От Artur Ответить на сообщение
К Artur
Дата 28.02.2011 01:35:31 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Теоремы, доктрины; Практикум; Версия для печати

Маркс,Зиновьев,Гумилёв против советского обществоведения

Вот одна цитата из работы Маркса, из которой видно, что почтенный философ не отрицал очевидных вещей, как его последователи в дальнейшем, делая из него интеллектуальное посмешище. Маркс не отрицал существование у человека инстинктов, и их проявление в жизни человека в осознанной форме - "человек отличается от барана лишь тем, что его инстинкт осознан".

Соответственно вся методика работ Зиновьева, как и много раз говорилось в диалоге с Кропотовым, хорошо соответствует марксизму, хоть и является обобщением истмата. Напомню, Зиновьев основания социальных форм поведения искал в инстинктах, хотя ни в коей мере не сводил к ним.


А вот и вся цитата целиком, ниже.

http://psylib.org.ua/books/marxe01/txt02.htm
ФЕЙЕРБАХ
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО
И ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО ВОЗЗРЕНИЙ



"Здесь, как и повсюду, тождество природы и человека обнаруживается также и в том, что ограниченное отношение людей к природе обусловливает их ограниченное отношение друг к другу, а их ограниченное отношение друг к другу – их ограниченное отношение к природе, и именно потому, что природа еще почти не видоизменена ходом истории; но с другой стороны, сознание необходимости вступать в сношения с окружающими индивидами является началом осознания того, что человек вообще живет в обществе. Начало это носит столь же животный характер, как и сама общественная жизнь на этой ступени; это – чисто стадное сознание, и человек отличается здесь от барана лишь тем, что сознание заменяет ему инстинкт, или что его инстинкт осознан. Это баранье, или племенное, сознание получает свое дальнейшее развитие благодаря росту производительности, росту потребностей и лежащему в основе того и другого [15] росту населения. "


Если соотнести это утверждение с другим утверждением Маркса - "Снятие самоотчуждения проходит тот же путь, что и самоотчуждение.", сделанным в работе :

ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА->КОММУНИЗМ - http://psylib.org.ua/books/marxk01/txt07.htm:

то можно понять, что полное снятие частной собственности по Марксу предполагало в конечном счёте и воздействие на инстинкты. Согласно научным данным той поры, у человека существовало только сознание, без подсознания, соответственно Маркс предполагал, что воздействия на сознание вполне достаточно для этого, а социальные отношения это область сознательных поступков. Потому Маркс и предполагал, что правильной организации социальной сферы вполне достаточно для полного уничтожения частной собственности, вплоть до воздействия на инстинкты.
Открытие более сложного строения психики человека резко усложнило программу действий для уничтожения частной собственности, теперь эту программу необходимо дополнять не социальными методами воздействия.

Примечание. Если пойти по ссылке, то можно убедиться, что вполне корректно понимать цитированную фразу как утверждение о снятии исторической последовательности образования новых форм частной собственности. И только с точки зрения этой последовательности действий теория формаций действительно имеет смысл.