От eugend Ответить на сообщение
К eugend Ответить по почте
Дата 19.10.2007 07:46:18 Найти в дереве
Рубрики Гражданская война; Поисковая работа; Версия для печати

вот немножко

"Следующая ступень системы военного образования была представлена различными курсами усовершенствования, в первую очередь курсами усовершенствования командного состава (КУКС) и курсами усовершенствования высшего командного и начальствующего состава (КУВНАС). Первые предназначались для совершенствования и развития знаний и навыков у среднего и старшего комсостава различных родов войск (в сроки от 2,5 до 9-ти месяцев) для дальнейшего продвижения его по службе. Как мы уже видели, изначально эти курсы ориентировались на переподготовку комсостава гражданской войны, выравнивание общего уровня его знаний, на то, чтобы дать ему теоретическую подготовку. Поскольку в связи с тем, что основная масса бывших командиров гражданской войны, проходившая через эти курсы, обладала слабой общеобразовательной подготовкой, последние страдали многопредметностью. После того, как основная масса командиров гражданской войны, не обладающих минимумом военных знаний, либо прошла через переподготовку, либо была уволена из РККА, курсы усовершенствования были реформированы. Многопредметность была ликвидирована, срок обучения на них был ограничен максимумом в 9 месяцев, прием на курсы был ограничен только командирами с военной подготовкой не ниже военной школы, основной целью курсов стало «усовершенствование тактических и специальных знаний и навыков командиров рот и им соответствующих и комбатов для занятия ими следующих должностей»* (предполагалось, что комсостав на своем служебном пути дважды будет проходить через курсы усовершенствования – перед занятием должностей командира батальона и командира полка).

КУВНАС были созданы на базе созданных в 1921 году Высших академических курсов, также изначально созданных для переподготовки, но в этом случае речь шла уже о высшем комсоставе («Военно-академические курсы высшего комсостава РККА были учреждены … с целью усовершенствования и пополнения военных знаний высшего командного и политического состава РККА, выдвинутого в процессе Гражданской войны из лиц, не получивших систематической военной подготовки»). Через существовавшие до осени 1924 г. Высшие академические курсы был пропущен почти весь высший командный состав Красной Армии (реально процесс переподготовки закончился только в 1926-27 учебном году). В целях содействия дальнейшему росту военной и политической подготовки высшего командного состава приказом Реввоенсовета СССР № 1070 от 12 августа 1924 г. вместо Высших академических курсов при Военной академии были созданы Высшие курсы усовершенствования (КУВК), которые были рассчитаны на командный состав, окончивший ВАК и Военную академию, а также ускоренный курс старой Академии генерального штаба. После того как в 1926/27 учебном году основное отделение курсов закончило доподготовку высшего комсостава РККА, основной целью курсов стало регулярное «освежение» знаний высшего комсостава, ознакомление его с последними достижениями в военном деле, приобщение «к работе советской военной мысли, пополнение и совершенствование его познаний и т.д.» С начала 1925/26 учебного года в целях единой подготовки командного и политического состава Высшие курсы усовершенствования командного состава были объединены с военно-политическими академическими курсами в Курсы усовершенствования высшего начсостава РККА при Военной академии с отделениями военным и политическим**.

В докладе М.Н. Тухачевского о мерах по реорганизации Курсов усовершенствования высшего командного от 28 февраля 1927 г. планировалось, что курсы усовершенствования высшего начсостава РККА должны состоять из 2-х отделений — общевойскового (полк, дивизия, корпус) и армейского. На оба отделения должны были направляться как строевые, так и штабные командиры, а также начальники артиллерии и инженеры (дивизии и корпуса). На армейское отделение на основании персонального отбора отправлялись высшие командиры, могущие в перспективе занять оперативные должности армейского масштаба, при этом наряду со строевыми и штабными командирами, на это отделение отправлялись также соответствующие им по масштабу начальники специальных родов войск и служб. При этом планировалось, что у курсов будет своя, особая специализация – общевойсковая подготовка. Это мотивировалось тем, что в то время как вопросы оперативно-стратегической подготовки высшего комсостава в достаточной степени решались в военной академии, а также на КУВК, подготовка общевойсковых командиров–практиков отличалась крайней несистематичностью, следствием чего было, что «ни общевойсковые командиры, ни начальники штабов и весь состав штабов к руководству боем и взаимодействию различных родов войск в бою оказались неподготовленными». Обучение на курсах должно было быть максимально ориентированным на практические занятия, связанные с работой на карте и местности***".



* - Обзор ГУ РККА о состоянии Красной армии в 1927-1928 гг., «Реформа в Красной армии. Документы и материалы. 1923-1928 гг.», Москва 2006, кн. 2, стр. 302, 309

** - см. Берхин, указ. соч., стр. 287-288, а также Доклад начальника Штаба РККА М.Н. Тухачевского К.Е. Ворошилову о мерах по реорганизации Курсов усовершенствования высшего командного состава с целью повышения общевойсковой подготовки командных кадров от 28 февраля 1927г, Документы и материалы. 1923-1928 гг.», Москва 2006, кн. 2, стр. 46-49

*** - Доклад начальника Штаба РККА М.Н. Тухачевского К.Е. Ворошилову о мерах по реорганизации Курсов усовершенствования высшего командного состава с целью повышения общевойсковой подготовки командных кадров от 28 февраля 1927г, Документы и материалы. 1923-1928 гг.», Москва 2006, кн. 2, стр. 46-49.
Там же – приложение к докладу:
"Основные соображения по организации занятий на КУВКе
1. Общевойсковое отделение КУВКа имеет целью: а) дать слушателям практику в управлении боем соединенными родами войск (полк, дивизия, корпус); б) развить навыки в полевой работе штабов; в) выработать навыки методического руководства подготовкой войск (методика занятий в частях); г) ознакомить слушателей с последними достижениями в военном деле (в области тактики и техники); д) инструктировать в духе намеченной учебной общевойсковой программы на предстоящий летний период.
2. Формы занятий на общевойсковом отделении — работа на карте и местности (решение задач, выходы в поле, военная игра).
3. Армейское отделение КУВКа имеет целью: а) дать слушателям практику в управлении армией (армейской операцией); б) освежить познания слушателей в области стратегии и оперативного искусства; в) ознакомить слушателей с новыми тенденциями в указанной области и новыми достижениями военной техники; г) развить навыки в полевой работе штабов.
4. Формы занятий на армейском отделении — работа на карте (решение задач, военная игра) и местности (выходы в поле, полевые поездки).
5. При определении программы для каждого набора КУВКа принимаются во внимание основные вопросы, подлежащие проработке комсоставом РККА на данный учебный год.
6. Вся работа на обоих отделениях КУВКа должна быть построена в своей основе на практических занятиях и семинариях. Лекции могут быть допущены лишь в строго необходимом количестве".