От Artur Ответить на сообщение
К С.С.Воронцов
Дата 14.02.2011 13:56:38 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Теоремы, доктрины; Практикум; Версия для печати

Re: Ядро статьи

>Привет. Извините, захотелось поучаствовать.

Добрый день! С вами всегда интересно дискутировать



>>Я уже объяснил вам, что у меня нет ни одной объективной причины делать то, что вы требуете, и я рассматриваю это как ваш каприз. Но субъективно, я готов выполнить ваш каприз и сделать эту дополнительную работу, хотя я даже не представляю, как короткую, и без того, работу сократить именно до желательного для вас размера. Или получается пара строк, как я уже представлял работу выше, или остаётся сама работа.
>

>>--------------
>>В статье описывается научный и понятийный аппарат, использованный в социологии коммунизма, созданной Зиновьевым, даётся его характеристика как ярко выраженного кибернетического подхода к общественным процессам и проводиться сравнение с другими теориями, используемыми для анализа и описания общественных процессов в СССР - с истматом и теорией этногенеза Гумилёва.
>
>>Основное достоинство социологии Зиновьева это исключительно важная постановка вопроса о специфике поведения человека именно в специфических условиях социалистического/коммунистического образа жизни и в создании научного метода для исследования и описания поведения человека в этих условиях.
>
>>Великой заслугой Зиновьева является явное описание основной проблемы истмата при описании процессов в социалистических обществах - социалистические общества абсолютно солидарные общества, т.е степень солидарности в социалистических обществах абсолютна. Это значит, что социалистическое общество не позволит умереть своему члену с голода, оно всегда ему поможет иметь работу, что бы себя прокормить, и прокормить свою семью. И этот абсолютный солидаризм социалистического общества фундаментально меняет положение с мотивацией человека в этом обществе - человеку не надо трудиться для того, что бы не умереть с голоду, труд и человеческая активность в солидарном обществе имеет иную мотивацию.
>>В такой ситуации мотивация к труду и к активности у человека социалистического общества может быть только одной из двух типов:
>>1) эта мотивация целиком находится внутри конкретного человека,
>>2) мотивация ради достижения материальных целей
>
>Вы не учли мотивацию повышения статуса, часто нематериального содержания. "На миру и смерть красна". Она, конечно, внутри человека, но направлена на выживание популяции.

Насколько я понимаю Зиновьева это часть поведения коммунального индивида, часть его стремлений, собственно та часть, которую я очень обще обозначил как (1) у Зиновьева раскрывается именно как коммунальность, включающая в себя и то, о чём вы сказали.

>>Из этих типов только первый явно социалистический, второй маргинален в социалистическом обществе, это то, что это общество стремиться преодолеть. Теория, желающая описать мотивацию и поведение человека в социалистическом обществе логичным образом должна сосредоточиться на описании мотивации первого типа. А тут возникает проблема в полный рост - такую проблему в рамках истмата невозможно исследовать, рамки надо как то расширять.
>>Для расширения рамок Зиновьев использует биологическую информацию о человеке, о том, что у человека есть инстинкт самосохранения, который всегда, во всех процессах влияет на сознание человека, в одном случае заставляя человека поступать определённым образом, и в другом случае придавая определённое направление всем его сознательно совершаемым поступкам. Сказанное коротко описается следующей формулой - сознание управляет поведением человека, которое следует из инстинкта самосохранения.
>
>Имеется менее выраженный инстинкт сохранения популяции, хотя его можно трактовать как часть инстинкта самосохранения.




>>Оказывается, что воздействие инстинкта самосохранения на социальную сферу вполне ощутимо, выделяемо и описуемо в рамках и методами социологии, и что поведение, рождаемое из воздействия/проявления инстинкта самосохранения настолько многообразно и комплексно, что позволяет создать целую социологию - при дополнении необходимым научным арсеналом.
>>Нетрудно увидеть, что формула - сознание, управляющее поведением человека, описывает кибернетическую модель управляющий орган(сознание), и управляемый объект(тело). Но из всего многообразия такого поведения социология Зиновьева имеет дело с поведением, которое возникает при совместной деятельности, в которой нетрудно увидеть ближайшего родственника понятия труд/совместный труд из истмата. Сами же выделенные отношения называются в социологии Зиновьева коммунальными отношениями.
>>Вот мы и пришли к выводу, что коммунальные отношения, есть пересмотренные с точки зрения кибернетики производственные отношения истмата
>
>Это гораздо ближе к популяционной биологии, чем к кибернетике.

Социальный поступок по Зиновьеву обязательно сознательно совершенный поступок, следовательно в схеме Зиновьева рассматриваются сознательные действия, рождающиеся как ответ на биологические потребности, и конкретно на потребности инстинкта самосохранения.
Поэтому в схеме предполагается управление сознанием того, что рождается как биологическая потребность. Т.е само поведение/запросы тела выражает биологические запросы, но сознание преобразует это в социальные и другие категории и принимает решения, обязательные для тела.