От Леонид Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 22.04.2008 19:12:34 Найти в дереве
Рубрики Архаизация; Идеология; Компромисс; Культура; Версия для печати

Я так не считаю

Что все репрессированные клирики - мученики за веру, это меня всегда коробило отчасти. Органы ОГПУ - НКВД, где служили зятья моей баьушки я не считаю неким дьявольским порождением. Но надо иметь в виду историческую сложившую в РПЦ традицию канонизации убиенных и умученных вне всякого отношения к вере. Начиная со страстотерпцев Бориса и Глеба. Можно вспомнить то ли убитого по приказу Бориса Годунова, то ли действительно погибшего в результате несчастного случая младшего сына Ивана Грозного. Астраханского архиепископа, убитого разинцами. И если Гришка Отпрепьев и Стенька Разин РПЦ были анафемствованы, то этого не было в отношении царя Ивана Грозного, а канонизирован и митрополит Филипп.
В истории Церкви, относящейся к византийскому периоду, были и более мрачные страницы. Когда вероучительные мнения становились знаменем придворных партий и сепаратистов. Отчасти это привнесено было в реформах Никона и последующего раскола.
Тут надо помнить, что римские власти преследовали христиан не за их учение, а предъявляли им обвинения в оскорблении величества (за отказ совершить жертвоприношение или иное культовое действо пред статуей императора), а безбожии (так как они отказывались служить традиционным богам). Определения мученичества - это очень сложное и неоднозначное понятие, особенно, если посмотреть исторически.