От 7-40 Ответить на сообщение
К brief
Дата 23.04.2011 17:56:33 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; История; Война и мир; Версия для печати

Re: кривые гвозди

Я не смотрел статьи Лучезара, поэтому комментирую только то, что относится к простой физике и технике.

>Доказывает, в частности, формулой Циолковского, записанной через удельный импульс

>V = Isp * f(a,b,c)-z
>Здесь a,b,c - некие данные НАСА, z-вычисления из совместной статьи ("Pustynski, V., L. Georgiev, AS-506 (S-IC-6) ascent simulation, Institute of Physics, TU–Tallinn, 2010").
>Интересно посмотреть на основной источник ошибок - величину Isp=304c.
>Согласно автору Isp=304 - это некая средняя по полету величина "where... Isp is the velocity-integrated mean specific impulse (slightly less than the specific impulse in vacuum)." ("Где ... Isp это средний удельный импульс полученный интегрированием по скорости (чуть меньше чем в вакууме).")
>Уже настораживает, что неизвестная вроде бы скорость вычисляется по известному откуда-то параметру, вычисленному с использованием ее же.

Не знаю, что написано у Лучезара, но УИ керосинового ЖРД - это действительно заведомо известный параметр. В очень хорошем случае он может составлять около 320 с (в вакууме), в очень плохом - около 260 с (вакууме, но это очень плохой случай). Для двигателей "Сатурна-5" эти параметры были, действительно, около 267 с на уровне моря и около 304 с в вакууме (точные значения немного менялись от ракеты к ракете). Эти параметры независимы от скорости ракеты.

От полета ракеты (в атмосфере/в вакууме) зависит средний УИ. В первом приближении его можно брать как средний по скорости.

>Также интересно, что в справочниках Isp=304 указано, как максимальное значение. Isp меняется от 265с на уровне моря (минимум) до 304c в вакууме (максимум) см, напр. "Specific impulse: 304 s. Specific impulse sea level: 265 s. ... ... Vacuum specific impulse 304 seconds. " http://www.astronautix.com/engines/f1.htm
>"According to The Saturn V News Reference, August 1967, the F-1 had a sea level specific impulse of 260 seconds minimum. Other sources report a value as high as 265 s (304 s vacuum). " http://www.braeunig.us/apollo/saturnV.htm


Поскольку бОльшую часть скорости 1-я ступень набирает при полете в очень разреженной атмосфере, то средний УИ несильно отличается от максимального. Может быть, 304 с будет небольшим преувеличением, и более реальная цифра составит ок. 300 секунд. Но это 1 %, ловля блох.

>Каким образом максимальный удельный импульс 304с стал "средним" ?

Таким, что плотность атмосферы зело быстро падает с высотой (а УИ, соответственно, растет к максимуму). Набираемая же ракетой скорость зело быстро растет с ее подъемом, так что среднее оказывается близким к максимальному.

>Очень просто - с помощью дополнительной ссылки "[13]" опять-таки на вычисления НАСА "Isp = 304 s, and Isp0 = 265 s [13],.." из "Saturn V launch vehicle flight evaluation report–AS-506, NASA, Huntsville, 1969"
>Т.е. НАСА вычислило, что для достижения декларированной скорости нужно было бы, чтобы средний (из 265 и 304) удельный импульс был равен максимальному (304) , а автор великолепным образом показал, что, подставив результат НАСА в формулу, обратно можно получить нужную скорость, причем c точностью до "0.24%". Сюрпрайз! :)

Хм. По-моему, из процитированного Вами текста никак не следует, что именно "НАСА вычислило, что для достижения декларированной скорости нужно было бы, чтобы средний (из 265 и 304) удельный импульс был равен максимальному". Собственно, при любых разумных траекториях вычислить это не представит никакого труда, помощь НАСА здесь не потребуется. Думаю, Вы тоже справились бы. ;) Хотите попробовать? ;) Труд небольшой...