От Oleh Nemchinov Ответить на сообщение
К Алтын Ответить по почте
Дата 24.01.2005 13:43:52 Найти в дереве
Рубрики Части и соединения; Версия для печати

Интересно, но вопосов ещё больше

Из всего материала в "КЗ" КМГ касаеться толька одна часть. Но о "гвардейской" истории ни слова
... После Сталинградской битвы, где конница не проявила себя так превосходно, как в сражениях под Москвой, – в донских и приволжских степях, насыщенных вражескими войсками, бронетехникой и авиацией, наши кавалерийские части и соединения несли тяжелые потери – среди высшего комсостава закипели страсти о роли и дальнейшей перспективе конницы.
Одни говорили, что этот род войск изжил себя, начинается «борьба моторов»... Другие утверждали обратное: мол, в горах, в лесисто-болотистых местах она незаменима и еще покажет себя.
Были военачальники и третьего направления – к ним принадлежал Исса Александрович Плиев, - считавшие, что в «чистом виде» использовать кавалерию нецелесообразно, надо создавать конно-механизированные группы (КМГ) фронтов и маневрировать ими в зависимости от условий...
Заместителя командующего 5-й гвардейской танковой армией генерала Плиева востребовал командующий войсками 3-го Украинского фронта генерал армии Р.Я. Малиновский, который решил возродить КМГ.
Группе предстояло сражаться с воссозданной Гитлером 6-й немецкой армией. Разгромленная на Волге, она вдруг «воскресла» на Дону - Гитлер назвал ее «армией мстителей». «Мы этих самых «мстителей», - рассказывал потом Плиев, - били в хвост и в гриву, гнали до самого Днепра».
Конно-механизированная группа фронта доказывала право на свое существование.
«Генералу Плиеву. По-прежнему обязан благодарить Вас и Ваши войска за победу. Ваша дальнейшая задача: внезапной атакой с тыла овладеть Одессой, после чего группа будет выведена в резерв для пополнения и заслуженного отдыха. Возбуждаю ходатайство перед Правительством о присвоении Вам лично звания Героя Советского Союза.
8.4.44 г. Василевский».
После победоносного завершения Одесской операции КМГ была расформирована, а 4-й гвардейский кавалерийский Кубанский корпус переброшен на 1-й Белорусский фронт, где послужил ядром для формирования новой конно-механизированной группы.
Командующий фронтом Константин Константинович Рокоссовский, под началом которого Плиеву довелось сражаться еще под Москвой, встретил его тепло и радушно. Ознакомив с обстановкой, сказал:
- Я был против создания конной армии под Москвой, но образование КМГ фронта поддерживаю...
Конно-механизированная группа 1-го Белорусского фронта поначалу состояла из 4-го гвардейского кавалерийского и 1-го механизированного корпусов. В дальнейшем в объединение был включен 9-й танковый корпус. Группе придавалась 299-я штурмовая авиационная дивизия, а ее действия в разные периоды поддерживали от одного до двух авиакорпусов. По количеству войск группа превосходила иную армию, ударная сила у нее была большая. Командующий фронтом использовал ее на острие удара.
Задача конно-механизированной группы заключалась в том, чтобы после прорыва вражеской обороны вступить в сражение через созданную общевойсковыми соединениями брешь. Войти в прорыв, вырваться на оперативный простор и внезапными, дерзкими ударами в тылу врага уничтожать его живую силу, технику, громить глубокие резервы, органы управления, коммуникации...
Командующий войсками 1-го Белорусского фронта бросал конно-механизированную группу с одного направления на другое. Успевали везде, где было жарко. Особенно упорные бои развернулись в районе Барановичи – Слоним, где наши воины дрались геройски. Затем группа с боями устремилась к границе. Конников и танкистов сопровождали с воздуха наши штурмовики, большую помощь оказывали им белорусские партизаны и заброшенные в тыл врага специальные диверсионные группы...
Гитлеровцы с разных направлений бросили против КМГ оперативные резервы. Завязались ожесточенные бои. Врагу удалось окружить наше объединение войск, и постепенно кольцо окружения стало сжиматься. Так как главные силы фронта находились далеко позади, рассчитывать на их помощь не приходилось.
Перво-наперво заняли круговую оборону, которая опиралась на старый пограничный укрепрайон. Из подразделений реактивной, ствольной, зенитной артиллерии, танков и САУ создали огневую группу, которая перебрасывалась на самые угрожаемые участки кольца окружения. Спасибо авиации фронта – по ночам летчики доставляли снаряды, патроны, горючее, забирали раненых.
Куда прорываться – на восток, на север или на юг? Но здесь наверняка гитлеровцы их ждут, устроили ловушки. А что если рвануть на запад? И тогда была устроена ложная демонстрация прорыва на восток. Враг спешно стал снимать главные силы с западной стороны кольца окружения и перебрасывать их в район ложных действий. Выбрав ночь потемнее, Плиев повел группу в обратном направлении.
Не оставив ни одного раненого, наши войска успешно вышли из окружения. Пока фашисты разбирались, что, где и почему, они уже углубились в леса. В дальнейшем конно-механизированная громила тылы и коммуникации врага и во взаимодействии с другими подошедшими войсками заняла оборону на восточном берегу Вислы...
«Шамо» - «Пустыня смерти»
- Я как-то подсчитал, - рассказывал Плиев, - что на завершающем этапе войны командовал КМГ на семи фронтах. Наконец, во время боев за освобождение Румынии, встал вопрос о создании штатного органа управления войсками конно-механизированной группы. Идею поддержал маршал Родион Яковлевич Малиновский, а вскоре получили одобрение из Ставки, от Верховного Главнокомандующего, и на войну с Японией я уже отправился со своим постоянным штабом. Ряд специалистов ждали нас на месте – в Монголии. Ведь там была своя специфика. Теперь я командовал конно-механизированной группой советско-монгольских войск. Это была КМГ моей мечты...