От И.Т. Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 17.05.2008 01:30:03 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Статья В.Юдина "О ценностях, определяющих желания человека"

В сопроводительном письме автор отметил, что эта его статья "удивительно созвучна с содержанием статьи С.А Кургиняна "Медведев и развитие".


О ценностях, определяющих желания человека

После падения СССР заметно изменились материальные условия жизни людей. Кто то разбогател, кто то обнищал. Разбогател, потому что понял правила бизнеса, усвоил новые рыночные, переступил ограничительный порог морали, воспринял деньги, беспредельное обогащение и потребительство как новые ценности, воспринял правило «человек человеку волк». И все перечисленные качества оправдываются этими людьми важнейшей ценностью капитализма лозунгом либерализма – свобода без всяких ограничений.

В числе бедной части современного общества можно видеть людей с высшим образованием, высокой профессиональной подготовкой, не востребованной обществом, талантливых инженеров, педагогов, врачей и других специалистов, чьи профессии в капиталистической рыночной экономике, как ценности, не приносят прибыль. Бедными они стали чаще всего потому, что не могли найти себя в новых рыночных условиях, потому, что им мешают реализоваться его «проклятые моральные качества» - совесть, человеческие достоинства, справедливость, унаследованные ими от своих отцов и дедов.

Общество разделилось по отношению к старым и новым ценностям. Ценности определяют желания человека и его поступки. Поэтому общество с разными ценностями не может быть стабильным. Каким ценностям нужно отдавать предпочтение, что бы в стране был мир. Каждая сторона считает свои ценности справедливыми. Кто же прав и по каким критериям определять эту правоту.

На этот вопрос ответили французские философы Делёз и Гватери своим трудом «Капитализм и шизофрения. Анти Эдип». Опираясь в своем учении на психику человека, его желания, как двигателя поступков человека и общества они сделали вывод, что капитализм по оценке отношения общества к выживанию человечества является подобием шизофрении. Ценности, которые являются двигателем капиталистической рыночной экономики вызывают неразумные поступки людей, приводящие их к преждевременной старости и вымиранию.

Суть их философского утверждения заключается в следующем. Не вдаваясь в подробности психоанализа Фрейда психический аппарат человека состоит из 3 основных структур: 1.Бессознательное («ОНО»)–природное желание потреблять пищу, избегая органами чувств яды, выбрасывать переработанные жизнью шлаки, и размножение. К ним относятся также желания, обеспечивающие их жизнь – страх, желание двигаться и сон. 2.Сознательное («Я»), отличающее человека от других живых существ способностью мыслить, 3.Воспитанное («Сверх Я»). Все 3 структуры взаимодействуют между собой, воздействуя в прямом и обратном направлении.

Человек в жизни своим «Я» изобретает желания и руководствуется ими при выборе поступков через осознание и воспитание. Животные, руководствуются только бессознательными желаниями и этим отличаются от человека.

Животное хочет того, в чём нуждается, а человек нуждается в том, чего хочет. (К.Маркс)

«Придуманные» желания, которые по отношению к жизни являются антагоничными бессознательному не могут считаться разумными, поэтому их можно приравнять к поступкам шизофреника.

Наши «старые» традиционные ценности вырабатывались веками в процессе борьбы человечества за существование. Уже это определяет такие желания соответствующими бессознательным инстинктам. Коллективизм, любовь к природе, к Земле - нашей кормилице и общему дому, Родине, здоровый образ жизни, питание продуктами природы, отрицательное отношение к половым извращениям, бережное отношение к семье, поощрение гуманных качеств человека. В сжатой форме эти желания запечатлены в христианских Заповедях и в Моральном кодексе строителя коммунизма. В обществе, в котором люди проявляют такие желания человек чувствует себя свободным, уверенным в благополучии завтрашнего дня, в необходимости гармоничного развития, сам становится сильным духом, творцом доброты для общества. Только люди страны с такими ценностями могли в короткое время воспитать в человеке самые гуманные качества, самые сильные чувства в сохранении жизни не только своей страны, но и Европы, породившей антигуманный, шизофренический фашизм.

Рождение капитализма произошло по философии Делёза и Гватари из двух составляющих, каждая из которых были нежелаемыми, отрицаемыми обществом, явлениями. Торговый капитал, базой которого являлся неэквивалентный обмен (обман!) и ростовщичество отвергалось христианской верой. Он соединился с оторванными от работы на земле крестьян.

Человек с органичным восприятием мира справедливо счи­тал, что на тот свет богатства с собою не возьмешь, зачем же его копить. М. Вебер пишет о протестантской этике, которая породила западноевропейский капитализм:

* «Summum bonum [высшее бла­го] этой этики прежде всего в наживе, во все большей наживе при пол­ном отказе от наслаждения, даруемого деньгами... эта нажива в такой степени мыслится как самоцель, что стано­вит­ся чем-то трансцендентным и даже просто иррациональным по от­ношению к «счастью» или «пользе» от­дельного чело века. Теперь уже не приобретательство служит человеку средством удовлет­во­ре­ния его материальных потребностей, а все сущест­во­вание человека направлено на приобретательство, которое становится целью его жизни. Этот, с точки зрения непосредственного восприятия, бес­­смыс­лен­ный переворот в том, что мы назвали бы «естественным» по­ряд­ком вещей, в такой же степени является необходимым лейт­мотивом ка­питализма, в какой он чужд людям, не затронутым его веянием».



Для сохранения своего господствующего положения капитализм создал своим влиянием новые ценности, которые вызывали нездоровые желания. Главные из них – капитал с его виртуальными функциями, и либерализм в искаженном виде свободы не соответствующей характеристики данной К.Марсом свободы, как осознанной необходимости (осознанной, значит жизнеутверждающей –моё замечание)

Шизофренизм виртуальной функции денег породил понятие «деньги делают деньги», т.е. бумажки делают предметы потребления (абсурд!).



Деньги вышли за рамки всеобщего эквивалента и превратились при капитализме в средство обмана в самых различных формах. От спекуляции до международного «разбоя».

«Рассмотрение проблемы денег с точки зрения желания нуждается в анализе с марксистской точки зрения. Досадно, что экономисты – марксисты слишком часто не идут дальше способа производства и теории денег, как всеобщего эквивалента, как она развита в первой главе «Капитала», не уделяя достаточного внимания банковской практике, финансовым операциям и особому обращению кредитных денег (а это и было бы возвращением к Марксу, к марксистской теории денег)». («Анти Эдип». Глава 3). Сегодня международные (капиталистические) банки (МВФ, стали орудием порабощения стран и народов.

Деньги, желание получить прибыль, рождает комплекс безрассудных «шизофренических» явлений в наше повседневной жизни. Например использование наполнителей, консервантов, искусственных заменителей, генетически модифицированной (ГМ) продукции при изготовлении пищевых продуктов. Многие из этих суррогатов сокращают срок жизни человека, отрицательно сказываются на наследственности, о чём мы порой не знаем или пренебрегаем предупреждениями, потому что такие продукты иногда несколько дешевле в продаже и бедное население вынуждено их употреблять. Использование при производстве лекарств в химико-фарматехнической промышленности химических соединений, подрывающих иммунную систему человека или поражающие его здоровые органы; подмена лекарственных препаратов не лекарственными, или с пониженной дозой лекарственных составляющих в них. Применение синтетических материалов, которые порой являются вредными для здоровья человека своими выделениями (игрушки, строительные материалы и др.). Наша иммунная система, созданная природой уже отступает под натиском новых болезней и инфекций, ранее подавляемых нашей защитой, жизнь наша укорачивается, во всех цивилизованных странах происходит вымирание населения, а молодое поколение рождается всё с большими пороками. И всему первопричина – наши желания, порождённые новыми ценностями.

Капитал разделил мир на сверхбогатый «центр», купающийся в роскоши и «периферию», живущую в 100 раз беднее «центра». В США ежегодно расходуется 100 миллиардов долларов на борьбу с последствиями переедания. И это при том, что в мире сегодня более 800 миллионов человек голодают, более 200 млн. детей страдают болезнямия, связанными с недоеданием. Голодные бунты людей в мире стали постоянным явлением.

Капитализм в погоне за капиталом безрассудно уничтожает иссякающие ресурсы Земли. Поколение, которому уже не хватит ресурсов, чтобы иметь еду, деньги и работу, родилось.(Из материалов Рио-92). Капитализм, как система, неукротимым ростом производства и потребления уничтожает экологию и не реагирует на предупреждения ученых о возможных катастрофических последствиях.

Капитализм, с помощью денег узурпировал СМИ, чтобы деформировать сознание людей, убеждая в безальтернативности рыночной экономики – важнейшего глубинного фактора кризисных явлений. На упоминание о достижениях другой цивилизации (советской) им наложен запрет.

Капитал для сохранения своего господства насаждает глобализацию в своём понятии, уничтожая разнообразие национальных культур и цивилизаций. Всеми формами информации насаждает свои ценности, обеспечивающие его существование.

В погоне за расширением своего богатства капитал породил и побуждает к разрастанию явление терроризма, вселяющий людям постоянный страх за свою жизнь, за сохранение собственности человека, своего жилища, мира в регионе, стране.



Либерализм в условиях необходимости коллективных действий народов мира, глобальных материальных затрат, изменения взгляда на обитания для выживания человечества на Земле уже неприемлем. О вреде либерализма для выживания человечества в современных условиях господства капитала, рассматриваемого с позиции желания, отдельный разговор.



Сегодня трудно назвать сферу нашей повседневной жизни, удвлетворяющую нашим элементарным потребностям. Углубился раскол общества. Этот раскол касается не только политических или идейных, но более фундаментальных мировоззренческих его основ. Он связан с пониманием того, что такое человек, что такое мир, что такое собственность, каковы идеалы, человеческие ценности и т.д. Кризисом охвачены даже международные структуры, созданные капитализмом для обеспечения своего господства. Недавно (!4 апреля) в программе «Особое мнение» фанатка капитализма и рыночной экономики госпожа Евгения Альбац заявила -- «Сегодня … практически все мировые институты находятся в кризисе глубочайшем».

И нет предела для капитализма в использовании обмана при погоне за прибылью.







В своём труде Делёз и Гватери не открыли двери в будущее, но их философские рассуждения дают право сказать, что главным магистральным путем выхода из кризиса, в котором оказалось человечество, является борьба за сохранение традиционных ценностей (для нас восточно- славянских) с их культурой, а этого можно добиться только через сознание людей, используя средства массовой информации. Но СМИ находятся в руках власти буржуазии, а властью обладает частная собственность. Поэтому провозглашенная Марксом в Манифесте коммунистической партии главная цель угнетённых - ликвидация частной собственности и передача её народу по-прежнему является актуальной.



Важными выводами труда является утверждение, что рабочий класс превратился из могильщика капитализма в «группу слияния» по характеристике французского философа Ж.Сартра, а революционный потенциал переместился к маргинальным группам. Человечество должно осознать, что капитализм рождает всё новые условия вымирания человечества, что так жить больше нельзя, если нам дороги судьбы будущего поколения. Остро стал вопрос о необходимости революционных преобразований на жизнеобеспечивающих ценностях. Революционный потенциал переместился к маргинальным группам (интеллигенции, молодёжи, пенсионерам). Отсюда меняются движущиеся силы революции, её союзники. Требуют корректировки идеологические, организационные основы революционной партии, а также тактика действия. Да и сама революция не представляет обязательность вооружённого восстания, как это было в 1917 году. Осознание необходимости отказа от рыночной капиталистической системы, скорее всего, произойдет через коллективную волю народа, выбирающую власть над собой, то есть демократическим путём. Но условием этого является глубокая просветительская работа сознательной части населения с «зомбированными». И делать это против желания капитала должны, представители маргинальных групп, прежде всего – сознательная интеллигенция и передовая молодежь, используя как легальные способы пропаганды (под провозглашенным капитализмом лозунгом свободы слова), так и нелегальным распространением информационных материалов среди населения.





11 мая 2008года. Юдин В.И. г.Запорожье