От Sereda Ответить на сообщение
К All
Дата 18.05.2011 01:42:00 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Версия для печати

"Православный сталинизм" в свете фактов

Я видел, что на форуме есть "православные сталинисты". И что это распространенное течение. Вот, случайно наткнулся на интересную работу как раз по этому делу. Очень интересные факты по поводу церковной политики Сталина и церковного возрождения в годы ВОВ. Сейчас вокруг этого ну очень много мифов.

Вот:

"Сказка о покаявшемся Сталине гласит, будто «Во время войны в Советском Союзе были открыты тысячи церквей. Сталин же после той встречи начал регулярно видеться с крупными российскими духовными лицами» (Поволяев В. По местам молитвенных подвигов митрополита Илии // Митрополит Илия (Карам) и Россия. – М., 2005, с.126.) .
Тезис о регулярных встречах Сталина с православными иерархами не подтверждается фактами.
А вот открытие порядка нескольких тысяч церквей в годы войны – это правда. Надо лишь уточнить одну делать: по какую сторону фронта открывались эти храмы.

Вот цифры из секретной справки, составленной Г. Карповым 31 октября 1945 года:
«1) На октябрь месяц 1943 года ко дню образования Совета по делам Русской Православной Церкви дей¬ствующих православных церквей на территории Союза было 9829. Из них открыто немцами в период временной окку¬пации нашей территории примерно 6500 церквей.
2) За 1944-45 года по Союзу поступило от групп верующих 6770 заявлений об открытии церквей (не счи¬тая повторных). По рассмотрении этих заявлений, их проверке, по заключениям обл (край) исполкомов Советом открыто за 1944-45 года 529 церквей. Из них: за 1944 год - 208 церквей в 48 областях, краях и республиках; за 10 месяцев 1945 года - 321 церковь в 64 облас¬тях, краях и республиках.
3) За тот же период времени отклонено ходатайств верующих об открытии церквей 4850. Находится на рас¬смотрении 1391 ходатайство. Таким образом, удовлетворено за 1944-45 года 9,8% всех рассмотренных ходатайств.
4) На сегодняшний день имеется на территории Союза действующих православных церквей и молит¬венных домов 10 358. Из них: в Украинской ССР - 6073; в РСФСР - 2606; в Белорусской ССР - 633; в Молдав¬ской ССР - 615; в Литовской, Латвийской и Эстонской ССР - 343; в остальных союзных республиках - 88. Церк¬ви и молитвенные дома размещены весьма неравно¬мерно. Самое большое количество находится в райо¬нах, подвергавшихся немецкой оккупации, где в пери¬од 1941-1943 годов имело место массовое открытие церквей.
Винницкая область - 822 церкви; Киевская - 604; Ровенская - 438; Черниговская - 410; Полтавская - 347 и т.д. В ряде республик и областей количество действу¬ющих церквей незначительно. Например: Горьковская область - 24 церкви; Тамбовская - 17; Архангельская - 13; Астраханская - 11; Удмуртская АССР-16; и т. д. Есть области и края, где действующих церквей все¬го имеется от одной до пяти (Приморский и Хабаров¬ский края, Марийская и Мордовская АССР, Кемеров¬ская, Курганская, Новосибирская, Омская, Саратов¬ская, Томская и Читинская области)».

К людям, которые оставались под всецелым и непрерывным контролем советского агитпропа, не предполагалось донесение церковного слова. В итоге в Псковской области до прихода немцев было 3 храма, а к возвращению советских войск их было 200, в Курской области до немцев было 2, стало – 282; зато в Тамбовской области, где советская власть стояла неизменно, так и оставалось 3 храма на всю область.

Сталин не организовывал церковное возрождение: он его сдерживал. Нетрудно заметить, что в годы войны советская власть удовлетворяла менее 10 процентов обращений о возвращении храмов.
Первые же храмы (числом в 18) было разрешено открыть только спустя почти полгода после встречи Сталина с митрополитами: постановлением Совмина от 5 февраля 1944 года. В Ульяновской же эвакуации с 1941 по 1943 года митрополит Сергий вообще вынужден был служить в бывшем католическом костеле. И в блокадном Ленинграде ни один храм не был возвращен Церкви для молитв. Как-то мало это вяжется с образом Сталина, покаянно вразумленного пророчеством ливанского митрополита…

При этом в январе 1944 года председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Карпов представил в правительство проект закона «О положении Церкви в СССР». Однако закон так и не был принят. По оценке официального современного церковного издания – «Сталинское руководство не хотело связывать себя письменными обязательствами с Церковью» (Прот. Георгий Митрофанов. Беглов А. Васильева О. Чапнин С. Церковь и война 1941-1945 // Церковный вестник. М., 2005, № 8 (309).) .
В мае 1944 года Г. Карпов пишет: «Патриарх и епархиальные управления поставили перед Советом вопросы о возвращении некоторых “мощей” и “чудотворных” икон из числа находящихся в музеях.
Мнение Совета по этому вопросу отрицательное» (там же) .
Никаких архивных публикаций в подтверждение версии о контактах Илии и Сталина не известно. «Журналы записи лиц, принятых И. В. Сталиным в 1924-1953 гг.», не упоминают о митрополите Илии как собеседнике Сталина (Посетители кремлевского кабинета И. В. Сталина. Журналы (тетради) записи лиц, принятых первым генсеком. 1924-1953 гг. // Исторический архив. 1994. № 6; 1995. №№ 2-6; 1996. №№ 2-6; 1997. № 1; 1998. № 4) .

Но самое главное: как раз вскоре после приезда митр. Илии в Москву – в 1948 году – политика Сталина снова резко меняется и именно в антицерковную сторону.
Вот даты: в июле 1948 года митрополит Илия второй раз был в Москве (первый раз – за полгода до этого, в декабре 1947). 25 августа 1948 года были запрещены крестные ходы из села в село, духовные концертов в храмах вне богослужений, молебны на полях. 28 октября Совет Министров постановил отменить прежде выданное им распоряжение об открытии 28 храмов под предлогом того, что оно не было подписано председателем Совмина И. В. Сталиным. Решение ЦК ВКП(б) по данному вопросу было разослано всем местным партийным органи¬зациям. 16 ноября 1948 г. Синод вынудили при¬нять решение о запрещении превращать проповеди в храмах в уроки Закона Божия для детей. В сентябре 1948 года Совет издал инструкцию, по которой священникам, имевшим судимость, запрещалось получать регистрацию. В конце 1949 года был запрещен крестный ход «на иордань».

Вплоть до смерти Сталина ни один новый православный храм не был открыт.
Более того, в конце 1940-х — начала 1950-х годов храмы вновь стали отбираться под клубы и склады. В 1951 году при уборке урожая только в Курской области по распо¬ряжениям райисполкомов около 40 зданий действующих храмов были на много месяцев засыпаны зерном. Стали преследоваться совершавшие религиозные обряды коммунисты и комсомольцы.
Пошла новая волна арестов наиболее активных священнослужителей. Например, в сен¬тябре 1948 года был в седьмой раз арестован архиепископ Мануил (Лемешевский) Впрочем, и с 1947 по 1 июня 1948 года в СССР было арестовано 679 священников. (См. Назаров М. В. Так не заслужить Божию помощь в борьбе за Россию. «Русский патриотизм» О. А. Платонова // Радонеж. М., 2003, № 4) . Вообще в соответствии с директивой МГБ и Прокуратуры СССР за № 66/241сс от 26.10.48 года все священнослужители, у которых кончился срок заключения, подлежали повторному аресту и пожизненной ссылке. В 1949 году по сводному отчёту ГУЛАГа в советских лагерях каторжного режима сидели 3523 священнослужителя
На 1 января 1952 года в стране насчитывалось 13 786 официально открытых православных храмов, 120 из которых не действовали ввиду исполь¬зования их для хранения зерна. Но на 1 января 1949 года их было больше: 14 447 (а 20 000 их не было в СССР никогда).

Количество священников и диаконов за 1949-51 годы уменьшилось от 13 483 до 12 254, монастырей было 104, стало 62 (причем число монахов не изменилось: в 1946 году было 4362, стало 4639). Толь¬ко в 1951 г. было закрыто 8 обителей (Статистика взята мною из замечательного исследования М. В. Шкаровского «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве».) .
Как видим, сталинская политика в отношении к Церкви знала два перелома. Сегодня чаще вспоминают добрый перелом: 1944-го года . Но «православные сталинисты» (холодок не идет по спине от такого их самоназвания?) не замечают нового ледникового периода, начавшегося со второй половины 48 года".

Дальше очень детально о сказках вокруг "покаяний" Сталина, его встреч с "ливанскими митрополитами и т.п.

http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=283938.msg3472491#msg3472491