфере общественного здравоохранения.
Ах да, в чем причина вышеназванной пренеприятной уникальности России? У ученых (не только в России, но и на Западе) несколько версий того, почему социальные изменения так беспримерно пошатнули здоровье россиян.
Например, английские ученые полагают, что россияне просто больше иных народов любят крепко выпить. Профессор Гурвич признал, что да, в кризисные 1990-е россияне оказались самыми активными в мире поклонниками алкоголя, но сейчас в этом нас опережают Испания, Франция, Португалия. (Впрочем, на «круглом столе» слышались реплики: французы и россияне пьют несколько разные напитки, не говоря о том, что по-разному закусывают.)
Еще одна версия – утрата общественной солидарности: богатые не помогают государству создавать социальные гарантии для социально незащищенных.
Иосиф Наумович придерживается третьей версии – «Концепции деморализации». Немотивированная агрессия, безответственность, подавленность, психическая неуравновешенность, ведущие за собой суициды и травмы.

– Большое количество людей потеряло чувство, так сказать, связности и непротиворечивости окружающего, – поясняет профессор. – Происходящее в стране противоречит жизненному опыту людей, их представлениям, ценностям.

Кстати, когда вы улавливаете в нынешнем телевидении некий «советский флер» (условно говоря, «вести с полей», весьма плохо отражающие реальную жизнь) – так это, оказывается, неплохо. Как объясняют нам же, журналистам, психологи, это мы же, журналисты, восстанавливаем утерянное народом «чувство связности». Положительно влияем на психическое здоровье. Правда, как не без иронии констатирует Гурвич, бесконечной такая психотерапия быть не может: когда-нибудь телевизионная картинка до такой степени не совпадет с ценностями самого человека, что ему взгрустнется пуще прежнего.
Помимо этого возвращения «чувства связности» современная социальная психология и социология видят роль СМИ в элементарном донесении полезной информации. А также в том, что СМИ способны создавать «ролевые модели» – образцы для подражания; в это, однако, многие специалисты не верят.

Малая церковь

– Часто причины снижения рождаемости видят в урбанизации, или изменении генетического кода, или приводят теорию Гумилева, согласно которой каждой нации отпущен свой век, – рассказывает Юрий Петров, начальник отдела по связям с общественными и зарубежными медицинскими учреждениями комздрава. – Но, наверное, уместнее говорить о «пассионарности материнства». Ведь если женщина стремится родить, то и самые плохие условия не станут препятствием. Вымирают целые народы, но человечество живет... Сейчас у нас рождение ребенка не рассматривается как успех, хотя это самый большой социальный успех человека, гораздо больший, чем успех профессиональный.

Со своей стороны, подтвердил это протоиерей Александр Сорокин, председатель издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, высказав тезис, который, наверное, не вызвал бы неприятия и у представителей других конфессий.

– Семья ценится церковью столь высоко, что брак оформляется как таинство, – сказал протоиерей. – Семья – это феномен, который именуется «малой церковью». А церковь в понимании верующего человека – это союз бога и человека. И в миниатюре вселенская церковь реализуется как раз в той малой ячейке – в семье. Когда проповедуется о царстве божьем, говорится вовсе не о том царстве, которое будет когда-то и где-то, а о царстве, которое здесь, приблизилось, наступило и должно строиться нашими усилиями. Прежде всего в семье.

Сделайте мне «не смешно»

Иногда сами журналисты высказывают неожиданные способы улучшения демографической обстановки. Положим, воззванием к «сухому» закону или запрету абортов не удивишь, и специалисты тут же парировали: было, проходили. «Сухой» закон чреват самогонной дрянью, запрет абортов – подпольными операциями, которые делали женщин бесплодными. Призыв к многоженству (цитируем: «чтобы не страдали 10 миллионов бесхозных российских женщин, которые хотят рожать») тоже не фокус. И тоже был отвергнут: взывать к семейным ценностям через многоженство – это в России ни в какие ворота не лезет. А 10 миллионов «бесхозных женщин» если захотят родить – родят, будьте спокойны; без всяких мужей.
Но было еще и такое предложение (высказанное главным редактором газеты «Общество и экология» Сергеем Лисовским): закрыть телепередачи юмористического характера. «Потому что они одурачивают». И транслировать передачи научные.

– В Белоруссии много научных передач, и сокращение населения в Белоруссии меньше, чем в России, – приводил аргументы редактор.

Будем готовы

Виктор Кононов, главный врач клиники Педиатрической академии, утверждает, что ежегодно финансирование сферы здравоохранения растет, и население должно быть готово к подобным финансовым инвестициям. Без правильного отношения к собственному здоровью все программы не дадут ожидаемого результата. И потому, считает Виктор Кононов, информационная политика выходит на первый план.

– Да сколько бы мы ни говорили о необходимости информационной политики в сфере здравоохранения, пока не будет социального заказа, государственного заказа для прессы, радио и телевидения – ничего не получится, – заявляет Алевтина Фролова, директор городского центра медицинской профилактики. – Будут отдельные телепередачи в 9 утра и отдельные публикации. Но не будет системы.

– Проблема и в том, что половое воспитание преподают где угодно, но только не в семье, – возмущен главный врач клиники «Ювента» Павел Кротин. – Хотя как раз половое просвещение может быть где угодно – в школе, на специальных уроках, а воспитание – это дело семьи.

За свое усердие в просвещении, как говорит главврач «Ювенты», они не раз получали по шапке. Хотя именно благодаря просвещению и деятельности городской системы молодежных консультаций (кстати, единственной в России) в Петербурге в два раза уменьшилось количество абортов у юных. И очень-очень сократилось количество венерических заболеваний. А то, что в Петербурге показатель гинекологической заболеваемости у подростков вырос колоссально – в 3,5 раза, – говорит лишь о том, что выявлять стали лучше и раньше, пока болезнь не развилась до бесплодия.

...Мы понимаем, что слова «Роль СМИ в пропаганде...» звучат угрожающе. Это все равно что рекламщикам не только придумывать действенную рекламу, но еще и долго толковать «целевой аудитории», как эта реклама придумывалась, как ее надо смотреть и что в конце концов рекламщики хотят от потребителей.
Вынос таких «производственных совещаний» на широкую аудиторию из той серии, когда все раскрывают карты и говорят: без вашей, граждане, помощи нам не справиться. И в конечном счете целевая аудитория тут – все мы, в том числе и врачи, и журналисты.
Напоследок милое обстоятельство: одна из участниц «круглого стола» поделилась результатами опроса детей «Что такое национальный проект «Здравоохранение»? Дети отвечали: «Это когда врачам зарплату повышают». И все.