От Жуков Андрей Ответить на сообщение
К Александр Киян Ответить по почте
Дата 28.12.2004 22:52:29 Найти в дереве
Рубрики Части и соединения; Версия для печати

Re: Точно

Вот нарыл в Интернете воспоминания связиста 34 стрелкового корпуса.
Судя по всему корпус дислоцировался в Казани. Есть ли подтверждения этому? Почему Вы считаете что это старый корпус ПриВО? Ведь он сформирован только в сентябре 1939 года?
У меня есть предположение, что 34-й ск формировался на базе дивизии, которая стояла в сентябре 1939 в Казани? По моему это 86-я сд имени Президиума Верховного Совета Татарской ССР.

Тиркельтауб Самуил Владимирович
телетайпист 34 стрелковго корпуса


--------------------------------------------------------------------------------


В советско-финскую войну я был в сухопутных частях, простым солдатом в 281 отдельном батальон батальоне связи, потом он стал 93 отдельный батальон связи. Меня призвали в армию в первых числах октября или последних числах сентября, но в любом случае, я проучился в институте ровно один месяц. Началась Вторая мировая война, и всех студентов первого курса призвали. Поступил я в институт ж. д. транспорта, правда, я его никогда не кончал, поскольку поступил после войны в Элеткротехнический институт, ЛЭТИ.


Ну вот, призвали меня в армию, отправили в 7й полк связи в Куйбышеве, там я примерно полтора месяца отслужил, и поскольку в то время в армии с полным средним образоыванием было не так у ж много людей, то ребят подготовленных собрали в отделение телетайпистов, и обучили работать с телетайпом. Это для молодого человека, окончившего среднюю школу, несложная задача, и примерно через месяц я уже работал в штабе округа телетайпистом и в часть приходил только отсыпаться. В один прекрасный день меня и еще двоих вызывают в штаб и говорят: "вот вам пакет, отправляйтесь в Казань, а там вам все будет сказано, будете служить в батальоне связи." Мы явились в Казань,в Казани, когда мы появились в части, нам сказали: "что же вы, черти, так поздно приехали?" Батальон уже грузился на вокзале в эшелон для отправки на фронт. Мы прямо с ходу туда. Нам предъявили наше имущество - телетайпы, на которых мы будем работать, и по армейскому обычаю - мы только ахнули - все эти приборы были смазаны толстым слоем машиного масла. Вы представляете себе - электронику в машинное масло сунуть? В общем, пока ехали, долго трудились, отмывали все это машинное масло спиртом и бензином. Прибыли в Ленинград, из Ленинграда пехом нас направили в Зеленогорск, он был уже взят. Это было в декабре, я точно затрудняюсь сказать, но финская была уже в полном разгаре. Нас троих отправили в 34 стрелковый корпус, в штаб корпуса телетайпистами. Мы всю войну пробыли в этой должности. Мы были в курсе всех событий, потому что очень часто к прямому проводу подходили командиры и вели разговор, а мы уже настолько настрополились, что я давал 1300 групп в час,за прямой речью спокойно успевал печатать. Проблем в этом деле не было. Нормальная скорость - порядка 500 или 600 групп в минуту, так что когда нужно, можно было все это сделать. Были сложные ситуации, скажем, штаб переезжал, а узел связи оставался на старом месте, пока на новом месте не будет создан новый. Что значит - оставалась на старом месте? В штабной землянке три человека на пять аппаратов, поэтому мы спали урывками, падая головой на клавиатуру. Так было в течение трех суток, вдобавок, мы попали в окружение, правда, нас потом отбили. Была такая вот тяжелая обстановка. Где это было, я точно не помню, где-то ближе к заливу.


я видел, когда к штабу подогнали новые танкетки. Их цель была подрыывать ДОТы. Единственный раз за всю войну я такие видел. Потом после войны разговаривал с одним участником, он говорил, что видел такие же. Очень низкая танкетка, ее высота порядка полутора метров, не больше. Без вооружения, но перед ней огромный бронированный ящик с толщиной брони порядка 50мм в этот ящик закладывался заряд, а сам ящик был на оси, мог опрокидываться. Танкетка подъезжала к ДОТ, опрокидывала ящик, давала задний ход, одновременно разматывая провод, отходила метров на 100 - 150 и подрывала ДОТ. Как их использовали, я не знаю.


Закончили мы войну под Выборгом, это правее Выборга, если смотреть от Ленинграда, на Сайменском канале. Это зимой, видели танки, которые провалились под лед на канале, наполовину торчавшие из воды на канале. 13 марта закончилась войнв, и где-то 17-18 марта нас вернули в Ленинград, расквартировали под Ленинградом в Мартышкино. Там было здание сельхозтехникума, но там мы пробыли очень недолго, и второго мая - я это помню очень хорошо, потому что до этого Первого мая мы были на демострации. 2 мая нас посадилив Ораниенбауме на корабль и с помощью ледокола - в эшелоне было три корабля, отправили на Ханко.