От V.Yavorskiy
К All
Дата 15.08.2007 18:02:29
Рубрики Части и соединения;

мотоциклетные полки, батальоны

В литературе, в исследованиях, мало(как мне кажеться)уделяется внимание мотополкам(мотобатальонам, моторота)которые были в составе мехкорпусов и относились к бронетанковым войскам. Да и на форуме фотки только по танкам да бронепоездам.
1.Книги на эту тему существуют?
2. Можно ли по этому номеру установить
принадлежность к части (см.фотку)?
Мотоциклы в мех.корпусах
[165K]



От Евгений Дриг
К V.Yavorskiy (15.08.2007 18:02:29)
Дата 15.08.2007 18:05:24

Re: мотоциклетные полки,...

>В литературе, в исследованиях, мало(как мне кажеться)уделяется внимание мотополкам(мотобатальонам, моторота)которые были в составе мехкорпусов и относились к бронетанковым войскам. Да и на форуме фотки только по танкам да бронепоездам.
>1.Книги на эту тему существуют?

Есть моя статья во втором номере (он же последний) журнала "Мировые войны" по мотоциклетным частям РККА перед войной и в 1941 г.

>2. Можно ли по этому номеру установить
>принадлежность к части (см.фотку)?
>
>[165K]

Фото из танкомастера или м-хобби, какие-то испытания. Надо найти и прочитать подпись....

С уважением, Евгений Дриг.
http://rkka.ru/drig

От V.Yavorskiy
К Евгений Дриг (15.08.2007 18:05:24)
Дата 15.08.2007 18:31:00

Re: мотоциклетные полки,...

Спасибо за подсказку! Буду искать журнал "Мировые войны".


С уважением, Владимир Яворский.


От Сергей
К V.Yavorskiy (15.08.2007 18:31:00)
Дата 15.08.2007 18:35:01

Проще у автора спросить статью :)) (-)


От Евгений Дриг
К Сергей (15.08.2007 18:35:01)
Дата 15.08.2007 18:48:21

Выложу, но без фото. (-)


От Евгений Дриг
К Евгений Дриг (15.08.2007 18:48:21)
Дата 16.08.2007 21:01:24

В таком виде она публиковалась.

Мотоциклетные части Красной Армии в 1940-41 гг.

Массово мотоциклы в европейских армиях начали использоваться уже в годы первой мировой войны, однако в России они применялись более чем скромно. Это было вызвано отсутствием отечественной техники и слабостью промышленности дореволюционной России. Не улучшилась ситуация и в 20-е годы, молодой советской республике было не до массового производства мотоциклов.
Бурный рост количества мотоциклов в Красной Армии начался в тридцатые, именно тогда идеи по моторизации армии начали воплощаться в жизнь и началось массовое производство отечественных машин, в первую очередь для нужд армии. Как средство связи и разведки мотоциклетные подразделения и отдельные мотоциклисты вводятся в это время в состав многих частей и соединений, но главный потребитель - автобронетанковые войска.
Так, например, при составлении штата нового механизированного корпуса в 1935 г. предусматривалось насыщение его мотоциклами. Были введены: мотоциклетные взводы в батальон связи корпуса и в отдельный танковый батальон, мотоциклетный взвод в разведывательной роте, мотоциклетное отделение в роте связи мехбригады.
Впрочем, несмотря на рост количества мотоциклов, темпы ввода мотоциклов в штаты соединений превышал наличие машин в Красной Армии, так что принципы их боевого использования рекомендовалось отрабатывать на самокатах . Проблем добавляло также включение мотоциклов в штаты нетанковых частей, в то время, как техники не хватало для укомплектования АБТВ. Так, например, начальник АБТУ Д.Г.Павлов просил 11.01.40 г. начальника Генштаба исключить мотоциклы из штатов лыжных батальонов, сформированных для фронта, в виду невозможности их укомплектования.
Стоит отметить, что формирования, о которых шла речь, носили ограниченный характер, так как создававшиеся структуры были лишь небольшими подразделениями в составе разведывательных и прочих частей. Однако к концу 1939 г. командование РККА пришло к выводу о необходимости иметь отдельные мотоциклетные части.
Впервые 4 мотоциклетных батальона, намечающихся к формированию, упоминаются в докладе НКО от 23.10.1939 г. Предлагалось сформировать в танковых войсках четыре мотоциклетных батальона по 600 человек.
Воплощено в жизнь это решение было только в феврале 1940 г., когда были сформированы первые три мотоциклетных батальона. По директиве НКО № 0/2/103693 от 7.02.40 г. в БОВО формировался 3-й отдельный мотоциклетный батальон по штату № 32/940 литер “Б” численностью 562 человека. Идентичный батальон с номер 2 формировался и в КОВО по директиве № 0/2/103684 от 7.02.40 г. и 1-й мотоциклетный батальон в МВО.
Таким образом, к 1 июня 1940 г. в РККА было три отдельных мотоциклетных батальона: 1-й - в МВО, 2-й - в КОВО и 3-й - в БОВО. Стоит отметить, что эти мотоциклетные батальоны относились к стрелковым, а не танковым войскам.
Качественно новый этап развития мотоциклетных частей начался летом 1940 г. В июне-июле 1940 г. формируются первые восемь механизированных корпусов новой организации (1107 танков). В состав каждого мехкорпуса включался мотоциклетный полк, который находился непосредственно в подчинении командира корпуса, и который "в руках командира корпуса являлся средством преследования при наступлении, обеспечения при действиях корпуса на широком фронте и поддержкой дивизий, входящих в состав корпуса".

Мотоциклетный полк обр.1940 г. - штат № 10/23
• мотоциклетный батальон
• мотоциклетный батальон
• мотоциклетный батальон
• мотоциклетная рота
• мотоциклетная рота
• мотоциклетная рота
• парковая рота
• взвод управления
• хозяйственный взвод

Полк состоял из трех мотоциклетных батальонов и по штату № 10/23 имел 1685 человек личного состава, 731 мотоцикл, 27 50-мм минометов, 81 ручной пулемет, 73 автомашины, 5 радиостанций.
О задачах мотоциклетного полка в составе механизированного корпуса говорил командующий ЗапОВО генерал-полковник т/в Д.Г.Павлов на совещании высшего руководящего состава РККА :
“Я должен отдельно остановиться на наличии в корпусе мотоциклетного полка. Задача этого мотополка, как только представится возможность выброситься, - перехватить пути отхода противника, подорвать мосты, захватить дефиле и действовать по сковыванию противника до тех пор, пока будет подготовлен основной удар корпуса. Говорить о том, в какой мере мотоциклетный полк сможет быть быстроподвижным, еще рановато. Пока же ... опыт использования мотоциклетных частей на Западе оправдал себя, и говорить, что мотоциклетный полк не подходит для выполнения указанных выше задач, я бы не рискнул”.
Здесь необходимо отметить слова про опыт использования на Западе. Мотоциклетные полки в Красной Армии появились в подражание мотоциклетным частям германской армии, которые, как считало наше командование, хорошо себя показали в Польше и во Франции. Но при этом не учитывался тот факт, что только в вооруженные силы Германии в 1934-40 г. поступило 123249 мотоцикла; в то время, как в Красной Армии имелось на порядок меньше мотоциклов, а “Наставление мотоциклетных войск” было издано только летом 1941 г., хотя разработка началась еще до войны . В войсках довольствовались временными инструкциями, например такие указания по использованию мотоциклетных полков были изданы на Юго-Западном фронте:
“а) Мотоциклетный полк может применяться как централизованно, в составе полка, так и группами до роты включительно.
б) Централизованно полк может применяться:
1. В наступательном бою - в качестве передового отряда (усиленного артиллерией и танками), для захвата определенного рубежа.
2. Вести наступательные действия на поспешно укрепившегося противника, усилив мотоциклетный полк танковыми подразделениями.
3. Подразделения полка могут находиться в руках командования как подвижный резерв и, как только на фронте образуется брешь, эти подразделения выбрасываются для развития успеха и выхода в тыл противника.
4. Мотоциклетные части совместно с танковыми частями могут применяться на флангах с целью своими действиями обеспечивать захват и удержание важных пунктов до подхода пехоты. Основная их задача - выход в тыл противника и дезорганизация его.
5. Широко применять комбинированные группы в составе взвода танков, роты мотоциклистов и 2-3 противотанковых орудия с задачей - прорвать брешь в обороне противника и выйти в его тыл, уничтожая живую силу, подрыв мостов, прорыв связи, уничтожение штабов.
6. Действия мотоциклетных подразделений должны быть дерзкими, инициативными, хитрыми, вводить в заблуждение и создавать панику в тылу врага”.
Весной 1941 г. началось формирование механизированных корпусов третьей волны (номера корпусов с 10 по 30). Все они имели в своем составе мотоциклетные полки. Кроме того был сформирован 32-й мотоциклетный полк для 9-го мехкорпуса второй волны, который не получил его в ноябре 1940 г. и два запасных мотоциклетных полка - 14-й и 15-й.
Директивы на формирование мехкорпусов были отданы 20.02.41 г., тогда же были изменены штаты мотоциклетного полка. Управления мотоциклетных батальонов расформировывались, вводились дополнительные подразделения - броневые и противотанковые. В этих изменениях явно прослеживаются предложения, озвученные генералом Вершининым на декабрьском совещании при обсуждении доклада Д.Г.Павлова: “если говорить об изменении, то … добавления в мотоциклетный полк батальона броневиков и хотя бы несколько орудий ПТО”.

Мотоциклетный полк обр.1941 г. - штат № 10/23
• Рота управления
• Мотоциклетная рота
• Взвод управления
• Мотоциклетный взвод
• Мотоциклетный взвод
• Мотоциклетный взвод
• Пулеметный взвод
• Минометный взвод
• Огнеметное отделение
• Мотоциклетная рота
• Мотоциклетная рота
• Мотоциклетная рота
• Броневая рота
• Батарея ПТО
• Взвод ПТО
• Взвод ПТО
• Взвод ПТО
• Подразделения обслуживания

Всего в полку по штату 1941 г.: 1417 человек л/с, 17 бронеавтомобилей, 389 мотоциклов с коляской, 45 мотоциклов без коляски, 6 45-мм орудий, 24 50-мм миномета.
По новому штату формировались мотоциклетные полки для мехкорпусов второй и третьей волн, а также на него переводились все уже существующие мотоциклетные полки. Так 9-й мотоциклетный полк перешел на новый штат приказом командира полка от 1.04.41 г. Высвободившая техника и личный состав обращались на укомплектование вновь сформированных полков.
Для полного укомплектования по штатам 30 линейных мотоциклетных полков требовалось - 13020 мотоциклов, а полностью механизированных корпусов (включая и мцп) - более 45000 мотоциклов. Чем же планировало вооружать мотоциклетные части командование армии? В РККА к 1 января 1941 г. имелось всего 11451 мотоцикл, в основном это были таганрогские ТИЗ-АМ-600, подольские ПМЗ-А750, ленинградские Л-300 и ижевские ИЖ-7, и темпы их выпуска были невысоки. Однако в связи с запуском в производство в 1941 г. нового мотоцикла М-72 - копии немецкого BMW R71, планы мотопромышленности резко изменили в сторону увеличения. В 1941 г. заводы должны были дать уже 24000 мотоциклов, а в 1942 г. создать новые мощности, способные производить до 40000 мотоциклов в год. К лету 1941 г. планы увеличились еще больше - в 1941 году промышленность должна была дать 42500, в 1942 г. - 90000 мотоциклов. В основном это были М-72, для производства которых строились новые заводы и перепрофилировались старые.
Столь грандиозные планы не смогли воплотить в жизнь, к началу войны в мехкорпусах пяти приграничных округах находилось всего 5524 мотоцикла: 1 мк - 467; 2 мк - 375; 3 мк - 375; 4 мк -1050; 6 мк -1040; 8 мк - 461; 9 мк - 181; 10 мк- 450; 11 мк- 148; 12 мк - 39; 13 мк -246; 14 мк -216; 15 мк -131; 17 мк - 26; 18 мк - 157; 19 мк - 18; 20 мк - 92; 22 мк - 47; 24 мк - 5.
Подготовка командных кадров для мотоциклетных частей (командиров мотоциклетных взводов) осуществлялась в двух автомобильных училищах. Первое было сформировано в декабре 1939 г. как Борисовское автомобильное училище. К началу войны дислоцировалось в Гомеле (ЗапОВО), а в июле 1941 г. эвакуировано в Горький (стало именоваться 1-м Горьковским). Второе сформировано согласно приказу НКО № 0127 от 28.03.41 г. как Орджоникидзеградское автомобильное училище (ОрВО). Уже 12.08.41 г. в дополнение к ним было сформировано 2-е Горьковское автомотоциклетное училище.
Всего к началу Великой Отечественной войны в Красной Армии имелось тридцать два мотоциклетных полка. Дополнительно к ним летом-осенью 1941 г. было сформировано еще шесть полков – с номерами 34 (ЮЗФ), 34 (СЗФ), 36, 37, 38, 46. Большинство из них в связи с большими потерями в личном составе и технике были расформированы, оставшиеся вошли в состав танковых армий.

Перечень мотоциклетных полков 1940-41 гг.
1 мотоциклетный полк 3 механизированного корпуса. Сформирован на базе 123-го кавалерийского полка 7-й кавалерийской дивизии. Командиры: полковник П.М.Калиничев, подполковник Б.И.Исаакян. До 18.06.41 г. дислоцировался в Вильно, затем переброшен в Кедайняй. 24.06.41 г. был сосредоточен в 30 км восточнее Каунаса на западном берегу Немана. Был окружен и разбит. Расформирован, остатки обращены на укомплектование 188-й стрелковой дивизии.
2 мотоциклетный полк 8 механизированного корпуса. Сформирован с 15 по 17 июля 1940 г. на базе 79-го кавалерийского полка с включением кадра 162-го кавалерийского полка 34-й кавалерийской дивизии. Командир: майор В.Ф.Трубицкий. Перед войной дислоцировался в Дрогобыче. С конца июня 1941 г. отдельный в составе 26-й армии. На 1 июля мотоциклов не было, имел 78 автомашин. Расформирован.
3 мотоциклетный полк 4 механизированного корпуса. Сформирован в июле 1940 г. на базе 53-го и 146-го кавалерийских полков 16-й кавалерийской дивизии и 2-го отдельного мотоциклетного батальона КОВО. Командир: подполковник И.И.Муров. К началу войны дислоцировался в Львове. В боях на Юго-Западном фронте с 22.06.41 г. в районе г.Ляцке. 9.08.41 г. сведен в 3-й мотоциклетный батальон, входил в состав 37-й армии. Расформирован.
4 мотоциклетный полк 6 механизированного корпуса. Начал формироваться 27.07.40 г. на ст.Жабинка на базе 6-го кавалерийского полка 11-й кавалерийской дивизии и 3-го мотоциклетного батальона из Минска (без роты). Командир: полковник М.Ф.Собакин. Перед войной дислоцировался в м.Супрасль. Расформирован.
5 мотоциклетный полк 1 механизированного корпуса. Сформирован по ДНКО № 0/3/10449 от 29.06.40 г. на базе 138-го кавалерийского полка и части личного состава 14-го кавалерийского полка 25-й кавалерийской дивизии. Командир: подполковник К.Н.Виндушев. Перед войной дислоцировался в Пскове. С 5.07.41 г. участвовал в боях за г.Остров. С середины июля в районе г. Сольцы, отдельный в 11-й армии. Расформирован.
6 мотоциклетный полк 2 механизированного корпуса. Начал формироваться с 15.07.40 г. на базе 567-го мотострелкового полка. Командир: подполковник А.З.Морозов. Перед войной дислоцировался в Дубоссарах. В конце июня 1941 г. выделил две роты на формирование тракторного батальона. Расформирован.
7 мотоциклетный полк 10 механизированного корпуса. Командир: майор В.В.Лейцингер, капитан Б.В.Инюшин, майор В.Н.Соболев. 23.06.41 г. выступил в район Выборга. В начале июля в составе корпуса в Лужской оперативной группе СФ. 22.07.41 г. вошел в состав Олонецкой оперативной группы 7-й армии. В августе 1941 г. переформирован в 719-й стрелковый полк 7-й армии.
8 мотоциклетный полк 5 механизированного корпуса. Начал формироваться 25.07.40 г. Личный состав из разных соединений ЗабВО. Дислоцировался на 76-м разъезде. Командир: майор П.А.Белик. В мае 1941 г. отправлен из ЗабВО в КОВО. Сосредотачивался в Шепетовке, с 26.06.41 г. перебрасывался в Оршу. После расформирования корпуса входил в состав группы полковника Антосенкова, участвовавшей в деблокировании 22-й армии, окруженной в районе Великих Лук. Отдельный в составе ЗФ, в октябре 1941 г. выведен в МВО. Участвовал в Сталинградской битве. Преобразован в 3-й гвардейский мотоциклетный полк 18.12.42 г.
9 мотоциклетный полк 7 механизированного корпуса. Сформирован на базе 1-го мотоциклетного батальона. Командир - полковник К.Г.Труфанов. Перед войной дислоцировался в Москве (с середины мая 1941 г. - в лагерях Алабино). В составе корпуса участвовал в контрударе в районе Сенно, Лепель в июле 1941 г. После расформирования корпуса входил в состав сводного отряда Витебского направления (середина июля 1941 г.); группы полковника Антосенкова, участвовавшей в деблокировании 22-й армии, окруженной в районе Великих Лук. Отдельный в составе ЗапФ. Расформирован в октябре 1941 г.
10 мотоциклетный полк 12 механизированного корпуса. Командир: майор С.П.Кулешов. До 18.06.41 г. дислоцировался в Митаве (Елгаве), затем - в районе Шяуляй. Расформирован.
11 мотоциклетный полк 21 механизированного корпуса. Сформирован на базе 1-го автобронедивизиона 1-й кавалерийской бригады. Командир: майор Ф.Х.Полевой. С 25.06.41 г. из района Идрицы перебрасывается в составе корпуса на СЗФ в район Даугавпилса. Со 2.07.41 г. отходил от Даугавпилса на Дагду и Себеж. С 4.07.41 г. в резерве за р.Великая. В дальнейшем отходил на р.Ловать. После расформирования корпуса отдельный в составе 30-й армии КалФ. В 1942 г. в МВО. Расформирован.
12 мотоциклетный полк 25 механизированного корпуса. Командир: майор Носс. Перед войной дислоцировался в Харькове. 25.06.41 г. погружен на ст.Безлюдовка и отправлен на Юго-Западный фронт, 29.06.41 г. сосредоточился в Богуславе. В начале июля погружен на ст.Ирпень и 8.07.41 г. прибыл в Новозыбков. 7 августа управление корпуса передано из 21-й в 13-ю армию, полк остался отдельным в составе 21-й армии. Расформирован.
13 мотоциклетный полк 28 механизированного корпуса. С августа 1941 г. в составе 47-й армии участвовал в оккупации северной части Ирана, расквартирован в районе Марага, Миандоаб. С января 1942 г. в составе той же армии в Крыму. Разбит в мае 1942 г. Расформирован.
14 запасный мотоциклетный полк МВО. В 1942 г. – учебный, дислоцировался в г. Сергач Горьковской обл.
15 запасный мотоциклетный полк МВО. К 1.09.41 г. в Наро-Фоминске переформировывался в линейный мцп.
16 мотоциклетный полк 11 механизированного корпуса. Командир: майор Рогода. Перед войной дислоцировался в м.Модзейки. В боях в районе Гродно, затем выходил из окружения с другими частями корпуса и армии. Расформирован.
17 мотоциклетный полк 24 механизированного корпуса. Перед войной дислоцировался в Проскурове. Участвовал в боевых действиях в составе корпуса на фронте 12-й армии. В двадцатых числах июля 1941 г. отличился при обороне переправ в районе Винницы. Погиб в уманском котле в первых числах августа 1941 г. Расформирован.
18 мотоциклетный полк 13 механизированного корпуса. Сформирован с использованием личного состава и техники 4-го мцп. Командир: капитан Громов. Перед войной дислоцировался в м.Подбелье. 22-23.06.41 г. участвовал в боях за г.Браньск. С 24 июня отступал с частями корпуса. Расформирован.
19 мотоциклетный полк 16 механизированного корпуса. Перед войной дислоцировался в Каменец-Подольске. С 2.07.41 г. прикрывал отход корпуса через Днестр в районе Залещиков. Действовал в составе 17-го стрелкового корпуса. С начала июля отдельный в составе 18-й армии. К 26.07 остатки полка вошли в сводный отряд 16-го мехкорпуса. Погиб в Уманском котле в начале августа 1941 г. Расформирован.
20 мотоциклетный полк 14 механизированного корпуса. Командир: майор И.С.Плевако. Перед войной и в первые ее дни находился в Дрогичине. В июне оборонялся совместно с 75-й стрелковой дивизией на Пинском направлении. После расформирования корпуса - отдельный в составе 3-й армии. 3 августа 1941 г. участвовал в кратковременном освобождении г.Петриков. В августе 1941 г. передан в состав 21-й армии. Погиб в окружении. Расформирован.
21 мотоциклетный полк 19 механизированного корпуса. Перед войной дислоцировался в Бердичеве. В середине июля 1941 г. вел бои за Бердичев в составе группы "Казатин" генерала Огурцова. С августа 1941 г. отдельный в составе 38-й армии. Расформирован.
22 мотоциклетный полк 17 механизированного корпуса. Командир: капитан Н.И.Бондаренко. Перед войной дислоцировался в Барановичах. На 1.07.41 г. в составе 14-го мехкорпуса, выведенного на переформирование в МВО. Расформирован.
23 мотоциклетный полк 22 механизированного корпуса. Командир: подполковник И.Г.Кобзарь. Перед войной дислоцировался в Ровно. 26.06.41 г. придавался 131-й мотодивизии для обороны по р.Стырь в районе Рожище, прикрывал отход 135-й сд, 19-й тд и 1-й птабр. К 28.06.41 г. подчинен командиру 135-й стрелковой дивизии. Расформирован.
24 мотоциклетный полк 20 механизированного корпуса. Командир: майор Хасдаев. Перед войной дислоцировался в Борисове. В составе корпуса участвовал в боях на Березине и был в окружении в районе Могилева. Расформирован.
25 мотоциклетный полк 15 механизированного корпуса. Перед войной дислоцировался в Бродах. В боях на ЮЗФ в составе корпуса. Расформирован.
26 мотоциклетный полк 18 механизированного корпуса. Командир: майор Я.П.Арел. Перед войной дислоцировался в районе Аккермана. С началом боевых действий в составе корпуса в резерве 9-й армии, затем переброшен на ЮЗФ в районе Вапнярки. 8-10.08.41 г. выведен в Павлоград. Отдельный в составе ХВО. С 11 октября 1941 г. в составе Таганрогского боевого участка, участвовал в боях на р.Миус. Расформирован.
27 мотоциклетный полк 23 механизированного корпуса. Командир: подполковник А.Ф.Чебаненко. Перед войной дислоцировался в Воронеже. С началом войны оперативно подчинялся 48-й танковой дивизии. Участвовал в боях за Великие Луки в июле-августе 1941 г., в последних числах августа 1941 г. выходил из окружения, вел бои в составе 48-й тд за г.Торопец. Расформирован.
28 мотоциклетный полк 26 механизированного корпуса. Перед войной дислоцировался в Армавире. С конца июня 1941 г. перебрасывается на западное направление. После расформирования в середине июля управления корпуса находился в резерве командующего 24-й армией. 20.07.41 г. передан в 108-ю танковую дивизию в качестве мотострелкового.
29 мотоциклетный полк 30 механизированного корпуса. Сформирован на базе подразделений 23-й моторизованной пулеметно-артиллерийской бригады. Командир: подполковник И.К.Морозов. Перед войной дислоцировался в Лесозаводске. После расформирования корпуса полк входил в состав 35-й армии в качестве отдельного. С 23 июля по 15 августа 1943 г. был обращен на формирование 72-й отдельной механизированной бригады.
30 мотоциклетный полк 29 механизированного корпуса. С момента расформирования корпуса в мае 1941 г. и до июля 1945 г. - отдельный в 17-й армии. Участвовал в войне с Японией в 1945 г. в составе конно-механизированной группы генерал-полковника И.А.Плиева.
31 мотоциклетный полк 27 механизированного корпуса. Перед войной дислоцировался в г.Мары. С конца июня 1941 г. переброшен из Средней Азии на западное направление. С 19.07.41 г. приказом Жукова выводился в Кубинку. Переформирован в 31-й мотострелковый полк. Действовал в составе группы генерал-лейтенант Качалова.
32 мотоциклетный полк 9 механизированного корпуса. Перед войной дислоцировался в Новоград-Волынске. В сентябре 1941 г. вошел в состав 34-й мотострелковой бригады.

Источники:
1. Материалы Российского Государственного Военного Архива: ф. 31811, оп. 2, дд. 461, 968; ф. 40442, оп. 2, дд. 136, 180; ф. 34912, оп. 1, д. 1643, 1644, 1645, 1646, 1647, 1648; ф. 34912, оп. 4, д. 105; ф. 7, оп. 15, д. 145; ф. 37288, оп. 1, д. 5; ф. 40906, оп. 1, д. 1.
2. 1941 год; В 2 кн. Кн. 2. М.: Междунар. фонд "Демократия", 1998.
3. Антонов Л. Н. Решение проблемы отражения вторжения противника в начальном периоде войны по опыту 20-й армии на лепельском направлении. - М.: Издательство МО РФ, 1993.
4. Бирюков Н.И. Танки – фронту! Записки советского генерала. – Смоленск: Русич, 2005.
5. Бронетанковая ордена Ленина Краснознаменная. Исторический очерк. - М.: ВАБТВ, 1970.
6. Мельтюхов М. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939-1941 (Документы, факты, суждения). - М.: Вече, 2000.
7. Перечень № 14 танковых, самоходно-артиллерийских и мотоциклетных полков, входивших в состав ДА в годы ВОВ 1941-1945 гг. – М., 1960.
8. Русский архив: Великая Отечественная. Генеральный штаб в годы Великой Отечественной войны: Документы и материалы. 1941 год. Т.23(12-1). – М.: ТЕРРА, 1998.
9. Русский архив: Великая Отечественная. Накануне войны. Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г. Т.12(1). М. ТЕРРА. 1993.
10. Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР. Т.13 (2-1). – М.: ТЕРРА, 1994.
11. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 6. – М.: Воениздат, 1948.
12. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 33. – М.: Воениздат, 1957.
13. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 34. – М.: Воениздат, 1958.
14. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 35. – М.: Воениздат, 1958.
15. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 36. – М.: Воениздат, 1958.
16. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 37. – М.: Воениздат, 1959.
17. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 38. – М.: Воениздат, 1959.
18. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 39. – М.: Воениздат, 1959.
19. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 40. – М.: Воениздат, 1960.
20. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 41. – М.: Воениздат, 1960.
21. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 42. – М.: Воениздат, 1960.
22. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 43. – М.: Воениздат, 1960.
23. Сборник трудов академии автобронетанковых войск им. И.В. Сталина, № 63, 1959 г.
24. Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. – М.: Воениздат, 1979.
25. Курихин О. Все для фронта! // Мото, № 5, 2005.


С уважением, Евгений Дриг.
http://rkka.ru/drig

От Евгений Дриг
К Евгений Дриг (16.08.2007 21:01:24)
Дата 16.08.2007 21:04:37

Но она уже конечно устарела.

Немного переделанное начало -

Мотоциклетные части

До 1940 г. Красная Армия не имела крупных мотоциклетных частей. Мотоциклы в ней, конечно, были, но надо сказать, в отличие от Западной Европы мотоцикл в СССР являлся скорее экзотикой, так мало их было. Армия, которая находилась в отношении снабжения техникой в привилегированном положении, не могла похвастаться большим их количеством. Так, например, в феврале 1936 г. в 14 военных округах было всего 1607 мотоциклов, при этом в СибВО было их 2, а в УрВО - 5 . Не лучше дело обстояло и с мотоциклетными подразделениями. Эти формирования, носили ограниченный характер, так как создававшиеся структуры были лишь небольшими подразделениями в составе разведывательных частей, частей связи и др.
Все изменилось в 1939 г., после того, как немцы показали в Польше пример удачных действий мотоциклетных частей. При этом не учитывался совершенно тот факт, что в Европе в то время был мотоциклетный бум, что только германская армия и только с 1934 по 1940 г. получила 123249 мотоциклов, а в РККА их и к началу войны было всего 16918 штук, включая «антикварные» образцы, давно снятые с производства . Но вдохновленное немецким опытом командование Красной Армии решило создать подобные части и у нас .
Впервые 4 мотоциклетных батальона, намечающихся к формированию, упоминаются в докладе НКО от 23.10.1939 г. Предлагалось сформировать в танковых войсках четыре мотоциклетных батальона по 600 человек .
Постановлением ГВС от 21.11.39 г. в составе танковых войск предписывается сформировать 4 отдельных мотоциклетных батальона численностью в мирное время по 600 человек каждый, по одному в Москве, Ленинграде, Минске и Киеве .
Начавшаяся советско-финляндская война отложила проведение многих оргмероприятий, в том числе и по мотоциклетным частям.
Воплощено в жизнь это решение было только в феврале 1940 г., когда были сформированы первые три мотоциклетных батальона. Директивами НКО от 7.02.40 г. были сформированы отдельные мотоциклетные батальоны по штату № 32/940 литер “Б” численностью 562 человека: 1-й - в МВО, 2-й - в КОВО и 3-й - в БОВО. Стоит отметить, что эти мотоциклетные батальоны относились к стрелковым, а не танковым войскам .
Мотоциклетный батальон по штату № 32/940 литер «Б» состоял из трех мотоциклетных рот, каждая по три взвода, каждый по три отделения. В отделении было 6 мотоциклов, экипаж каждого составляли 2 человека. Кроме того, в состав омцб входила учебная рота и техническая часть с боепитанием. Всего в батальоне по штату было 562 человека личного состава, 458 мотоциклетных пулеметов, 22 автомашины, 43 мотоцикла с коляской, 418 мотоциклов без коляски .
Как писал в докладной записке от 22.05.40 г. маршал Тимошенко, «мотоциклетные части, как подвижные пулеметные части, должны получить в дальнейшем большое развитие» . И его выводы полностью оправдались, впрочем, в немалой степени заслуга в этом принадлежала самому Наркому обороны.
Качественно новый этап развития мотоциклетных частей начался летом 1940 г. В июне-июле 1940 г. формируются первые восемь механизированных корпусов новой организации (1107 танков). В состав каждого мехкорпуса включался мотоциклетный полк корпусного подчинения, и который "в руках командира корпуса являлся средством преследования при наступлении, обеспечения при действиях корпуса на широком фронте и поддержкой дивизий, входящих в состав корпуса" . На формирование этих полков обращались и все три имевшиеся на тот момент отдельных мотоциклетных батальона.
Полк состоял из трех мотоциклетных батальонов, каждый по три мотоциклетных роты и парковому взводу, в составе полка также парковая рота и другие подразделения обеспечения. По штату № 10/23 мотоциклетный полк имел 1700 человек личного состава, 738 мотоциклов с пулеметом ДТМ, 81 пулемет ДП, 27 50-мм минометов, 5 радиостанций 5-АК, 81 автомобиль .
О задачах мотоциклетного полка в составе механизированного корпуса говорил командующий ЗапОВО генерал-полковник т/в Д.Г.Павлов на совещании высшего руководящего состава РККА : “Я должен отдельно остановиться на наличии в корпусе мотоциклетного полка. Задача этого мотополка, как только представится возможность выброситься, - перехватить пути отхода противника, подорвать мосты, захватить дефиле и действовать по сковыванию противника до тех пор, пока будет подготовлен основной удар корпуса. Говорить о том, в какой мере мотоциклетный полк сможет быть быстроподвижным, еще рановато. Пока же ... опыт использования мотоциклетных частей на Западе оправдал себя, и говорить, что мотоциклетный полк не подходит для выполнения указанных выше задач, я бы не рискнул” .
Весной 1941 г. началось формирование механизированных корпусов третьей волны (номера корпусов с 10 по 30). Все они имели в своем составе мотоциклетные полки. Кроме того был сформирован 32-й мотоциклетный полк для 9-го мехкорпуса второй волны, который не получил его в ноябре 1940 г. и два запасных мотоциклетных полка - 14-й и 15-й.

Ну и т.д.

С уважением, Евгений Дриг.
http://rkka.ru/drig

От А.Б.
К Евгений Дриг (16.08.2007 21:04:37)
Дата 21.08.2007 16:41:14

Re: Но она...

А осветить основу формирования мцп после начала войны возможно?

От Евгений Дриг
К А.Б. (21.08.2007 16:41:14)
Дата 21.08.2007 19:20:31

Re: Но она...

>А осветить основу формирования мцп после начала войны возможно?

Какие конкретно? Первые полки лета-осени 1941 года или 50-е номера?

С уважением, Евгений Дриг.
http://rkka.ru/drig

От А.Б.
К Евгений Дриг (21.08.2007 19:20:31)
Дата 22.08.2007 16:28:08

Первые: лета-осени (-)


От Евгений Дриг
К А.Б. (22.08.2007 16:28:08)
Дата 22.08.2007 16:28:55

Пока могу сказать только

Что на формирование одного из них пошел запасный мцп МВО.

С уважением, Евгений Дриг.
http://rkka.ru/drig

От V.Yavorskiy
К Евгений Дриг (16.08.2007 21:04:37)
Дата 17.08.2007 12:44:52

Re: Но она...

Спасибо за помощь!
С уважением,Владимир Яворский.