От Семен Ответить на сообщение
К Мак
Дата 22.09.2010 19:32:25 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Идеология; Катастрофа; Война и мир; Версия для печати

А.Ципко с вами не согласен. Он нашел, что Медведев за эволюцию и против ИНСОРа

Из статьи А.Ципко "Может, хватит революций? Размышления сразу о двух Ярославских форумах."
"Независимая газета" 21.09.2010
http://www.ng.ru/printed/245365


"И я не случайно вспомнил о левом марксистском уклоне первого Ярославского форума 2009 года с присущей ему верой в возможность бескризисного капиталистического прогресса человечества. Все-таки если сравнить философию второго, нынешнего форума 2010 года с форумом 2009-го, то прогресс налицо. Реализмом, проповедью постепенности, критикой революционизма отличались прежде всего выступления основателя Ярославского форума Дмитрия Медведева. И, честно говоря, в этом сочетании предельной трезвости и реализма, во всем, что он говорил о причинах, сдерживающих развитие демократии в России, с его романтизмом как государственного деятеля, как главы государства, есть какая-то загадка. Чего только стоит призыв Медведева искоренить складывающуюся веками клановость на Северном Кавказе или принятый по его настоянию закон, требующий нулевой алкогольной стерильности от русского человека, севшего за руль. В романтизме Медведева как государственного деятеля есть многое, повторяющее романтизм и идеализм Михаила Горбачева.

Но прозвучавшее в выступлениях Медведева на форуме спокойствие, какая-то отрешенность философа, здравый смысл, рассудительность подкупают и своей честностью, и европейским уважением к абсолютной истине. Медведев – не постмодернист, это точно. И в этом смысле он для меня единомышленник. Лично мне близки его слова о том, что Россия исчерпала свой лимит на революции, о том, что насилие над историей, ее ускорение никогда ни к чему хорошему не вели. Тем более что опасность выброса на обочину истории нашей страны с миллионами людей в результате возможной модернизации по-революционному действительно существует. В силу понятных причин Медведев не использует при анализе состояния нашей политической системы слово «кризис», хотя он говорит на самом деле о вещах пострашнее. Он напоминал о том, что в нашей стране миллионы людей до сих пор не избавлены от бедности и лишений.

Поразительно, но никто из политологов, комментирующих результаты второго Ярославского форума, не обратил внимание, что в своих выступлениях Медведев откровенно полемизировал с основными тезисами доклада Института современного развития «Образ России XXI века». И в этом тоже какая-то загадка, ведь он является руководителем попечительского совета этого института. Сотрудники Института современного развития, как мы знаем, относятся к исходным принципам нашей политической системы, сформулированным в Конституции 1993 года, как к «священной корове» и обрушивают весь огонь своей критики на политическую практику нулевых, в том числе на партию парламентского большинства – «Единую Россию». Медведев же, напротив, подчеркивает, что несовершенство нашей партийной системы, в том числе слабости и несовершенства «Единой России», являются отражением несовершенства закрепленной в нашей Конституции политической системы. Медведев, правда, не в прямой форме, говорит, что наша «Единая Россия» активна настолько, насколько ей позволяет наша Конституция. И действительно, много ли можно требовать от партии парламентского большинства, которая по Конституции не имеет права назначать премьера, формировать правительство! Авторы упомянутого мной доклада предлагали немедленную расправу с прошлым, с «вертикалью власти» как необходимой предпосылкой модернизации и любого обновления. Медведев, напротив, говорит, что радикальное обновление в сложившейся политической системе может нас вернуть назад, к хаосу 90-х, что нам нужны только те реформы, которые не подорвут сложившуюся политическую стабильность. Авторы «Образа...» связывали будущее демократии в России с правом Запада беспрепятственно финансировать наши организации. Медведев более осторожно, в духе суверенной демократии подходит к проблеме роли внешнего фактора в развитии нашей страны. Он обращает внимание, что на самом деле в мировой политике мы имеем дело с лукавой практикой двойных стандартов демократии, которая откровенно используется для «ограничения суверенитета (России) и вмешательства в ее внутренние дела». В конце концов Медведев настаивает на том, что при оценке сложившейся политической системы мы должны руководствоваться элементарной честностью и справедливостью, оценивать достоинства нашей демократии не в сравнении с идеалом, а в сравнении с нашим недавним советским прошлым, советской несвободой, когда люди были лишены элементарных прав пользоваться благами современной цивилизации. Медведев обращает внимание на то, что молодежь не знает того, что еще 20 лет назад коммунистическая Россия была страной «железного занавеса», выездных комиссий, цензуры, преследования за инакомыслие.

Скорбя о мире в целом, мы забываем про себя

Подкупает и то, что Медведев, выступивший на втором Ярославском форуме в роли идеолога эволюционной модернизации, учитывающей и особенности русской истории, и особенности российского менталитета, не претендует на истину в последней инстанции. И действительно, концепция основных предпосылок демократии побуждает к дискуссии. Несомненно, о чем говорит Медведев, в условиях бедности никакая демократия невозможна. Абсолютное равенство возможно только как равенство бедных, а равенство бедных, как показал коммунистический эксперимент в России, неизбежно ведет к деспотизму и тоталитаризму. "