От Семен Ответить на сообщение
К Юлия Иванова
Дата 02.05.2008 00:55:40 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Школа; Культура; Версия для печати

За поддержкой можно попробовать обратиться к Кургиняну или его супруге

М.Мамиконян о работе с детьми: собраться, захотеть, сделать

Мария Мамиконян - это жена Сергея Кургиняна и сотрудник Центра Кургиняна. Центр Кургиняна реализует разные проекты. Раз они сейчас заинтересовались детьми, возможно, стоит предложить им поддержать ваш проект по игре "Лунные часы".

Газета "Завтра"
НОМЕР 16 (752) ОТ 16 АПРЕЛЯ 2008 г.

Мария Мамиконян
МЫ И НАШИ ДЕТИ

В последнее время пресса наводнена публикациями о том, что совсем скоро, к концу мая, правительство (или партия "Единая Россия" - тут сведения разнятся, но все понимают, что не суть важно) введет революционное изменение в дело детско-школьного воспитания. Чуть ли не восстановит пионерию. Это уже объявлено официально на Всесоюзном педагогическом собрании его сопредседателем В.Ивановой.

Казалось бы, первый шаг к восстановлению привычного порядка. Хорош по подворотням колоться, даешь игру "Зарница"! Однако чтение статей и победных реляций на эту тему развеивает оптимизм.

Наверное - даже наверняка! - инициаторами воссоздания пионерской организации движут благие намерения. Но намерения намерениями, а что мы видим как первые реакции? Мы видим спущенную сверху директиву, дружный бюрократический отклик и соответствующую "отзвучку" в СМИ. Во широком диапазоне - от "одобрямс" официозных изданий до откровенного ерничества "свободной прессы".

"Московский комсомолец", например, объявил "конкурс названий" и признал за лучшее предложенное "неким мужчиной" - "Педроссия" (Поколение Единая Россия). Цитата из "МК": "Юные члены организации, по замыслу автора идеи, будут, соответственно, называться педроссиками или педроссятами". Найденное словцо-динамит журналисты явно намерены отжать досуха - последний репортаж на тему назывался "Что такое пионерия? "Педросстешь" - узнаешь". И можно не сомневаться, что "лингвоизыски" будут множиться.

А, собственно, почему это так? Дело-то вроде нужное?

Легче всего сказать, что необходимость восстановления единой детской организации давно назрела и, наконец, осознана "наверху". А брендующиеся через "комсомол" журналисты из "МК", не имея ничего святого за душой, возводят напраслину. Но, видимо, дело не только в этом. И не только в знакомой бюрократической ухватке, с которой единороссы взялись решать проблему. Дело в основополагающей лжи, пронизывающей все энергичные заявления насчет того, как у нас отныне запляшут лес и горы.

Ложь же в том, что высказывающиеся до потери сознания боятся сказать очевидное; никакая всеохватная детская организация не будет живой и действующей вне смысловой вертикали. То есть вне идеологии, едино пронизывающей, связывающей разновозрастные страты и отражающей общую цель общества. Если она есть.

А такой цели, как все понимают, нет. Но главное, сказать честно, что проблема в этом - нельзя, поскольку само слово идеология затабуировано; в доме повешенного не говорят о веревке! И начинаются фигуры умолчания, семантические уловки и прочие "ужимки и прыжки": ах, деятельность будет "исключительно культурологическая"!.. ох, что угодно, но не идеология!.. "политика в школах запрещена законом", так что вы не подумайте!..

Хорошо, не думаем. Запрещена. А что разрешено-то? Знакомясь с отчетами о прошедших повсеместно (от Иванова до заполярного Норильска) "предварительных мероприятиях", на которых "старшие товарищи" строили совместно с младшими и средними планы на будущее, видим, что самый ходовой тезис: "Вы наша смена, учитесь управлять, давайте-ка проведем конференцию (вариант - "круглый стол", ролевую игру)". То есть видим тенденцию к бюрократизации еще не начатого дела.

Да и очень странное представление о смысле и целях строящегося детского движения видим тоже. Что не удивительно - ведь каждый отзывается на "зов трубы" в соответствии со своим пониманием проблемы и выговаривает, так сказать, "свое заветное". Ну, вот такое оно, понимание, у функционера. Беда только, что эту "заорганизованность" пионерработы мы уже проходили. В 70-х-80-х годах. И точно знаем, что дважды входить в одну и ту же (мертвую!) воду не следует.

Итак, идеология в новой пионерии не предполагается. А предполагаются организация досуга, изучение истории, краеведения, культуры, основ нравственности: ну там, спорт и т.д. Что ж, неплохо! И название планируют (в отличие от "МК") неплохое - "юные гагаринцы".

Казалось бы, надо приветствовать. "Гагаринцы" - это вроде адресация к истории? Ее, как было сказано, изучение? Ведь вряд ли речь пойдет о чем-то актуальном. Вряд ли предполагается таким способом готовить детей к возрождению российской науки и штурму новых горизонтов Космоса. Как-то из анализа нынешних школьных программ и разработок Минэкономразвития это не следует: Хотелось бы, чтобы следовало, но:

Тогда что, Гагарин как история, которую не отнять? А, собственно, почему не отнять? Ведь отнимали, и весьма сосредоточенно, в годы перестройки. Сколько было написано по поводу "проклятого космоса", который, дескать, жизнь нашу заел. Да и в адрес лично Гагарина много чего говорилось нелицеприятного. Такая пропагандистская кампания не может повториться? Да ну! Совсем недавно снова в прессе был материал о том, что Гагарин "так всех достал", что против него была организована диверсия, приведшая к гибели. Нет, на этот роток не накинешь платок!..

Культура: Основы нравственности: Вроде понятная вещь, что-то типа "Пионер - всем ребятам пример!". Однако оглянитесь по сторонам - вот реклама ТНТ, ею переполнена Москва. Она не просто похабна. Она дебильна, оскорбительна и похабна вместе. При взгляде на скотоподобные физиономии "звездной троицы" этого ТВ-канала и сопровождающую их надпись "Наша раша" возникает только одно недоумение: почему за это не подают в суд? А их недавно появившийся очередной рекламный "шедевр" ("Весеннее обострение" называется), недвусмысленно намекающий на перверсии..? Конечно же, он должен способствовать воспитанию детей и юношества в духе нравственности! А соседний рекламный щит, например, какого-то дамского журнала, - девичьи ножки и анонс: "Как плохо себя вести, чтобы жизнь удалась?" А?.. А?..

Так что же победит в деле воспитания: совокупный прессинг "сорвавшегося с резьбы" общества, или спущенная сверху разнарядка по созданию "воспитующей" организации? Вопрос, боюсь, риторический. Слишком много надо поменять в нынешней жизни, чтобы данное благое начинание не оказалось мертворожденным. Это как суп из топора. Решили создать нечто "пионероподобное" - извольте исправить всю патологию наличествующего. Трудно? Невозможно? Тут дело в "цене вопроса". Как ее ощущает общество. Если оно считает, что "так жить нельзя" - нельзя так растить детей - то решения могут найтись. И силы тоже. Если же все "тип-топ" - то вообще о чем речь?

А ведь некий позитивный прецедент, который стоило бы осмыслить, был. Назывался он, представьте, "создание пионерской организации". Произошло это в 1922 году, после того, как повсеместно стали возникать и множиться группы, "самостийно" организуемые педагогами (и не только), обеспокоенными послевоенной беспризорностью. Надо было что-то делать, и люди стали делать. Сами. Только потом Дзержинский подключился.

Когда смотришь на школьные фотографии той поры, в глаза бросается удивительная просветленность на лицах детей в галстуках. Да и на взрослых лицах тоже.

Понятно, что сравнение с 20-ми годами не слишком корректно - не те люди, не того типа разруха. Ведь, несмотря на понесенный в гражданской войне страшный урон, страна имела огромный запас "восходящих" ожиданий. И активные социальные группы, исполненные оптимизма и нацеленные в будущее, тоже имела. Сегодня этого нет и в помине.

Однако проблема детей в чем-то сходна. И жуткого масштаба беспризорностью сходство не ограничивается.

Когда страна рвет со сложившейся традицией, разрушаются и привычные структуры передачи ценностей - ведь сами ценности под вопросом! Возникает хаос и дальше - развилка. Либо в обществе находятся силы к новой структуризации, и тогда жизнь - пусть иная, но жизнь! - восстанавливается. Либо народ самоуничтожается.

Пока что мы движемся в русле худшего сценария. Мы имеем дело с регрессом социальности, с катастрофическим распадом всех необходимых структур общества на молекулы и далее. Это особенно понятно по тому, как не возникает - а могло бы, должно бы было возникнуть! - массовое движение по созданию тех или иных детских коммун (лагерей и т.д.). Именно тут должен был бы в первую очередь сработать защитный инстинкт социума.

Нельзя сказать, что подобных начинаний вовсе нет. Но их мало, и они тонут в общей, уже привычной инертности и беспомощности. В стране много умных, образованных (да еще и оказавшихся в одночасье не у дел!) людей старшего поколения. Вроде видят, что нечто непотребное происходит с их же детьми. Но нет, не объединяются, чтобы сопротивляться этому в каждом конкретном месте, где это происходит. А это происходит везде.

На деле же, чтобы заняться детьми, должны собраться всего несколько человек - и действительно этого захотеть. И сделать то, что нужно для преодоления препон. Но - СОБРАТЬСЯ, ЗАХОТЕТЬ И СДЕЛАТЬ. Если в стране есть хоть какой-то "пульс", то что-то начнет прорезаться и консолидироваться. Возможности Интернета позволяют наладить связи и обмен опытом (что, заметим, немаловажно во всяком "движении против течения").

Если же течение окажется благоприятным, то и слава Богу. Но уповать в этом деле на "инстанции" неверно. Выше было приведено несколько аргументов, почему. Главный же аргумент в том, что "исправление бытия" не может быть директивным. Живая ткань растет - снизу вверх - выстраивая смысловую вертикаль. А если она вознамерилась умирать, то все без толку.

До тех пор, пока мы сами не станем реально и каждодневно исправлять мир, в котором живем мы и наши дети - и который наших детей калечит - никакие "решения сверху" не помогут. Но времени для "исправления бытия" остается все меньше.