От Цупник Андрей Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 07.08.2007 18:15:52 Найти в дереве
Рубрики Великая Отечественная; 1941; Версия для печати

Wargames - попытка реконструкции событий

Месяц назад я купил книгу «Танковый прорыв» (Москва, «Яуза», «Эксмо», 2007). В этом сборнике была статья В. Гончарова «Танковая битва под Дубно». Как положено, перед началом описания самой битвы автор дает оценку силам, которые приняли в ней участие. Доказывая свой взгляд на произошедшие события, В. Гончаров предложил провести некий мысленный эксперимент, который сокращал бы силы сторон до пропорционально уменьшенных отрядов. Размеры получившихся отрядов автор приводит. Эта мысль мне понравилась. Я решил попробовать реконструировать такой бой при помощи солдатиков и посмотреть, что получится.

Вводная.
Вот, что пишет В. Гончаров (стр. 114).
«В целом можно констатировать, что в ходе Пограничного сражения, развернувшегося в первые две недели войны и во многом определившим дальнейший ход боевых действий, соотношение сил было следующим. Красная Армия в два раза превосходила противника по танкам – но как минимум в полтора раза, а то и в два уступала ему по численности живой силы. Численность артиллерии сторон была примерно равной, но следует учесть больший уровень моторизации немецкой артиллерии.
Проведем мысленный эксперимент: сократим противостоящие армии до двух пропорционально оснащенных отрядов. При примерно равном количестве артиллерии (8-10 орудий разных калибров) советский отряд, численностью в 500 человек будет иметь два танка и один автомобиль, да еще окажется разбросанным на большой территории. Немецкий отряд, уже сосредоточенный для атаки, будет иметь 800 человек, всего один танк, но зато три-четыре автомобиля. Понятно, что исход столкновения будет решен отнюдь не танком, даже если это окажется могучий КВ».

Мне стало интересно это проверить. В качестве полигона была выбрана игровая система «Axis&Allies»
http://infostore.org/info/2592427/Kursk%20064a.JPG

,
http://infostore.org/info/2592419/Kursk%20067a.JPG

американской фирмы «Wizards of the Coast». Чтобы получить более-менее приемлемую статистику мы намерены провести серию игр (не менее 10). Будут меняться игроки, местность, состав и качество войск. Неизменным останется только предложенное нам соотношение и условия сценария. Я готов рассмотреть предложения и замечания (конструктивные замечания) по соотношению и качеству сторон. Возможно, кто-то предложит более удачные сценарии, мы с партнерами готовы их отыграть. Возможно, найдутся желающие поучаствовать. В принципе есть идея и желание отыграть реальные столкновения войсковых соединений: корпусов, армий, фронтов. Это лишь первая попытка подобрать соответствующий баланс и получить опыт в разработке сценариев. В итоге, мы надеемся, что нам удастся отыграть Пограничное сражение 1941 года на каждом из трех направлений. Я рассчитываю, что подобный подход к изучению истории может заинтересовать участников форума, и я получу много полезных идей и дополнительной информации.

Для первой пробной игры были сформированы следующие силы. На фотографии вы видите два отряда.
http://infostore.org/info/3801373/P1010004%201.JPG

Два советских танка представлены Т-34, германский танк – Pz-III. В своих расчетах Гончаров почему-то совершенно вывел за скобки советские пушечные бронеавтомобили. В игре добавлена эта боевая единица. Кроме того, одна из машин в германской армии заменена бронетранспортером Sd Kfz 251. Вместо одного советского пехотинца в игру введен кавалерист.

Советская армия:
Два танка Т-34, один БА-10, одна ракетная установка БМ-13, четыре противотанковые пушки, два тяжелых 120 мм миномета, один артиллерийский наблюдатель, один кавалерист, один капитан, два стрелка, один автоматчик, один автомобиль (в игре его роль исполнял английский БТР «Универсал», однако он имел характеристики именно грузовика)
Германская армия:
Один танк – Pz-III, один БТР Sd Kfz 251, один шестиствольный миномет «Небелверфер», четыре противотанковые пушки, два тяжелых 120 мм миномета, один артиллерийский наблюдатель, один капитан, четыре стрелка, один пулемет, один легкий миномет, один панцергренадер, три автомобиля (в игре их роль исполняли БТР Sd Kfz 250, однако они имели характеристики грузовиков).

Необходимо понимать, что перед нами настольная игра, в которой имеет место большое количество условностей. Одна фигурка пехотинца представляла группу из 100 человек. Для особо въедливых читателей, я уточняю, что фигурка капитанов или пулемета это не сто командиров или сто пулеметчиков, но попросту штабная рота или рота тяжелого оружия. Одно орудие – 3-4 пушки. Кроме того, характеристики фигурок, особенно артиллерии, не аутентичны внешнему виду фигурки. Под фигуркой германской противотанковой пушки РАК-38, понимается не только 37-мм пушки, но также и 50-мм. Под тяжелым минометом понимается вся артиллерия, калибром 105-155-мм. Шестиствольный миномет и «Катюша» - отображают артиллерию большой мощности.

Условия игры.
Силы сторон размещаются на краю поля. На поле размещены три контрольные точки. Захват этих точек может производить только пехотный или артиллерийский юнит. Тот из игроков, который к концу десятого хода будет удерживать больше контрольных точек, окажется победителем. Кроме того, если одному из игроков удастся захватить все три контрольные точки и удержать их в течение одного хода, тогда игра заканчивается досрочно и этот игрок становится победителем.

Игра состоится в ближайшие дни.