От С.С.Воронцов Ответить на сообщение
К Artur Ответить по почте
Дата 21.06.2008 15:28:09 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; Версия для печати

Еще больше системности


Приветствую!

>И вот вывод :

>"Для дальнейшего прояснения взаимоотношений в треугольнике наука-религия-философия необходимо ясно представлять себе взаимоотношения науки и религии, которые невозможно понять, без осознания отношения любой из известных мировых религий к причинности, к причинной взаимообусловленности явлений в нашем мире. Этот принцип, принцип причинности, причинной взаимообусловленности явлений принимается всеми мировыми религиями. Однако все мировые религии считают, что существует и другой мир, в котором нет причинной обусловленности, причём вопрос отношений этих двух миров в разных религиях, и даже внутри разных направлений внутри религий может решаться по разному. Религии типа буддизма и индуизма не признают произвольного вмешательства в причинный мир.
>Отсюда следует, что религия и наука имеют области, где у них есть совпадающее отношение - это обычный мир, который и изучается наукой, и между ними нет и не может быть принципиального конфликта в этой области, религия не противоречит и не сопротивляется причинности, которую в разных её формах и изучает наука."

>Потому не надо морщить нос при слове религия, она не мешает науке, не мешает познанию жизни.

>Написал столько о взаимоотношениях религии с наукой только из-за одной цели, как только в работе появится ссылка на религию, то сложившийся стереотип восприятия сразу толкает к невосприниманию вывода из-за сложившегося негативного отношения к религии у науных работников.

Уважаемый Артур!
Анализ религиозных воззрений не вызывает аллергии у имеющих отношение к науке людей, вызывает протест переоценка значения религий в современном социальном процессе, особенно для Западных государств. Есть более общее понятие институциональности цивилизаций, в которое религия входит как элемент идеологии. Теория этногенеза тоже в современных социально-исторических исследованиях входит как часть общей модели. Из библиографии по этой тематике приведу две книги. В первой рассматривается в основном математический аппарат.
1. Вайдлих В. Социодинамика. Системный подход к математическому моделированию в социальных науках. Издательство: Едиториал УРСС июль 2005
Во второй рассматривается процесс, приведу не вошедшее в русское издание предисловие.
2. Турчин В.П. Историческая динамика: На пути к теоретической истории. Редакторы: Малинецкий Г.Г., Подлазов А.В., Боринская С.А. Серия Синергетика: от прошлого к будущему. Издательство ЛКИ. Год издания 2007.
Предисловие: «Многие исторические процессы динамичны: увеличение и уменьшение численности населения, территориальное расширение и сокращение империй, политическая централизация или децентрализация, распространение мировых религий - список таких примеров можно продолжить. Общий подход к изучению динамических систем состоит в выдвижении конкурирующих гипотез, основанных на определенных механизмах, после чего гипотезы преобразуются в математические модели и результаты моделирования сравниваются с эмпирическими данными. Количественные динамические явления подчинены воздействию сложных обратных связей и не могут быть полностью устно проанализированы, поэтому математическое моделирование - ключевой компонент в этой исследовательской программе. Другим важным компонентом является использование статистических методов (таких, как анализ временных рядов) для количественного и точного сравнения предсказанными моделью и наблюдаемыми процессами. Этот общий подход приводит к замечательным успехам в естествознании. Не может ли он стать инструментом и в расширении нашего понимания исторических процессов? «Историческая Динамика» является попыткой ответить на этот вопрос. Проблема, выбранная для анализа в этой книге - территориальная динамика аграрных государств. Другими словами, можем ли мы разобраться в том, почему некоторые государства в какие-то периоды территориально расширяются, в то время как в другие периоды их территория сокращается? Важное преимущество выбора такой проблемы для исследования заключается в том, что мы можем использовать точные эмпирические данные о территориальном расширении/сокращении государств (исторические атласы). Рассмотрение именно аграрных обществ мотивируется большим объемом эмпирического материала (примерно с третьего тысячелетия до н. э. до 1800 года н. э.) и относительной простотой этих обществ сравнительно с современными, что делает их легче для понимания и моделирования. Хотя главной темой книги является территориальная динамика, очевидно, что способность (или неспособность) государств расширяться зависит от их внутренних характеристик. Поэтому, для того, чтобы понять, как и почему государства расширяются и уменьшаются, нам необходимо изучить военные, экономические, демографические, этнологические и идеологические аспекты социальной динамики. В этой книге я рассматриваю четыре социологических теории, способные объяснить территориальную динамику. Первая, ? это геополитическая модель Рэндалла Коллинза. Эта теория сформулирована очень четко и требует лишь минимальных усилий для перевода в математическую модель. В отличие от теории Коллинза, где я опираюсь на уже разработанный концептуальный аппарат, вторая теория разрабатывается в книге практически de novo . Опираясь на идеи арабского мыслителя XIV века Ибн Халдуна и на недавние результаты в социобиологии, я предлагаю теорию, пытающуюся объяснить, почему способность к коллективному действию может в различных обществах изменяться. Третья теория посвящена проблеме динамики процессов этнической ассимиляции и религиозного обращения. Наконец, четвертая теория рассматривает взаимодействие между динамикой численности населения и социополитической стабильностью. Анализ связи роста населения и кризиса государства основан на демографически-структурной модели Джека Голдстоуна (эта четко сформулированная теория также может быть легко преобразована в динамическую модель). Я добавляю к ней механизм обратной связи, описывающий, каким образом крушение государства и последующая политическая неустойчивость сказываются на численности населения. Эти четыре теории рассматривают различные аспекты исторической динамики и поэтому логически не исключают друг друга. Однако из них можно получить альтернативные гипотезы для объяснения конкретных исторических процессов, и эти гипотезы могут быть проверены с помощью имеющихся данных. Я предлагаю несколько таких эмпирических тестов».
Так что системность конечно стоит во главе угла.