От K Ответить на сообщение
К K Ответить по почте
Дата 21.03.2011 10:24:45 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Компьютерные игры на службе политиков и полиции

http://www.popmech.ru/article/391-gryaznyie-igryi/

Однако всех переплюнули специалисты из Международного центра ненасильственных
конфликтов (International Center on Nonviolent - ICNC), которые при поддержке
компаний York Zimmerman и BreakAway Games создали компьютерную игру Aforce More
Powerful (<Больше, чем сила>). Фактически это тренажер для будущих
революционеров, обучающий их <методам влияния или изменения политической
обстановки ненасильственными способами>. Игрок выступает на стороне оппозиции
против людоедского режима, за действия которого несет ответственность компьютер,
причем степень противности режима вы программируете самостоятельно, исходя из
текущих политических реалий. <Вы начинаете борьбу, имея под своим контролем лишь
нескольких студентов. Вы планируете собрания и акции, чтобы усилить вашу группу.
Вы должны по-настоящему болеть за свою организацию. Вам необходимо решить, какую
структуру она будет иметь - иерархическую или на основе ячеек. Определить, кому
больше подходит роль номинального лидера. Понять, в какого рода обучении
нуждаются ваши люди. Если вы совершите неправильный шаг, ситуация выйдет из-под
контроля и начнется насилие, которое помешает вам достичь цели>, - делится
своими соображениями один из разработчиков Дуглас Ватли. Безусловным плюсом игры
он считает использование <всевозможных сценариев, основанных на реальных
событиях, включая выступления против диктаторов, оккупантов, колонизаторов и
коррумпированных режимов, борьбу за права человека, этнических и расовых
меньшинств и женщин в республиках бывшего СССР, Чили, Польше, на Филиппинах и в
других странах>. Новую игру уже высоко оценили реальные, а не виртуальные
революционеры. Как заявил один из основателей сербской группы студенческого
сопротивления <Отпор>, боровшейся против режима Слободана Милошевича, Иван
Марович, <игра поможет оппозиции больше, чем кино или литература, поскольку
активисты смогут моделировать различные ситуации и опробовать различные
стратегии прежде, чем испытать их в действии. Да и с компьютером человек
проводит больше времени, чем с кино или книгой>. Разработчики предполагают, что
игра будет распространяться в комплекте с материалами об истории
ненасильственных конфликтов. При этом, учитывая специфику игры, пользователям не
нужно регистрироваться или как-то иначе <светиться>, чтобы получить более
поздние версии и сценарии, которые, как надеются разработчики, <подскажет сама
жизнь>.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Не обошла мода на политические компьютерные игры и Россию: в 2003 году компания
<Лаборатория НТР> порадовала россиян сразу двумя подобными произведениями
В марте на сайте Politrate.Com появилась игра <Шок и трепет>, в которой
россиянам предлагалось пострелять в солдат, <чем-то похожих> на иракцев или
американцев. За две недели в боях приняли участие более 3000 человек из 47
стран, которые убили 87 604 воинов Хусейна и 197 160 членов антииракской
коалиции. В сентябре на сайт была выложена новая игра <Битвы патриотов>, в
которой россиянам предлагалось принять участие в драке политиков. Имена
предусмотрительно не назывались, однако лица были вполне узнаваемыми. Так, под
псевдонимом Сын Земли скрывался известный аграрий Василий Шандыбин, Сыном Солнца
был глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, Сыном Воды - любитель мыть сапоги в водах
Индийского океана Владимир Жириновский, Сыном Ветра, разумеется, стал
своевременно улизнувший в Лондон Борис Березовский, ну а Сыном Неба, само собой,
президент РФ Владимир Путин. Результаты были еще более впечатляющими. За
полмесяца существования <Битв патриотов> сайт игры посетили свыше 10 000 человек
из 54 стран мира. В качестве героя геймеры чаще всего выбирали Владимира Путина
(32,46% игроков), который бил морду преимущественно Борису Березовскому
(антигерой для 25,32% посетителей сайта), что также вполне объяснимо - именно в
то время БАБа интенсивно <мочили> российские СМИ. Продолжения, к сожалению, не
последовало. <Мы создавали свои игры в качестве инструмента для выявления
скрытых симпатий и антипатий масс (К - и в полицию!!!!), - рассказывает
<Популярной механике> один из авторов нашумевших игр генеральный директор
<Лаборатории НТР> Николай Михайловский, - и в этом качестве они себя целиком и
полностью оправдали. Однако интереса со стороны администрации президента и
других властных структур, которым мы предлагали данную технологию, не
последовало, и мы переключились на другие проекты>.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Речь, в частности, шла об игре <Этническая чистка>, герои которой, одетые в
белых балахоны Ку-клукс-клана или традиционный прикид скинхедов, охотились на
<агрессивных человекоподобных существ>, а также <их еврейских хозяев> на улицах
европейских городов. Другой игрой, вызвавшей возмущение антифашистов, был
модифицированный <Побег из замка Волфенштейн>- главные герои этой игры
занимались отстрелом негров. Каждое убийство афроамериканца сопровождалось
комментарием явно расистского толка. Распространяла эти и другие подобные
игрушки организация белых супрематистов, носящая громкое название <Всемирная
церковь Создателя>. Опубликованные материалы вызвали бурное возмущение
общественности. Комиссия за расовое равноправие потребовала незамедлительно
запретить подобные игры на территории ЕС. В Совете Европы даже начали готовить
предложения по борьбе с материалами расистского толка, распространяемыми через
интернет. Правда, дальше разговоров дело не пошло. Как справедливо заметил один
из экспертов, <эффективно бороться с расизмом во Всемирной паутине технически
невозможно>. Однако пробный камень уже был брошен - политики всех мастей
задумались о возможности использования компьютерных игр в борьбе за умы
молодежи, традиционно индифферентной к политике.

Бежать беги, но не теряй головы

В 2003 году инициативу у скинхедов перехватили правозащитники. В апреле
разразился скандал вокруг игры Escape from Woomera (<Бегство из Вумера>),
созданной на деньги правительства Австралии. Министр по вопросам иммиграции
Филипп Раддок обвинил правительственную организацию Australia Council,
финансирующую проекты в области искусства, на деньги которой и была создана
игра, в нецелевом использовании бюджетных средств. По мнению чиновника, $15 500
были потрачены на то, чтобы научить нелегальных мигрантов <не подчиняться
закону>. И действительно, по ходу игры геймеры должны были сбежать из
фильтрационного центра для нелегальных иммигрантов в Вумере, вырыв тоннель,
перепрыгнув через забор или воспользовавшись услугами правозащитников и
симпатизирующих беженцам адвокатов. Для достижения большей реалистичности
создатели игры использовали документальные кадры, а также провели серию интервью
с охранниками и нелегальными иммигрантами, которым посчастливилось вырваться из
лагеря одним из вышеперечисленных способов. Это, очевидно, и навлекло на них
гнев министра. Разработчики, впрочем, не растерялись и в свою очередь перешли в
наступление, заявив, что <своей игрой мы хотели привлечь внимание общественности
к фашистским порядкам, царящим в иммиграционных лагерях, доступ в которые закрыт
для традиционных СМИ>.

Месяц спустя аналогичный скандал разгорелся и в благополучной Европе. В начале
мая на сайте Федерального бюро по делам беженцев Швейцарии появилась игра под
условным названием <Регистрация в Швейцарии>. Почти сразу же она стала
пользоваться бешеной популярностью у пользователей интернета. Ежедневно в нее
играли порядка 20 000 человек, всего же за две недели прописаться в Альпийской
республике попытались 240 000 человек. Игра действительно поражала своей
новизной. Геймеру предлагалось сыграть за одного из шести персонажей,
вынужденных просить политическое убежище в Швейцарии, среди которых были
чернокожая Селестина из Анголы, вся семья которой была вырезана во время
гражданской войны, албанец Баграм из Косово, бежавший от зачисток Слободана
Милошевича, беженцы из Турции и других неблагополучных стран. Покидая родной
дом, виртуальный беженец мог захватить с собой только пять предметов первой
необходимости. Ему приходилось выбирать между настоящими или поддельными
документами, деньгами, наркотиками, оружием, спальным мешком, лекарствами,
книгами и, самый спорный момент, ребенком или супругом. Затем беженцу предстояло
решить, каким способом добираться до Швейцарии и чем заниматься в ожидании
вожделенной регистрации. Можно было вполне легально изучать язык, подрабатывать
или воровать, торговать наркотиками, заниматься проституцией. Правда, в этом
случае виртуального беженца моментально хватала за руку доблестная швейцарская
полиция и он выбывал из игры. И наконец, на последнем уровне геймер получал-таки
вожделенную регистрацию, точнее - не получал. Рассчитывать на нее мог только
один беженец из пяти, причем совершенно независимо от своего поведения. Этот-то
момент и вызвал наибольшее возмущение у неправительственных организаций,
обвинивших создателей игры в <разжигании ксенофобии и ненависти к иностранцам в
среде молодежи>. Однако автор скандальной игры Сибилла Сигварт заявила, что у
нее и в мыслях не было кого бы то ни было оскорбить. <Мы просто хотели показать
людям, каково это - ждать, бежать из своей страны, насколько трудно попасть в
Швейцарию и как трудно получить в ней убежище>, - объясняла она. Тем не менее
чиновники из Федерального бюро по делам беженцев сочли за лучшее убрать спорную
игру со своего сайта.

Убить президента

Следующий скандал вокруг компьютерных игр разразился в США. В ноябре 2004 года
никому ранее не известная шотландская фирма Traffic Games выбросила на рынок
игру JFK Reloaded, что переводится на русский язык как <Джон Фитцжеральд
Кеннеди: перезарядка>. Авторы анонсировали свое детище как <первую в мире
интерактивную реконструкцию убийства Кеннеди>. И действительно, геймеру
предлагалось почувствовать себя Ли Харви Освальдом и тремя выстрелами <уложить
президента>. Стоило это удовольствие всего ничего - $10 за скачивание игры с
официального сайта. Чтобы подстегнуть интерес к своему творению, Traffic Games
назначила приз $100 000 за <выстрелы, наиболее точно соответствующие реальным>.
Первая пуля должна пролететь мимо автомобиля, вторая попасть виртуальному
президенту в шею, третья - в голову. Хотя, в принципе, вы могли и не
ограничивать свою творческую фантазию, проиграв и нереализованные сценарии, - к
примеру, пристрелить первую леди, уложить шофера и спровоцировать
автокатастрофу. Все в ваших руках! Возмущение, которое вызвало распространение
данной игрушки в Штатах, сложно описать. Дэвид Смит, официальный представитель
сенатора Теда Кеннеди, брата покойного президента, назвал действия Traffic Games
<презренными и не поддающимися описанию>. Исполнительный директор компании Кирк
Эвинг возразил: <У нас и в мыслях не было никого оскорбить. Мы предлагаем всего
лишь по-новому вглядеться в сцену убийства, ведь уже выросло целое поколение,
ничего не знающее о смерти Джона Кеннеди. Фактически это документальный фильм,
перенесенный на платформу компьютерной игры. Об убийстве Кеннеди снимали
киноленты, писали книги, так что наш интерактивный жанр ничем не хуже других>.
До официального запрещения дело так и не дошло, в интернете скандальная игра
здравствует и поныне.
+++++++++++++++++++++++++
Не спи, а то проиграешь!

Весна 2006 года также не обошлась без сенсаций. Британский Центризбирком
придумал новый способ заманивания электората на избирательные участки. С марта
по май в пригороде Лондона Лэмбете проходило тестирование Election Alarm Clock
(<Будильника выборов>), совместившего в себе компьютерную игру и компьютерный же
вирус. Для начала пользователям интернета предлагалось совершенно бесплатно
поиграть в Elejumper (<Прыгающего слона>). Игрушка целиком и полностью
оправдывала свое название - избиратель должен был спустить с трамплина
симпатичного розового слона, поставленного на ролики. Мулечка заключалась в том,
что в процессе игры пользователю предлагалось зарегистрироваться, после чего он
начинал получать электронные письма и SMS-сообщения с предложением прийти на
выборы. Авторы инновационной технологии надеялись, что таким способом им удастся
пробудить интерес к политике у 3,5 миллиона жителей лондонских пригородов,
которые игнорируют выборы. У скольких англичан этот спам вызвал стойкое
отвращение к политической борьбе, к сожалению, не сообщалось.