От ZaReznik
К ZaReznik
Дата 15.10.2003 17:29:41
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.;

to Rammstein [последний бой Р.Мюллера 19.IV.43] - окончание

-- миттельшпиль и эндшпиль --

~12:27..12:30 начинается «центральный бой» этого дня, причем его описание по докладам летчиков выглядит крайне запутанным – я попытался увязать их в одну более-менее стройную картинку.
«расстановка сил» непосредственно перед началом свалки:
- у земли 4 «Харрикейна» [вед.Назаров] непосредственно над аэродромом Ваенга, а также 2 Р-39 [вед.Климов], ск.вс. преследующие тройку Bf-109.
- 6 Р-39 [вед.Сорокин] «размазаны» по высотам и продолжают набирать высоту:
- пара Романова на ~5500 м;
- пара Бокия на ~6500 м;
- пара Сорокина на ~7000..7500 м;
- 2 Р-39 [вед.Сгибнев], которые, судя по всему, и нашими, и немцами опознаны, как пара Bf-109, на высоте ~8000 м приближаются к 6 Bf-109G [6./JG 5].
- в воздухе также должны находиться поднятые ранее самолеты из 769 ИАП ПВО – за вычетом сбитых и поврежденных самолетов – 2 «Харрикейна» и 3 Р-40, ну или как минимум, один «Харрикейн» [Дыгало], а также группа Р-39 [2 ГвИАП ВВС СФ; вед.Коваленко]. Однако точно определить, где находились самолеты этих групп для меня не представляется возможным.
---------
моя реконструкция «главного боя»:
Бой начали немцы, причем атаковали одновременно как 6 Bf-109G [6./JG 5], так и несколько FW-190, уже сбросивших свои бомбы.
2 FW-190 (с высоты ~6000 м) атаковали находившуюся ниже пару Романова (~5500 м). Им на выручку бросилась пара Бокий–Титов: Бокий вышел в хвост и с 200 м открыл огонь по ведущему немецкой пары. Один FW-190 пошел вниз, а другой – вверх на солнце. В этом месте есть путаница: то ли ведущий ушел вниз, а ведомый – вверх, то ли ведомый – вниз, а ведущий – вверх, но в любом случае Бокий стал преследовать снижающийся самолет и на высоте ~1500 м подбивает немца – по докладу летчика, этот FW-190 взорвался в воздухе над южной частью озера Черногубское, причем это подтвердили 72 и 542 батареи 190 зенитного артполка. Однако через 4 дня доклад был уточнен и взорвавшийся в воздухе FW-190 превратился в подбитый Bf-109G (!!!), который совершил вынужденную посадку в районе Ваенговского озера, а его пилот обер-фельдфебель Мюллер был взят в плен.
---------
Титов, ведомый Бокия, доложил, что атаковал и сбил выскочивший из облака Bf-109G – самолет упал в 9 км юго-восточнее озера Черногубское, что подтвердили 72 и 542 батареи 190 зенитного артполка, а также пост ВНОС Рог-Озера. Фактически, ведомый бросил своего ведущего. Погнавшись за самолетом противника, однако его «жертвой», по-моему, стала уже сбитая «Кобра» Юдина.
---------
6 «полярных охотников» навалились на 4 Р-39 [вед.Сорокин]. Однако пара Бокий–Титов ушла вниз, оставив своего командира в крайне сложном положении, но немцев, в свою очередь, неожиданно атаковала пара Сгибнев–Юдин –> Сорокин сумел выйти из-под атаки резким разворотом, а Сгибнев заявил, что после своей атаки сверху сбил Bf-109G – самолет упал в 5 км юго-восточнее озера Черногубское, что подтвердили 72 и 542 батареи 190 зенитного артполка и пост ВНОС Рог-Озера. Однако Сгибнев не следил за своим хвостом, когда Т.Вайсенбергер сбил Р-39 Юдина (летчик выпрыгнул с парашютом, однако трагически погиб – при приземлении он накололся на сосну; его тело обнаружила одна из поисковых групп с базы подготовки диверсантов).
---------
Сорокин сумел занять выгодное положение и атаковать пару Bf-109G (опять путаница, ведомый вверх, ведущий вниз; ведомый вверх, ведущий вниз; короче, пара немцев разделилась еще до атаки). В любом случае, Сорокин догнал пикирующий Bf-109G и сбил его 2 очередями – падение Bf-109G в 2 км южнее озера Мал-Явр подтверждают все (!!!) наши летчики, участвовавшие в бою. Интересная деталь, все (!!!) летчики из 6./JG 5 видели, как тяжело поврежденный самолет Мюллера устремился к земле в крутой спирали, а также как Мюллеру удалось выровнять его у самой земли и совершить вынужденную посадку в 3 км восточнее Мурманска.
---------
По другим данным, Сорокин сбил 2 Bf-109G, его самого подбили, а «обидчика» уже сбил Сгибнев.
---------
Горышный, ведомый Сорокина, также заявил одну победу, однако обстоятельства этой победы неизвестны; в сводке от 19.IV.43 он даже не упомянут, хотя в своих мемуарах Сорокин писал, что Мюллера сбил то ли Бокий, то ли Горышный.
---------
Тем временем Сгибнев остатками боекомплекта пытается добить (т.е. сбил его кто-то другой, Мюллер вроде бы сказал, что «Харрикейн», хотя лично у меня есть сомнения в качестве перевода) тяжело поврежденный Bf-109G – это “неджентельменство” весьма возмутило Мюллера. Немец совершил вынужденную посадку в районе Ваенгского озера // в 8 км от озера Мальярви // Малиярви (см. доклад Сорокина) // недалеко от озера Большое (там находилась зимняя тренировочная база диверсантов). Добить немца не удалось, т.к. кончился боекомплект, да и горючее подходило к концу, поэтому Сгибнев по радио приказал подготовить У-2 (по др. приказ отдал генерал Андреев – командующий ВВС СФ).

И, по-моему, вот в этот промежуток времени Дыгало и видел, как немецкий летчик уходит на лыжах (может быть, как раз именно поэтому Мюллер этот “Харрикейн” имел в виду, как «фатальный для себя»?).

На У-2 в район посадки отправились Сгибнев и техник Соболевский. Обнаружили Bf-109G-2 с табличкой «Muller» на парашюте и начали погоню. Разведчики с собакой нашли «эксперта» в 25 км от посадки. Не совсем понятно, как же участвовал в погоне Сгибнев: лично или же летал на У-2 вдоль той же лыжни.

От ZaReznik
К ZaReznik (15.10.2003 17:29:41)
Дата 15.10.2003 17:31:21

to Rammstein [последний бой Р.Мюллера 19.IV.43] - послесловие

-- послесловие --

по Ларинцеву/Супруну немцы за 19.IV.43 не подтверждают ни одной безвозвратной потери FW-190A, но подтверждают потерю 3 Bf-109 (в разных источниках путаница с номерами):
- Bf-109G-2 (“желтые 3”; WNr.13904 или 14810) был сбит. Пилот Р.Мюллер попал в плен;
- Bf-109G-2 (WNr.13904) из II/JG 5 по невыясненным причинам был потерян в районе Лаксефьорде. Летчик выпрыгнул с парашютом;
- Bf-109F-4 (WNr.13344) из III/JG 5 разбился на посадке, однако это произошло на аэродроме Алакурти – в ~250 км от описанного боя, хотя я не исключаю того, что и этот Bf-109 участвовал в описанных выше событиях.
Данными о поврежденных Bf-109 и FW-190 за 19.IV.43 я не располагаю, возможно, еще 1..2 безвозвратно потерянных самолета были спрятаны в отчетах «чисто по-бухгалтерски».

А вот ПВО и ВВС СФ претендуют в сумме аж на 16 побед:
- 769 ИАП ПВО заявил о 2 Bf-109 при потере 2 «Харрикейнов» (+ повреждены 1 «Харрикейн» и 1 Р-40);
- группа Коваленко заявила аж 7 FW-190, про собственные потери данных нет, и кстати про состав группы данных также нет. Заявка выглядит явно завышенной, но похоже, что все победы все-таки засчитали – как-никак ведущий группы ГСС (и DFC), гвардии майор, вместе с Сафоновым воевал…
- в «главном бою» пилоты 2 ГвИАП претендуют на 5 Bf-109 (вначале было 4 Bf-109 и 1 FW-190) при потере 1 Р-39 (+ поврежден 1 Р-39) в бою и 1 «Харрикейн» на земле.
- еще на 2 победы 19.IV.43 претендуют пилоты 20 ИАП ВВС СФ. 2 Як-1 (мл.лейт-т Шевченко; лейт-т Турганов) в районе озера Нял-Явр (данными о том, когда прошел бой, я не располагаю) провели бой с парой Bf-109: Шевченко заявил победу над Bf-109, а Турганов – над FW-190 (!!!).

От Rammstein
К ZaReznik (15.10.2003 17:31:21)
Дата 15.10.2003 20:20:36

Re: Спасибо, очень интересно (+)

Еще раз спасибо, очень подробно все разобрано.

Приведу еще раз данные по потерям немцев 19.04.43, которые я смог найти:

1) Ofw. Rudolf Müller POW, 6./J.G.5, Bf 109G-2 (14810) – сбит 6 км юго-восточнее Maljavr;
2) Bf 109G-2 (13904), II./J.G.5 – 100 % потерян в р-не Laksefjord, пилот действительно выпрыгнул с парашютом;
3) Bf 109F-4 (13344), II./J.G.5 – 65% повреждения при аварии на взлете, а/б Alakurtti, пилот не пострадал;
4) Bf 109F-4 (7606), III./J.G.5 – 20% повреждения при аварии на взлете, а/б Petsamo, пилот не пострадал;
5) Bf 109F-4 (7439), III./J.G.5 – 70% повреждения при аварии на взлете, а/б Petsamo, пилот не пострадал;
6) Bf 109F-4 (7092), III./J.G.5 – 20% повреждения при аварии на взлете, а/б Petsamo, пилот не пострадал;
7) Bf 109F-4 (8659), III./J.G.5 – 55% повреждения при аварии на взлете, а/б Petsamo, пилот не пострадал;
8) Bf 109F-4 (7632), III./J.G.5 – 15% повреждения при аварии на взлете, а/б Petsamo, пилот не пострадал.

Все самолеты потеряны при выполнении (при попытке выполнения) боевого задания.

По др. Данным, с сайта «Люфтваффе за полярной звездой» № 2-й потерян в р-не Кунгсфьорда и мог быть сбит кап. Сорокиным (по инф-ции с этого же сайта Мюллера сбили Бокий со Сгибневым).

В отношении ФВ-190, могу сказать, что ближайшая к 19.4.43 потеря записана 20.4.43. В этот день по немецким документам потерян Fw 190A-3 (2268) из 14.(Jabo)/ JG 5, причина – сбит на д Мурманском, пилот фельдфебель Hammesfahr. Не исключено, что это жертва в/б 19.04.43.

Вот еще бы узнать сколько побед в тот день заявили немцы :0))

С уважением, R.

От ZaReznik
К Rammstein (15.10.2003 20:20:36)
Дата 16.10.2003 18:57:01

может Finder42 поможет?

Как говорится, чем богаты..

Спасибо за данные по потерям.

Кстати, было бы интересено, чтобы кто-то из "фанатов Заполярья" (например, Finder42) помог уточнить географию. В идеале хотелось бы изобразить схемку "развития событий" с привязкой к местности

От Finder42
К ZaReznik (16.10.2003 18:57:01)
Дата 16.10.2003 23:29:29

Re: может Finder42...

>Как говорится, чем богаты..

>Спасибо за данные по потерям.

>Кстати, было бы интересено, чтобы кто-то из "фанатов Заполярья" (например, Finder42) помог уточнить географию. В идеале хотелось бы изобразить схемку "развития событий" с привязкой к местности
К сожалению, в ЦВМА даных по ПВОшным полкам - вроде как нет. Так, что могу разве что помочь в части относящейся к ВВС СФ.

От ZaReznik
К Finder42 (16.10.2003 23:29:29)
Дата 17.10.2003 18:58:59

Re: может Finder42...

>К сожалению, в ЦВМА даных по ПВОшным полкам - вроде как нет. Так, что могу разве что помочь в части относящейся к ВВС СФ.
Заранее спасибо.
Особо интересуют два эпизода - бой группы Коваленко (2 ГвИАП) и бой пары 20 ИАП.
А более-менее подробных карт соотвествующей местности у вас нет?

От Finder42
К ZaReznik (17.10.2003 18:58:59)
Дата 20.10.2003 22:53:35

Re: может Finder42...

>Особо интересуют два эпизода - бой группы Коваленко (2 ГвИАП) и бой пары 20 ИАП.
>А более-менее подробных карт соотвествующей местности у вас нет?

Посмотрю соотв. ЖБД как только смогу. Карта у меня обычная, Мурманской области.

От Finder42
К Finder42 (20.10.2003 22:53:35)
Дата 27.10.2003 21:20:24

Добрался, наконец до архивов.

>>Особо интересуют два эпизода - бой группы Коваленко (2 ГвИАП) и бой пары 20 ИАП.
Ваше описание событий от 19.04.43 мочу лишь дополнить/подправить выписками из ЖБД 2ГКАП и 78иап ВВС СФ.
Сначала из ЖБД 2ГКАП.
9:40 К 11:00 подготовить 2 Аэрокобра и 4Харрикейн для сопровождения с-та Дуглас в р-н Ловозеро.


11:30 взлет 2 Аэрокобра и 4Харрикейн для сопровождения с-та Дуглас ведущий №01 и 12
11:58 взлет 2 Аэрокобр на смену (Прим. мое: барраж. паре аэрокобр)
12:04 взлет 4 аэрокобр – патрул. над аэродр.
12:14 посадка 2 аэрокобр
12:25 взлет 2 аэрокобр – патрул. над аэродр. Н=5000
12:50 Доклад летчиков выполнявших б.задание по отражению налета с-в пр-ка над аэр.:
Гв.к-н Сгибнев. Возвращаясь с задания по сопровождению с-та Дуглас Южнее аэр. Ваенга-2 на Н=2500-3000м. Заметил 6Ме-109 пошел в атаку строго в хвост с Д=150 и до сближения дал пушечно-пулем. очередь Ме-109 упал после атаки сходу с верху с Д=400м и до сближ. атаковал еще Ме-109 которого тоже сбил. Видел как в этом р-не падал Ме-109 и один парашютис который разбился.
Мл.лт. Бокий. Ю-В Мурманска и юж. Аэр. с Д=50м строго в хвост атаковал Ме-109 отбил у него элерон. Ме-109 произвел посадку на безымянном озере и(?) капитан Сорокин. Ю-В Мурманска между оз. Мал явр и выс 338 упал сбитый сбитый мной Ме-109 На Н=7500м с Дист. 200м при выводе с-та из пикир. атаковал его с-т с дымом и беспоряд. падением врезался в землю.
13:13 посадка 2 аэрок.
13:31 взлет 2 аэроклбр Сгибнев, Бокий – на поиски сбитых с-в пр-ка
13:43 посадка 2-х с-в взлетевших в 12:45
14:02 посадка Сгибнев, Бокий .
14:06 доклад л-ка Сгибнева о рез=ах полета. В полете обнаружено в р-не 10-12 км от аэр. Ваенга-2 на юг (траверза Кильдинстроя) лежит Ме-109 или ФВ-190 ушвит (?) развернуло на 90 град. к берегу, кабина открыта … два следа от самолета … еа восток.
В этом же р-не один с-т горит.
Ближе к Шонгуй на траверзе Ваенга-2 обломки разбитого Ме-109. Там же один … Харрикейн кверху «пузом».
На одной из … в р-не Мурманска нам показали лыжи и парашют.
14:00 Задание …

17:20 Не вернулся с б.задания л-к Юдин взлетевший в 11:30.
19:38 Вылет 2 с-та У-2 на поиск парашютиста пр-ка вед. Сгибнев.
19:43 вылет 2 Харрик. на прикрытие с-в У-2 вед. Мухин.
20:50 с-ты прикрытия У-2 посадить. Нач. ШТ. АП
21:00 посадка 2 Харрик.

Небольшой комментарий: вряд ли бы 2ГКАП так упорно посылал (дважды!) после боя по два самолета для поисков парашютиста сбитого ПВОшным полком. Как Вам кажется?

Теперь из ЖБД 78 иап.
19.04.43г.
10:15 от НШ АБ к-ру АП 4 Харрик. прикрыть с-т Дуглас до р-на оз. Чудзв-явр. Сопровождать будут еще 2 аэрокобра и 2 Пе-2.
10:55 взлет 4 Харрик. 11:14 посадка 1 Харрик. к-н Дорошин №57 вынужд. На аэр. Ваенга-2 по причине … (Мое: текст не читается). 12:11 посадка 3Харрик. Задание выполнено встреч с противником не было.
11:55 ;Харрик вед . Назаров 12:50 посадка. Задание выполнено встреч с пр-м не было.
12:55 4Харрик вед. Пилипенко 14:00 посадка. Задание выполнено встреч с пр-м не было.
15:00 4Харрик вед. Тищенко 16:25 --------//-------//-------
15:02 2Харрик. Тульский 16:08 -----------//-------//----------
15:18 Двумя с-ми Харрик разведать состояние и годность приема с-та Р-5 аэр. Ловозеро.
15:36 2Харрик вед. Дорошин 16:50 --------//--------//---------

По 20 иап сведения в ОЦВМА начинаются с 06.43г. А по ЖУССам 20 иап за апрель 43г. никаких побед нет.
С уважением,
Finder42/

От ZaReznik
К Finder42 (27.10.2003 21:20:24)
Дата 29.10.2003 12:37:27

Огромное спасибо (-)