От Василий Бардов Ответить на сообщение
К Александр Дударенок
Дата 26.05.2004 19:28:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Полет на разведку танков на Ме-109ф и проверка "свой-чужой"

ТРОФЕЙНЫЙ МЕ-109

БАРДОВ: “Ваши впечатления по поводу того:
- как Вам достался тот (трофейный) Ме-109,
- как Вы на нем впервые взлетели и полетали”?

ПОПКОВ: “Танкисты на аэродроме Кантимировка захватили 42 Мессершмитта. Совершенно исправных. У немцев были запасы продуктов – остались целые. Горючее они тоже не тронули, а обмундирование и белье они топорами изрубили: оно в пачках связано, так они топором ударяли и его уже употребить нельзя.
Шло 6 танков – вел на линию фронта командир батальона какой-то части и случайно выскочил на этот аэродром. Нам потом сообщили и мы оттуда взяли 4 СЛ. И сразу – попробывать. Попробывали. И в том числе и я попробывал и как инструктор в училище летал я неплохо, но мне Мессершмитт непонравился”.

БАРДОВ: “А какая там его модификация была”?

ПОПКОВ: “Это был уже эФовский – консоли были уже закруглены, а до этого были “обрезанные”.

БАРДОВ: “А какое вооружение у него было”?

ПОПКОВ: “Вооружение у него было слабое: небыло пушек, а были крупноколиберные ПМ над мотором и в крыльях 2 ПМ. А потом уже, когда пошли, они все эти ПМ убрали, хотя мы считали, что там у них ПМ. В лоб они не ходили с нами…
Потом пришло в голову: давайте пойдем на разведку и я “пошел”.

БАРДОВ: “А вообще, не понравился Вам СЛ в плане пилотажа”?

ПОПКОВ: “Нет: мы уже были на “Лавочкиных”. Первые мы получили, машины хорошо сделанные, доведенные, испытанные – Ла-5. Только не ФН-овские, а Ла-5. Оружие хорошее и сама машина после ЛАГГ-3 была “шэдэвр”.
Ну, давайте – попробуем испытать (Ме-109ф – В.Б.). Желающих на нем никого не оказалось (и полетел я – В.Б.).
Мы раз пролетели – не могли найти, а танкисты говорят: “Там есть, должны быть (немецкие танки – В.Б.)” – у них радиоперехват есть. И вот я на 3-м вылете полетел и действительно нашел возле леса смотрю: (танк – В.Б.) разворачивался и осталась колея. Я пронесся: немцы не стреляли – просто не хотели наверно себя выдавать. Но мне уже было все видно. Я пошел и снизился, а свои начали стрелять, меня подбили, мотор остановился. Я сел. Со звездой золотой, с орденами полностью вылез. Ребята меня окружили и начали дергать”…

БАРДОВ: “Словом все было так, как и снято в фильме”?!

ПОПКОВ: “Да. Пистолет я… Говорил: “Не подходи, пристрелю”!
Они говорят: “О, сволочь, какой! А как хорошо по русски говорит и еще с золотой звездой”!
А машина-то: кресты и свастика! Потом я одному врезал по зубам как следует: они меня ударили - я не мог им объяснить… Они говорят: “Не, наверно русский”!
Ну проверка на этом не кончилась: командир б-на, майор, принес спирту, разлил. Мы с ним хватили. Он мне говорит: “Давай, разбавь”! Я говорю: “Не-а – по гвардейски”! Потом, усы погладил… А он смотрит: што такое?! Наливает вторую. Давай вторую! (Ну я и вторую выпил – В.Б.). Ну, тут они меня признали за своего и я СЛ бросил и домой поехал. Тогда ведь были законные 100 г. И я не скажу, что тогда все это употребили… Потом, некоторые вообще не пили. А я пришел – тоже.
А под Москвой в декабре 1941 г. первый раз при мне командир эскадрильи хватил спиртяги, а я был так сказать ненужным свидетелем и он говорит: “А ну налей ему”!
Они мне налили. Я (тогда – В.Б.) не летал и никогда водки не пил, а вина может быть если когда и выпил – не знаю, по крайней мере, отец не давал, а с ребятами моды небыло пьянствовать и пить вино. Ну и тут когда первый раз я выпил спирта в 1941 году – он стал между желудком и горлом, где-то по средине и я боялся отрыгнуть, потому што обожгешь внутренности. И проглотить не мог… Вобщем я там со всех машин съел снег, который насыпался – чистый был, но все равно потом долго этот эффект проходил. Ну, больше я его не пил, а вот здесь я продемонстрировал им – я уже был командир эскадрильи – не “желторотым” и они мне в знак уважения выделили лошадь. У командира батальона было 2 лошади: на одной он ездил, а на другой – ординарец. Легковых машин им не давали. На этой лошади я и приехал и сказал тогда…”

БАРДОВ: “А механик у Вас действительно был такой как в фильме”?

ПОПКОВ: “Да – Федя Скоробкин. И я ему тогда сказал: “Федя, Махнул не глядя”! Он был в возрасте – пожилой, крестил перед вылетом”.

БАРДОВ: “И это тоже правда”?

ПОПКОВ: “Да. И еще там на этом Мессере была нарисована морда и он соломой…”

БАРДОВ: “И это правда”?

ПОПКОВ: “Да – один к одному”.

БАРДОВ: “А вот по фильму у Вас любимая поговорка была: “Слабак”!

ПОПКОВ: “Да, и не только это. Т.к. я там в самодеятельностью руководил в полку – всегда говорил: “Все в мире приходящее, одно искусство – вечно”! Ну и вот это понравилось Быкову и он это в фильм воткнул. Но только я был сержантом, а он говорит: “Какой сержант – небыло сержантов у нас…” (пилотов-истребителей – В.Б.). Он меня обозвал лейтенантом. А так как когда мне делать было нечево – я ходил дежурным по аэродрому, то звали “Кузнечик”, потому что я ходил и ловил кузнечиков. А вторая неточность была в том, что у меня отец шофер был простой, а там написали – профессор, но я понимаю, почему он”…

БАРДОВ: “Хотели подчеркнуть, как из интеллигентного парня, прошедшего школу войны, получился настоящий мужчина…”

ПОПКОВ: “Да – интеллигентный парень… Это – начало карьеры, а потом уже идет “Маэстро”. И вот мои друзья-истребители на 80-летие мне подарили: “Любимому “Маэстро” от летчиков-истребителей”. В бою я:
- хорошо соображал,
- очень хорошо видел,
- ориентировался,
- техника пилотирования у меня была отличная, хотя до этого меня уже 2 раза сбивали. Первый раз я горел под Москвой”…

БАРДОВ: “А причина сбития”?

ПОПКОВ: “В воздушном бою надо видеть не только цель, а и все воздушное пространство. Если человек видит – его никогда не собьют. А так – меня даже предупредил командир эскадрильи Вася Ефремов (умер под Москвой в декабре 2002 г. – В.Б.): “Виталий, смотри”! А они – пара, которую я атаковал – разошлись: один пошел вправо, а один – влево. Я пошел за левым, а это оказалась приманка. А потом я почувствовал, что на меня кто-то смотрит. Когда обернулся:
- изнутри круга на меня заходит Мессершмитт,
- медленно вращается винт…
Я прикинул: упреждение у нево точное и у нево до меня 50 м, но я сделал…
Аналогичный случай у меня был с командиром эскадрильи и я вспомнил рекомендацию и выполнил: машину бросил в беспорядочное падение. Он саданул очередь. Она прошла буквально перед носом. Из кабины (меня) вытягивает, выбрасывает”…

БАРДОВ: “А оно не могло закончиться штопором – беспорядочное падение”?

ПОПКОВ: “Нет".

КОНЕЦ КАССЕТЫ.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.