От Жуков Андрей Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 18.09.2008 09:57:52 Найти в дереве
Рубрики Части и соединения; Версия для печати

899 гв.шап

Здравствуйте

Хотя на этом Форуме и авиацию не обсуждают, но эта часть ведет историю от Императорской Армии еще.
И вообще когда Русскую Императорскую Армию в 1918 году большевики демобилизовали, то авиаотряды по личному указанию В.И. Ленина не демобилизовывали. Другое дело, что некоторые из них сами рассыпались, но некоторые вошли в РККА.
Например эскадра Илья Муромец еще.
Ну да ладно. Выкладываю текст по истории полка.

899-й гвардейский штурмовой авиационный Оршанский
дважды Краснознаменный ордена Суворова
полк имени Ф.Э. Дзержинского

Ведет свою историю от сформированного 18 июня 1914 года в городе Лида 3-го корпусного авиационного отряда. На вооружении отряда были иностранные аэропланы «Ньюпор».
В составе отряда были штабс-капитан И.И. Саатчи-Санатчи и лётчик поручик Ветчинкин.
3-й корпусной авиационный отряд входил в состав 4-й авиационной роты, сформированной в начале 1914 года.
31 июля 1914 года рапортом командира 4-й авиационной роты от 11 ноября 1914 года № 694 3-й корпусной авиационный отряд был отправлен в распоряжение штаба 1-й армии в Олиту.
В составе отряда было 5 офицеров, 1 солдат, 5 самолётов «Ньюпор IV».
В марте 1917 года была сформирована 2-я боевая истребительная авиационная группа под командованием Е.Н. Крутеня, ученика П.Н. Нестерова.
В состав группы вошли 3-й, 7-й и 8-й корпусные авиационные отряды.
Группа действовала на галицийском участке Юго-Западного фронта.

В октябре 1917 года 3-й корпусной авиаотряд переходит на сторону советской власти и участвует в гражданской войне.
В 1918 году ядро воздушной обороны Москвы составили 3-й корпусной авиаотряд 2-й истребительной авиагруппы, прибывший в Москву с Юго-Западного фронта, под командованием поручика А.В. Барковского и 4-я авиационная группа в составе пяти авиаотрядов (5, 11, 13, 14 и 15-го), передислоцировавшихся с Северного фронта, во главе с А.И. Кульвинским. На вооружении находилось 35 самолётов типа «Ньюпор», «Спад», «Фарман».
Местом базирования отрядов было Ходынское поле.

С 1918 года на Восточном фронте принимал участие в боях. С октября 1919 года по апрель 1920-го отряд в составе 1-й Конной армии громил Деникина и Врангеля. А с апреля по октябрь 1920 года II авиадивизион (именно так стал называться отряд) на Юго-Западном фронте вел боевые действия против бандформирований и белополяков.

В январе 1919 году 2-я авиационная группа была переименована во 2-й авиационный дивизион истребителей.
В состав дивизиона вошли:
4-й авиационный отряд истребителей (бывший 3-й корпусной авиационный отряд);
5-й авиационный отряд истребителей (бывший 7-й корпусной авиационный отряд);
6-й авиационный отряд истребителей (бывший 8-й корпусной авиационный отряд).
Во время гражданской войны дивизион воевал на Южном и Юго-Западном фронтах, вел бои в небе над Украиной, Перекопом, воевал под Тулой, Орлом, Брянском и Казанью.

24 июня 1919 года авиасилы в Царицыне пополнились прибывшим из Моршанска 4-м истребительным отрядом. В нём насчитывалось четыре самолёта (три «Ньюпора-23» и «Сопвич») и четверо лётчиков: Федоров, временно исполнявший обязанности командира, Екатов, Загудаев и Садовский. Командиром отряда формально числился военлет А.В. Барковский, который еще 15 апреля уехал в отпуск, и с тех пор о нем ничего не было известно. 16 июля, так и не выяснив, в чем дело, Барковского исключили из списков Красного Воздушного флота. В 1920 году его следы отыскались в Крыму, где Барковский поступил на службу к белогвардейцам. Его зачислили пилотом в 3-й авиаотряд армии Врангеля.

29 июня 1919 года, в связи с угрозой захвата противником, 4-й истребительный отряд получил приказ срочно эвакуироваться в село Безродное, а затем – в поселок Слободка под Камышином.

В сентябре 1919 года для защиты Волжской флотилии в Дубовку было послано сводное боевое отделение авиации 10-й армии в составе 4-го истребительного отряда, трех «Ньюпоров» из 2-го истребительного отряда и двух «Сопвичей» из 7-го и 40-го разведотрядов под общим командованием военлета Федорова. В 4-м истребительном отряде к тому времени насчитывалось пять самолётов: два «Ньюпора», два «Спада» и невооруженный «Сопвич Бомбер», использовавшийся только для связи.

В мае 1920 года на Южный фронт прибыл 2-й истребительный дивизион под командованием И.К. Спатареля в составе 5-го и 6-го отрядов. В этих отрядах насчитывалось 10 боеспособных машин, в основном «Ньюпоров» и «Спадов».

В 1921 году эскадрилья (дивизион) вошла в состав 1-й отдельной воздушной эскадры, а после ликвидации управления эскадры стала отдельной с непосредственным подчинением окружному управлению Воздушного Флота (МВО). Командирами эскадрильи были известные летчики И.А. Буоб, Н.Н. Васильченко, А.Д. Ширинкин.

В 1922 году 2-й дивизион стал называться Отдельной истребительной авиационной эскадрильей.
7 мая 1922 года личный состав дивизиона был приведен к присяге председателем ВЦИК Михаилом Ивановичем Калининым.

К середине 1923 года в состав Воздухофлота МВО входили:
2-я отдельная истребительная эскадрилья;
1-я отдельная разведывательная эскадрилья;
7-й авиаотряд;
14-й авиаотряд;
1-й артвоздухоотряд;
3-й артвоздухоотряд;
1-я подвижная авиабаза.

Приказом Реввоенсовета СССР №719 от 3 июля 1925 года (по другим данным 14 мая 1925 года) отдельной истребительной авиационной эскадрилье было присвоено имя Ф.Э. Дзержинского.
В декабре 1926 года эскадрилья была переименована в 7-ю отдельную авиационную эскадрилью.
В ноябре 1926 года в Москве на Центральном аэродроме было сформировано одно из первых тактических авиационных соединений Красной Армии – 10-я авиационная бригада.
В состав бригады вошли:
7-я авиационная эскадрилья имени Ф.Э. Дзержинского;
30-я авиационная эскадрилья «Красная Москва»;
20-й авиационный отряд;
82-й авиационный отряд (вошел в состав несколько позднее);
25-й авиационный парк.

В 1929 году 7-я авиационная эскадрилья имени Ф.Э. Дзержинского была передана из состава Московского военного округа в другой военный округ.

25 мая 1935 года эскадрилья была переименована в 106-ю истребительную авиационную эскадрилью.
28 апреля 1938 года приказом командующего ВВС КА 106-я эскадрилья была преобразована в 15-й истребительный авиационный полк имени Ф.Э. Дзержинского.
Наиболее опытные Летчики полка участвовали в боях в Испании и в районе реки Халхин-Гол.
Осенью 1939 года полк в 4-х эскадрильном составе участвовал в «освободительном походе».
С 20 января по 15 февраля 1940 года 1-я и 3-я аэ во главе с командиром полка находились в Ленинграде, где получили 64 новых истребителя И-153.
28 февраля 1940 года полк приступил к боевым действиям против Финляндии.
В июне 1941 года полк входил в состав 8-й смешанной авиационной дивизии ВВС Прибалтийского Особого военного округа.
К 22 июня 1941 года полк имел на вооружении 82 самолета И-153, И-15бис (в том числе 6 неисправных), а также 62 МиГ-3 (в том числе 5 неисправных), еще не освоенных летчиками.
Перед началом войны полк базировался на аэродромах Алитус близ Ковно (Каунас), Поцунай, Венчай.
К вечеру 22 июня 1941 года самолеты полка находились на аэродроме Митавы. Здесь противник уничтожил 40 МиГ-3.
12 июля 1941 года после напряженных боев полк был выведен в тыл, в 1-ю ВШШ (г. Рязань), на переформирование, которое закончилось в середине августа. Полк был 3-эскадрильным.
С 15 августа по 16 декабря 1941 года полк в составе 8-й авиационной дивизии, в оперативном подчинении 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО участвовал в обороне Ленинграда.
За период боевых действий под Ленинградом полк произвел 2080 боевых вылетов. Из них: 182 на штурмовку наземных войск противника; 68 - штурмовка аэродромов противника; 444 - сопровождение бомбардировщиков и транспортных самолетов; 1612 - прикрытие своих войск и другие задания. За этот период проведено 437 воздушных боев, в результате которых сбито 78 самолетов противника и уничтожено на земле - 17. Свои потери составили 83 самолета, погибло 39 летчиков и 3 техника.
20.12.41 г. полк направлен в 1-й запасный истребительный авиационный полк в Чебоксары для получения самолетов и доукомплектования личным составом. Получил 21 ЛаГГ-3. После переучивания на новом типе самолета, в двухэскадрильном составе полк в июне 1942 г. прибыл в распоряжение 226-й смешанной авиационной дивизии 2-й воздушной армии.
С 04.06 по 06.07.42 г. полк вел боевые действия на Воронежском фронте, а с 07.07.42 г. - на Брянском.
С 04.09.42 по 23.10.42 г. воевал в составе 287-й истребительной авиационной дивизии на Сталинградском фронте. В этот период действовал с аэродрома средняя Ахтуба. На вооружении имел 20 Ла-5 и несколько ЛаГГ-3.
К 24.09.42 г. в результате тяжелых боев в полку не осталось самолетов. Часть летчиков погибла, другие находились в госпиталях после ранений. Весь оставшийся личный состав направлен в район одного из колхозов северо-восточнее Сталинграда для пополнения летчиками и самолетами. Полк снова получил ЛаГГ-3.
15.10.42 г. перебазировался в район станции Сайхин, южнее озера Эльтон. Здесь молодые летчики тренировались и охраняли железную дорогу в пределах станций Эльтон-Сайхин-Баскунчак.
С 24.10 до 26.12.42 г. действовал на Сталинградском фронте с аэродрома Столяров в составе 226-й штурмовой авиационной дивизии, осуществлял прикрытие штурмовиков. В начале ноября полк лишился значительного количества самолетов. И снова командир полка с группой из десяти летчиков убыл за самолетами. К активным действиям приступил с 19.11.42 г.
С 04.09.42 по 26.12.42 г. летчики полка одержали 26 побед, большую часть из них - на Ла-5.
В конце декабря 1942 г. штаб и технический состав полка направлен в Новосибирск в распоряжение 20-го запасного авиационного полка. Здесь в состав полка влились летчики одной эскадрильи 5-го истребительного авиационного полка, а Башкирские колхозники вручили летчикам полка 32 новых самолета Як-7б.
С февраля 1943 года и до конца войны полк действовал в составе 278-й истребительной авиационной дивизии.
С 16.04 по 22.06.43 г. в боях на Кубани полком произведено 700 боевых вылетов с налетом 639 часов, проведено 215 воздушных боев, сбито 69 самолетов противника.
22.06.43 г. полк закончил боевые действия на Северо-Кавказском фронте и убыл в село Избердей Шехманского района Тамбовской области на пополнение.
С июля 1943 г. полк участвовал в боях на Курской Дуге на самолетах Як-9.
Весной 1944 г. полк участвовал в боях за освобождение Крыма.
22.06.44 г. полк в составе 41 экипажа на самолетах Як-1 прибыл в село Заольша Витебской области и вел боевые действия на Оршанском направлении.
Приказом ВГК № 0182 от 6 июля 1944 года за отличия в боях за овладение городом и оперативно важным железнодорожным узлом Орша полку присвоено почетное наименование Оршанский.
В боях за освобождение Белоруссии и Литвы летчики полка сделали 1116 боевых вылетов, провели 176 воздушных боев, сбили 39 самолетов противника. Своих потерь не было.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.07.44 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом Вильно и проявленные при этом доблесть и мужество полк награжден орденом Красного Знамени.
За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции, полк был награжден орденом Суворова III степени.
В конце войны полк входил в состав 278-й истребительной авиационной Сибирско-Сталинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии 3-го истребительного авиационного Никопольского орденов Суворова и Кутузова корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта.
В годы Великой Отечественной войны лётчики полка совершили более 10.000 боевых вылетов, сбили 580 самолётов противника.

С 1945 по 1953 год полк дислоцировался в Германии и входил в состав ГСВГ.
Директивой Генерального штаба от 10 января 1949 года 15-й истребительный авиационный полк 20 февраля 1949 года был переименован в 899-й истребительный авиационный Оршанский Краснознаменный ордена Суворова полк имени Ф.Э. Дзержинского.
В 1953 году полк был выведен в Прибалтику.
Полк дислоцировался на аэродроме Румбула под Ригой. Полк входил в состав 30-й воздушной армии.
Аэропорт «Рига-Румбула» (был еще аэропорт «Рига-Спилве») делил полосу с МиГ-19 899 иап. В 1975 году аэропорт «РИГА» перебазировался на аэродром Скулте и стал делить полосу с Ил-28 и Ил-38, которые там были к тому времени, 1975-80 гг и далее.
В конце 1955 года 15-й истребительный авиационный Оршанский полк имени Ф.Э. Дзержинского приступил к освоению сверхзвукового истребителя МиГ-19. Первым самолет начал осваивать руководящий состав дивизии и полка.
До 1960 года три МиГ-19 из полка были переданы в Рижское военное авиационно-техническое училище связи, которое в 1967 году стало РВВАИУ им. Якова Алксниса. Тогда перед входом этого училища был установлен памятник МиГ-19, который простоял там до 1990-х годов.
В 1960-х годах в Румбуле был Рижский аэропорт. Полк переучился на МиГ-21.
В 1980 году полк был передислоцирован в Лиелварде под Ригой. Полк переучился с МиГ-21бис на МиГ-21смт. В 1983 году полк переучился на МиГ-23.
К 1989 году 899-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков входил в состав 39-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков 15-й воздушной армии Прибалтийского военного округа и дислоцировался в городе Лиелварде. Также в состав этой дивизии входил 372-й апиб в г. Даугавпилс. Вся дивизия была на МиГ-27.
С 1 июля 1993 года полк дислоцируется в городе Бутурлиновка Воронежской области (242 км юго-восточнее Воронежа). Ранее здесь базировался 186-й учебный авиационный полк Борисоглебского ВВАУЛ (186-й инструкторский штурмовой авиационный полк 1080-го центра боевого применения и переучивания летного состава).

В 1998 году был расформирован 20-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк (20-й гв.апиб, 20-й гв.иап, до 04.04.1942 147 иап). 20-й гв.апиб дислоцировался в ГСВГ на аэродроме Гросс-Дёльн (Темплин). На заключительном этапе войны 20-м гв.иап командовал П.С. Кутахов.
К почетному наименованию 899-го шап добавилось наименование гвардейский и дважды Краснознаменный.

История 20-го гвардейского бомбардировочного Краснознаменного полка
В 1939 году был сформирован 147-й истребительный авиационный полк.
Полк принимал участие в Зимней войне против Финляндии.
Входил в состав 1-й смешанной авиационной дивизии.
Перед началом войны полк базировался на Крайнем Севере в Мурмаши, Шангуй, Африканде для обороны Мурманска и Архангельска.
К 22.06.41 г. имел на вооружении 53 самолета И-153 (в том числе 2 неисправных).
12.07.41 г. полк получил самолеты МиГ-3, которые использовал до весны 1942 г. В середине июля 1941 г. в составе полка числились четыре МиГ-3, предназначавшиеся для перехвата бомбардировщиков противника. К концу месяца поступило 17 МиГ-3 и шесть летчиков, освоивших машины.
В январе 1942 г. на вооружение поступили самолеты P-40 "Томахаук".
Преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР No. 102 от 04.04.42 г. в 20-й гв. иап.
На вооружении имел самолеты "Томахаук", а также несколько "Харрикейнов" и "Киттихауков".
В 1943 г. (или в феврале 1944 г. [3]) полк был перевооружен на P-39 "Аэрокобра", на которых пролетал до конца войны.
С 24.08.43 г. входил в состав 1-й гвардейской смешанной авиационной дивизии.
Летом 1945 г. полк был перевооружен самолетами Як-9 и переведен на Дальний Восток для участия в боях против японских войск в Манчжурии в составе 1-го Дальневосточного фронта.
В 1970 году 20-й гв.апиб входил в состав 125-й авиационной Краснознаменной дивизии истребителей-бомбардировщиков 71-го истребительного авиационного корпуса ГСВГ.
После вывода из ЗГВ 20-й гв.бап дислоцировался в поселке Каменка Пензенской области и входил в состав 105-й сад 16-й ВА.
В 1998 году 20-й гв.бап был расформирован.

В июле 1993 года на подкрепление войск, действовавших в Таджикистане, был срочно переброшен 186-й инструкторский штурмовой авиационный полк из Борисоглебского ВВАУЛ, вооруженный самолётами Су-25 (командир полковник А.В. Головин). Ранее этот полк прикрывал российские войска в зоне грузино-абхазского конфликта. Прибыл он на аэродром Кокайды 24 июля и сразу же включился в активную боевую работу. В первые дни пилоты совершали по нескольку боевых вылетов, сбрасывая до 80 тонн бомб в день. Решительные действия штурмовиков переломили ход событий и позволили пограничникам и мотострелкам прочно закрепиться на занимаемых рубежах.
На вооружении полка самолеты Су-25.
Полком командует гвардии полковник В. Бондарев.


Думаю интересно будет выложить

С уважением, Жуков А.Е.