От Вадим Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 05.02.2009 19:58:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

О Тухачевском и минометах......

Ознакомился с жесткой дискуссией Е.Дрига и А.Андреева в которой реч шла, в частности, о роли Красного Бонапарта в разработке минометов РККА в предвоенный период и вот что нашел.

Из воспоминаний генерала РККА......
......................................
Как-то меня неожиданно вызвали в Москву, в Главное управление кадров РККА. Принял Е. А. Щаденко. Ефима Афанасьевича я встречал еще на фронтах гражданской войны. Когда я учился в академии, он был ее комиссаром. Теперь он ведал кадрами Советской Армии. Встретил меня как старого знакомого. Ефим Афанасьевич обладал хорошей памятью, запоминал людей, хорошо их знал. Несмотря на внешнюю грубоватость, это был добрый и чуткий человек. )))
Расспросив о службе, он тоном, не допускающим возражений, заявил: [115]
— Зачисляешься в Особую группу, которая будет выполнять специальное задание правительства.
В группу были собраны командиры из разных видов и родов войск. Всего двадцать один человек. Возглавлял группу комдив А. К. Окулич, бывший командир 4-й дивизии.
Артиллеристов было трое: А. Ф. Громотович, М. Я. Лев и я. Все мы в один год окончили Академию имени М. В. Фрунзе, подружились еще там, это значительно облегчило работу. ..............
....................................
Он остался прежним, скромным и душевным. Беседа с ним придала нам уверенности.
Задачу перед нами поставили сложную: испытать различные образцы минометов и боеприпасов к ним, разработать методы их использования.
С нами беседовали конструкторы оружия, инженеры заводов, представители Главного артиллерийского управления. Они знакомили с назначением и боевыми возможностями оружия, рассказывали, с какими трудностями оно создавалось. [116]
В те годы в нашей армии минометы недооценивались. Считали, что оружие это и слабое, и неудобное, и точность стрельбы из него невелика.
И вот на полигоне перед нами крупнокалиберный миномет. По сравнению с гаубицей такого калибра он дешевле в восемь с половиной раз. В несколько раз легче. И боеприпасы к нему более просты. Начинаем стрелять. Точность не уступает стрельбе из орудия. Правда, дальнобойность меньше. Но зато мина, летящая по крутой траектории, накроет врага за любым укрытием.
Производим бесчисленные расчеты. Ищем лучший способ перевозки, установки на боевой позиции, изготовления к бою. Подсчитываем, сколько людей должно быть в орудийной прислуге. Потом приступаем к подготовке таблиц и правил стрельбы, к разработке боевых инструкций.
Полтора десятка лет я пользовался таблицами для стрельбы — без них артиллеристу не обойтись. Но только теперь понял, какого труда стоит их составить. С утра до ночи сидим за математическими расчетами. Здесь главенствует Михаил Яковлевич Лев — у него теоретическая подготовка выше, чем у нас с Громотовичем. (М. Я. Лев после стал генералом, командовал артиллерией корпуса, после войны преподавал в академии.) Раньше мы ворчали, зачем нас заставляли изучать сопротивление материалов, физику, химию, внутреннюю баллистику. Теперь нам пришлось применять эти премудрости на практике. Мы воочию убедились, что оружие рождается в результате титанических усилий науки и техники, является итогом неутомимых поисков не только конструкторов, но и специалистов самых разных профилей — от математиков до технологов.
На нашу долю выпала лишь незначительная часть этого огромного труда — разработка вопросов применения уже готовых систем.
Большую часть времени мы проводили на полигонах и полях учений. Проводили стрельбы — одиночные, взводные, батарейные, дивизионные, групповые. Расход боеприпасов нам не ограничивали. Бывало, стреляли из миномета почти до полного износа ствола (это необходимо для определения режима огня, в частности, для практического вывода, какое количество выстрелов можно назначать при выполнении команды «Беглый огонь»). [117]
Разработанные нами документы передавались в ГАУ. Они легли в основу инструкций и наставлений, которыми позже стали пользоваться все минометчики.
Дело было интересное и увлекательное. Работали мы страшно много, но не тяготились этим.
Беспокоило нас другое. Почему-то минометам в то время не придавали особого значения. Все наши доводы, что это оружие весьма эффективное, что оно должно стать составной частью артиллерии, не находили нужной поддержки.
Возможно, именно потому к началу войны у нас было явно недостаточно минометов. Но уже первые бои с гитлеровцами показали огромное значение этого оружия. Минометы и боеприпасы к ним стали выпускаться во все возрастающих количествах. Наша промышленность, несмотря на трудности военного времени, с успехом справилась с этой задачей.
На фронте мы широко использовали это оружие. Оно было незаменимым при поддержке наступающей пехоты. Ротные и батальонные минометы оказывались там, куда мы не могли протащить самую легкую нашу пушку. Стали создаваться специальные минометные подразделения и части.
Мы, конечно, не справились бы с заданием, если бы нам не помогали командиры тех частей, которые принимали участие в испытаниях минометов. Они первыми оценили эффективность этого оружия и делали все, чтобы довести его до совершенства. Ни один свой вывод мы не докладывали командованию, пока не обсуждали вопрос с командирами частей и подразделений.
Наконец работа закончена. За успешное выполнение задания многие товарищи из нашей Особой группы были награждены. Я получил орден Красного Знамени.........
.........................................................................
Е.А.Щаденко в должности Нач управления кадров РККА с ноября 1937 года так что к разработке передовых образцов минометов отношения иметь никак не мог!
Если кому то интересно)
С Уважением ,Вадим.