От Ornst Ответить на сообщение
К Belarus Ответить по почте
Дата 25.04.2008 09:13:38 Найти в дереве
Рубрики Великая Отечественная; 1941; Фотографии; Части и соединения; Версия для печати

Текст из ФИ "Бронепоезда РККА до 1941 года". М.Коломиец

>Всех приветствую!
12-й дивизион бронепоездов «скрытого» формирования, развернут на базе 1-го запасного полка бронепоездов в Брянске с 23 по 27 июня 1941 года, командир майор С.В.Дерюгин. Из 502 человек личного состава только 24 были кадровыми из состава 4-го дивизиона, остальные прибыли из запаса, главным образом это были рабочие и служащие завода «Красный Профинтерн», брянского железнодорожного узла и колхозники Орловской области. В состав дивизиона вошли легкие бронепоезда № 47, 48 (бронеплощадки типа военсклада № 60 илиПЛ-35) и тяжелый № 49 (бронеплощадки ПТ-33), Командирами бепо стали младший лейтенант Белов П.И.(№ 47), старший лейтенант Мещерский М.Н. (№ 48) и лейтенант Крохин А.Н. (№ 49).
29 июня дивизион прибыл в Смоленск, затем бепо № 47 и 48 отправились в Оршу, а № 49 остался для охраны станции «от диверсантов и парашютных групп противника». Через день бронепоезда № 47,48 находились в Борисове, а № 49 на пути в Могилев.
В Борисове дивизион получил задачу «содействовать танковому батальону по разгрому танков противника в районе станций Жодино - Смолевичи. 1 июля 1941 года в 15.20 бепо № 47 и 48 двинулись для выполнения задания.
Бронепоезд № 47, не дойдя 500 м до станции Жодино, встретил группу из 20 танков, которые двигались по шоссе на Борисов, и вступил с ними в бой. Несколько танков было подбито, остальные отошли. Вслед за ними показалась еще одна танковая колонна из 30 машин, которые открыли огонь. Бепо стал отходить на Борисов.
Бронепоезд № 48, шедший за № 47, в 6 - 8 км от Борисова обнаружил противотанковые орудия противника, которые сразу же открыли огонь. Первые же снаряды разбили правый цилиндр паровоза и пробили тендер, в результате чего из бака ушла вода. Вскоре по шоссе показалась немецкая колонна: танкетки, орудия и мотоциклы, по которой бронепоезд открыл огонь. Отсутствие воды и поврежденный цилиндр не дали бепо № 48 возможности маневрировать, в результате чего он отошел на Борисов, а затем в Брянск на ремонт. 7 июля сюда же прибыл бронепоезд № 49, орудия которого вышли из строя после 6-7 выстрелов.
Отходивший с боем бронепоезд № 47 на том же месте, где был подбит № 48, был обстрелян немецкой артиллерией. Первый же снаряд пробил котел бронепаровоза, паром обварило бригаду машинистов и поезд остановился. Находившийся на бронепоезде командир дивизиона майор Дерюгин приказал открыть орудийный и пулеметный огонь, но вскоре дал команду оставить состав который расстреливался артиллерией с трех сторон. Кроме того, на одной из бронеплощадок начался пожар и стали рваться снаряды. На базу дивизиона не вернулось 66 человек из команды бепо № 47, из них 8 было убито, остальные пропали без вести.
2 августа бронепоезда № 48 и 49 вышли из ремонта и получили задачу действовать на участках Жуковка - Липовская и Брянск - Жуковка. Утром 4 августа бронепоезд № 48 подвергся бомбежке и, получив повреждения, убыл на ремонт в Брянск.
В 18.00 4 августа бепо № 49 получил задачу прикрыть восстановление пути на участке Липовская - Рославль для помощи отрезанному бепо № 40 4-го дивизиона. Прибыв на место и открыв огонь, бепо № 49 вскоре вышел из боя из-за поломки обеих орудий. Вскоре появились немецкие самолеты, и взяв команду и часть имущества бронепоезда № 40, бепо стал отходить. Однако на перегоне Липовская - Пригорье самолеты противника разрушили путь, бепо № 49 остановился и в это время бомбы разбили рельсы за бронепоездом, лишив его маневра. Одна бомба упала между площадкой и паровозом, несколько разорвалось рядом с бронепоездом.
Работы по подъему и эвакуации бепо № 49 успехом не увенчались и 5 августа он был оставлен на участке Липовская - Пригорье.
10 августа в состав 12-го дивизиона вместе с бронепоездом № 48 включили № 46 из состава 4-го дивизиона (последний 17 августа передали в другую часть). Бепо № 48 с 13 по 16 августа вел бои в районе Белынковичи совместно с 45-м стрелковым корпусом. Прикрывая отход наших частей 17 августа бронепоезд оказался отрезанным, и в 20.00 оставлен командой и подожжен у станции Сураж.
В октябре 1941 года 12-й дивизион получил новую матчасть (один из полученных бепо был бывший легкий бронепоезд № 15 1-го дивизиона бронепоездов) и был переименован в 21-й дивизион бронепоездов. Он действовал на Западном и 1-м Украинском фронтах, закончив боевой путь под Рава-Русская в августе 1944 года.

С уважением, Киянов Алексей