От П.В.Куракин Ответить на сообщение
К Monco
Дата 19.03.2008 15:43:53 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

В. Галин очень хорошо написал про "русофобство" Маркса

очень полезно также "патриётам", считающим импортированной еврейской идеологией

Василий Галин
Запретная политэкономия
КРАСНОЕ И БЕЛОЕ

Москва
АЛГОРИТМ
2006


"Маркс только основал новую идеологию — религию; для того, чтобы она получила всеобщее признание, необходима была соответствующая движущая сила, которая утвердила бы ее право на существование... Эти силы в той или иной мере существовали в Европе еще до появления марксизма, иначе его идеи не получили бы такого распространения. Они упали в благодатную почву. Практически во всех европейских странах у Маркса были предшественники, задолго до него в той или иной мере обосновавшие изложенные им теории. Были они и в России. Например, за шесть лет до публикации «Капитала» вышли «Очерки из политической экономии» Н. Чернышевского. Ознакомившись с ними, Маркс не склонный расточать похвалы, в предисловии к второму изданию I тома «Капитала» отозвался о Чернышевском, как о «великом русском ученом и критике, мастерски осветившем банкротство буржуазной экономии». Но Н. Чернышевский не только критиковал современные ему буржуазные теории, он изложил все научные и идеологические концепции социальной теории, которые составляли основу всей марксистской идеологии. Чернышевский был не одинок, так еще до него А. Пушкин критиковал буржуазную экономию и способ производства «иголок Смита». А. Герцен до Маркса с материалистической точки зрения сформулировал основные принципы историзма в политэкономии. П. Чаадаев за несколько десятилетий до Маркса на своем языке сформулировал основной идеологический постулат марксистской доктрины — построение коммунистического общества, как царства Божьего на земле: «Истина едина: царство Божье, небо на земле, все евангельские обетования — все это не иное что, как прозрение и осуществление соединения всех мыслей человечества в единой мысли; и эта единая мысль есть мысль самого Бога, иначе говоря — осуществленный нравственный закон»2210.
В России марксистские идеи не только находили единомышленников, они ложились на прочный фундамент идей, выстраданных передовыми людьми русского общества. Это касалось как социальных, так и мессианских идей марксизма.
485
П. Вяземский еще в 1827 г. в стихотворении «Русский бог» вопрошал:
Не нам ли суждено изжить Последние судьбы Европы, Чтобы собой предотвратить Ее погибельные тропы.
П. Чаадаев в 1837 г. предрекал: «Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия... Больше того: у меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество»22".
A. де Кюстин в 1839 г. после путешествия по России писал: «...Никто более меня не был потрясен величием их нации и ее политической значительностью. Мысли о высоком предназначении этого народа, последним явившегося на старом театре мира, не оставляли меня...»2212.
Н. Данилевский в 1869 г. публикует концептуальное сочинение «Россия и Европа», в котором приходит к выводу о всемирноисторической миссии России: «На Русской земле пробивается новый ключ справедливо обеспечивающего народные массы общественно-экономического устройства»2213.
Ф. Достоевский в 1877 г. указывал на мессианский характер русского народа: «Назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только... стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите... Мы будем первыми, кто возвестит миру, что мы хотим процветания своего не через подавление личности и чужих национальностей, а стремимся к нему через самое свободное и самое братское все-единение... Только Россия живет не ради себя, а ради идеи, и примечателен тот факт, что она уже целое столетие живет не для себя, а для Европы... наша судьба это и судьба мира»2214.
B. Шубарт в 1939 г. замечал: «Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души. Задача России в том, чтобы вернуть душу человеку. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе... только Россия способна вдохнуть душу в гибнущий от властолюбия, погрязший в предметной деловитости человеческий род, и это верно, несмотря на то, что в настоящий момент сама она корчится в судорогах большевизма. Ужасы советского времени минуют, как минула ночь татарского ига, и сбудется древнее пророчество: ex oriente lux (свет с востока). Этим я не хочу сказать, что европейские нации утратят свое влияние. Они утратят лишь духовное лидерство. Они уже не будут больше представлять господствующий человеческий тип, и это
486
станет благом для людей. Ведь столько нынче жаждущих конца прометеевской культуры! И в наибольшей степени это — как раз ее тончайшие умы! Они чувствуют духовное убожество живущих рядом. Поэтому они ищут вокруг себя новых возможностей. Быть может, это и слишком смело, но это надо сказать со всей определенностью: Россия — единственная страна, которая способна спасти Европу и спасет ее, поскольку во всей совокупности жизненно важных вопросов придерживается установки, противоположной той, которую занимают европейские народы. Как раз из глубины своих беспримерных страданий она будет черпать столь же глубокое познание людей и смысла жизни, чтобы возвестить о нем народам Земли. Русский обладает для этого теми душевными предпосылками, которых сегодня нет ни у кого из европейских народов»2215.
В. Шубарт накануне Второй мировой войны только с русскими связывал надежды на обновление мира: «англичанин смотрит на мир как на фабрику, француз — как на салон, немец — как на казарму, русский — как на храм. Англичанин жаждет добычи, француз — славы, немец — власти, русский — жертвы. Англичанин ждет от ближнего выгоды, француз стремится вызвать у него симпатию, немец хочет им командовать, и только русский не хочет ничего. Он не пытается превратить ближнего в орудие. В этом суть русской идеи братства. Это и есть Евангелие будущего. Это — великая нравственная сила, направленная против латинских идей человека насилия и государства насилия. Русский всечеловек как носитель нового солидаризма — единственный, кто способен избавить человечество от индивидуализма сверхчеловека и от коллективизма массового человека... Так он творит одновременно и новое понятие и новый идеал личности и свободы»2216.
Иоффе ночью перед тем, как покончить с собой, писал Троцкому: «Более чем 30 лет назад я усвоил философию, что человеческая жизнь только тогда имеет смысл и в той степени, насколько она служит чему-то бесконечному. Для нас это бесконечное есть человечество»2217.
О. Мандельштам отмечал, что «русский народ единственный в Европе не имеет потребности в законченных, освященных формах бытия» и вносит в европейский мир «необходимости» высшую «нравственную свободу, дар русской земли, лучший цветок, ею взращенный. Эта свобода... равноценна всему, что создал Запад в области материальной культуры»2218.
Б. Пастернак в 1957 г. после «Доктора Живаго», Сталина и уже незадолго до смерти, говорил о «Великой русской революции, обессмертившей Россию, и которая... вытекала из всего русского многотрудного и святого духовного прошлого», и так обращался к своим зарубежным читателям: «Вот за что скажите спасибо нам. Наша революция, как бы ни были велики различия, задала тон и вам, наполнила смыслом и содержанием текущее столетие»2219.
487
Если английская и французская буржуазные революции вывели на сцену истории либеральную идеологию, которая, победив консерватизм монархий, освободила путь для дальнейшего прогресса человечества, то русская социалистическая революция утвердила право социальной идеологии, без которой в настоящее время немыслимо ни одно демократическое общество. Русский социализм по отношению к марксистским идеям сделал то же, что и древний Рим по отношению к христианству. Именно благодаря Риму христианство стало одной из ведущих религий человечества. Недаром В. Шубарт отмечал: «В русском безбожии чувствуется настроение крестовых походов, как и в догме Кальвина о завоевании мира для Христа или в учении Магомета о священной войне»2220.
В 1923 г. один из вдохновителей гражданской войны П. Милюков будет доказывать, что к власти в России пришла не кучка насильников большевиков, а новые слои народа. «Интеллигенция должна научиться смотреть на события в России, — говорил он в своей лекции «Россия и русская эмиграция» в Праге, — не как на случайный бунт озверелых рабов, а как на великий исторический поворот...»2221 «Отойдя на известное расстояние от событий, — напишет Милюков, — мы только теперь начинаем разбирать... что в этом поведении масс, инертных, невежественных, забитых, сказалась коллективная народная мудрость. Пусть Россия разорена, отброшена из двадцатого столетия в семнадцатое, пусть разрушена промышленность, торговля, городская жизнь, высшая и средняя культура. Когда мы будем подводить актив и пассив громадного переворота, через который мы проходим, мы, весьма вероятно, увидим то же, что показало изучение Великой французской революции. Разрушились целые классы, оборвалась традиция культурного слоя, но народ перешел в новую жизнь, обогащенный запасом нового опыта...»2222
С. Павлюченков сделает еще более смелое обобщение: «Человечество коллективно шло к русской революции, и ее результаты, как в свое время революции французской, принадлежат всему человечеству и повлияли на цивилизацию теми или иными способами, продвинув ее далеко вперед по пути гармонизации общественных отношений»2223.
Большевики сами рассматривали русскую революцию, как всемирную. Ленин в июле 1917 г. в этой связи писал, что «диктатура пролетариата» «нисколько еще не сделает из нашей буржуазной революции революцию социалистическую, демократический переворот не выйдет непосредственно из рамок буржуазных общественно-экономических отношений; но тем не менее значение такой победы будет гигантское для будущего развития и России и всего мира»2224. Л. Троцкий добавлял: «Мы далеки от мысли противопоставлять абстракцию диктатуры абстракции демократии и взвешивать их качества на весах чистого разума. Все относительно в этом мире, где постоянна лишь изменчивость. Диктатура боль-
488
шевистской партии явилась одним из самых могущественных в истории инструментов прогресса...»2225
Решающее значение для утверждения социалистических идей во всем мире оказала победа СССР во Второй мировой войне. Она по сути стала победой мировой социальной революции, все страны мира в той или иной мере, не признавая их на словах, на деле были в той или иной мере вынуждены учитывать новые реалии. Не даром Э. Нольте назвал период с 1917 по 1945 гг. — «Европейской гражданской войной»2226. Уже в 1942 году Й. Шумпетер писал: «Социализму перестали сопротивляться с той страстью, какую вызывает иной тип морали. Он стал тем вопросом, который обсуждают на базе утилитарных доводов. Остались, конечно, отдельные твердокаменные, но вряд ли они имеют достаточную поддержку, чтобы иметь политическое влияние. Это как раз и есть то, что висит в воздухе, — доказательство, что самый дух капитализма ушел в прошлое»2227. Дух капитализма образца XVII века...
Завершился очередной цикл развития человеческого общества. Е. Гайдар и В. May, отмечая этот факт, указывают, что еще «в первой половине XX в. мир развивался почти «по Марксу»2228. С Победы СССР во Второй мировой войне благодаря конкурентной борьбе двух общественно-политических систем начался новый этап развития человеческого общества, капитализм был вынужден эволюционировать в сторону социальных преобразований, признав социал-демократию, как равноправную общественно-политическую силу.
Но почему Западное общество, которое во многом благодаря русской социалистической революции и победе СССР во Второй мировой войне эволюционировало в сторону демократии образца XX века, а Россия осталась в эпохе «диктатуры пролетариата»? Ведь Россия, не важно — большевистская или буржуазная, даже в силу своего географического положения вынужденная платить климатическо-географический налог, в любом случае должна была бы эволюционировать в зону умеренного социал-демократического капиталистического общества, именно эту цель преследовал Ленин в первой половине 1918 г. и по окончании интервенции во времена НЭПа. Примеры социал-демократического капитализма дают Скандинавские страны и Канада, находящиеся в сходных с Россией климатических условиях. Виновны в этом русские как нация, либо исторические закономерности развития России, либо виновны издержки коммунистической идеологии? Начнем поиск ответа на этот вопрос с новой главы."