От Undying Ответить на сообщение
К Scavenger
Дата 22.03.2008 00:17:55 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Хозяйство; Тексты; Версия для печати

Re: Да, следует...

>>Для начала давайте определимся, что есть детерминизм. Стохастический процесс с известными параметрами это детерминизм или нет?
>
>Детерминизм - это наличие общественных законов, которые не зависят от воли людей. Поэтому есть крайние детерминисты (раз законы не зависят от воли людей у людей нет свободной воли) и умеренные детерминисты (параметры свободы человеческой воли определяются в рамках объективных законов).

Вы ушли от ответа. СГКМ утверждает, что Маркс был энтузиастом механистического детерминизма. Механистический детерминизм отрицает случайность и задает жесткую предопределенность событий. Согласны ли Вы с позицией, что в марксистском методе заложен механистический детерминизм?

>Нет, не отступает. Детерминизм присутствует, т.к. наличие объективных, неизменяемых людьми законов существует в этом варианте.

Если под детерминизмом понимать наличие объективных законов, то согласен, если предопределенность событий, то нет.

>Детерминизм и есть то, что вы описываете. Например, есть капитализм и социализм. Что бы люди не делали есть только два пути - сохранение капитализма или вперед в социализм.

Почему обязательно два? Если есть предпосылки, то можно и третий путь найти и четвертый. Речь о том, что если таких предпосылок нет, то можно придумать сколь угодно совершенное общественное устройство, но оно так и останется теоретическим умствованием на бумаге.

>Выбор человечества определяется параметрами объективных законов. А ваша аналогия лишний раз доказывает мою правоту.

Выбор человечества определяется не только параметрами объективных законов, но и случайностью. Наиболее мощный случайный фактор это воля человека.

>В вашем примере разлив реки - это объективная данность, люди же могут только на нее реагировать. Изменить это - сделать так, чтобы реки вообще не разливались они не в силах. И по отношению к природе - это верно. По отношению же к обществу не совсем, ибо общество состоит из людей. Общество не есть некая существующая отдельно и помимо людей надличностная реальность, но есть система, состоящая из людей-элементов. Расстановка элементов, способных к самоорганизации может менять сами параметры системы, определять тенденции ее развития.

Давайте рассмотрим пример. В любой мало-мальски сложной структуре управления возникает бюрократия, т.е. управленцы начинают руководствоваться не интересами дела, а личными интересами. Как будут решать проблему бюрократии марксисты? Марксисты постараются выявить и понять объективные законы формирования и развития бюрократии, затем постараются создать и поддерживать условия в которых проявление этих объективных законов минимально или ограничено какими-то рамками. Как Вы будете решать проблему бюрократии? Каким образом можно отменить проблему бюрократии?

>>Но я не вижу смысла противопоставлять рационализм (в частности марксизм) и эмпиризм, между ними нет противоречия. Понятно, что бывают проблемы для которых рационалистская теория не разработана, либо по причине новизны проблемы, либо по причине ее сложности. В этом случае эмпирически выявляем какие-то закономерности, строим частные модели и пользуемся ими, осознавая их ограниченность. Если у нас появилась понимание как объяснить имеющиеся факты в рамках рационалистской теории, то разрабатываем такую теорию. По мере поступления новых фактов периодически проверяем правильность и полноту теории, при необходимости корректируем ее и уточняем.
>
>Так марксисты не могут поступить, ибо если открыты объективные законы, то они раз и навсегда остаются таковыми. Как законы природы.

Есть объективные законы, которые неизменны, есть наше представление о них, соответствующее им с той или иной точностью. Думать, что наше представление о объективном законе идеально соответствует самому объективному закону это гордыня. Смертный грех.

>Последнему. Идеологов его не знаю. Но он используется. Скорее всего - его "идеологи" - это основатели синергетики. Теория систем, теория неравновесных состояний, бифуркации и проч. Согласно теории систем общество может меняться и даже его закономерности могут меняться в результате сознательной деятельности людей. При этом не важно осознают ли сами эти группы людей, что являются субъектами общественного развития или не осознают, считают ли они, что все их действия происходят в рамках умопостигаемых ими объективных законов-абстракций или считают, что следуют своей свободной воле.

Можно привести примеры таких тенденций?