>Утопизм. Вы думаете, они согласятся подтянуть пояса?
Большое - вырастает из малого.
Вы в курсе, что линия продвижения немецких войск в 1918 году была значительно дальше оговоренной по Брестскому миру.
Но таки немцы были ВЫНУЖДЕНЫ остановиться. Их месяцами сдерживали ничтожные по численности силы белорусских красногвардейцев и партизан, столь же немногочисленные добровольческие силы Донецко-Криворожской республики.
Если бы этих зародышевых формирований не было, - немцы не остановились бы. Докатились бы и до Москвы, и до Питера.
Сама Донецко-Криворожская республика - исчезла, оказалась оккупирована. Но отошедшие войска - стали ядром сил обороны Царицына. А выросший в боях с немцами Ворошилов стал в дальнейшем первым маршалом.
То, о чем говорю я, - имеет в разных видах большое количество прецедентов. Которым в историографии стараются не уделять внимания. Чем-то это неудобно.
Раннее монашество - это в сущности уход из сытого, но уже нетерпимого из моральных соображений общества ЛУЧШИХ. Добровольный отказ от собственности, от удобной постели и изысканной пищи, от гордыни, не допускавшей(в той же Византии) труда собственными руками для правящих и околовластных сословий.
И, начав с буквально голодающих образований, монастыри стали в последующем и центрами знания, и центрами создания технологий и производств, и центрами морального перевоспитания обществ. В частности, особенностью Руси, которая в период Реформации устояла против распространившейся иудаистской морали(на Руси - ересь жидовствующих), - оказалось, что общественная мораль целого народа оказалась как бы на уровне морали, свойственной в других странах монахам.
Не утопия это. Это спрятанный на десятый план(ввиду его идеологической несовместимости ни с идеологией национальных капиталистических государств, ни с ортодоксальным марксизмом) - первостепенный исторический опыт. Великолепно сработавший на всей территории Евразии плюс хороший кусок Африки(Северная Африка, Египет, Судан, Эфиопия).
Немногие ЛУЧШИЕ, объединяясь и уравниваясь в минимальном потреблении, нацеливаясь на труд и духовное развитие, - в конечном итоге в ходе роста переворачивали страны, создавали широчайшее межрегиональное разделение труда, саму государственность.