От AR Ответить на сообщение
К assaur Ответить по почте
Дата 01.08.2011 13:20:41 Найти в дереве
Рубрики Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Re: Академик Фридляндер...

День добрый,

Наверное, скорее, это просто совпадение, но отличие в ОЗ у машин производства разных заводов, похоже, действительно имело место.

По Родионову, заводы 18 и 381 минимум до сентября 1942 года строили Илы с металлическими консолями, в то время как заводы 1 с осени 1941, а завод 30 с весны 1942 года строили Илы с деревянными консолями.

При этом с определенного момента (предп. лето 1941го), судя по фотоматериалам, именно машины завода №18 отличались характерным камуфляжем крупными пятнами "не по схеме" и тонкой белой обводкой звезд на киле, фюзеляже и нижней поверхности крыльев. На машинах остальных заводов звезды как правило без обводки (но не 100%).

Насколько это могло действительно быть заметно в бою, известно противнику и тактически используемо им - не знаю, но думаю, что если бы ставилась задача Илы с ОЗ без обводки намеренно поражать в консоль, кто-нибудь из люфтов упомянул бы это в воспоминаниях.

Я бы предположил, что скорее всего в воспоминаниях академика отражается хорошо известная реальная разница характера и степени повреждения консолей разной конструкции в ходе боевой работы. Вот, например (снова Родионов):

6 июля 1942 А.А.Новиков докладывал Председателю ГКО И.В.Сталину:
"Докладываю, что по донесениям из строевых частей боевые потери Ил-2 с деревянными плоскостями увеличились по сравнению с Ил-2, имеющими металлические плоскости. Кроме того удлинились сроки восстановления поврежден самолетов. Это происходит потому, что в металлических плоскостях пробоины от снарядов и даже мин не превышают в выходной части 25-35 см в диаметре и легко заделываются металлическими листами. В деревянных плоскостях пробоины получаются размером более квадратного метра и ремонт их затруднен." (483).

6 ноября 1943 Зам. командующего ВВС Новиков писал А.И.Шахурину письмо N 53389:
"Представляю предварительные выводы о боевом применении Ил-2 с 37-мм пушками во 2 шак.
Летчик 2АЭ 657 шап мл. л А.И.Зенина <...>
Самой лучшей машиной считаю машину 18 завода с пушками ВЯ, которые работают безотказно. Деревянные машины 1 и 30 завода неудобные, ибо от попадания снаряда срывает обшивку из фанеры."
============================

Думается, Илы с деревянными консолями несли бОльшие потери, чем "металлические", из-за повреждения крыла от огня ИА и ЗА без всякой специальной охоты за ними.

Добавлю, что, по Растренину и Родионову, Илы с деревянным крылом продолжали выпускать минимум до весны 1944 года (т.е. даже уже и после освобождения Днепропетровска :) Т.е. проблему возврата к металлическому крылу по-быстрому, за полгода решить не удалось, тем не менее в 44м все заводы перешли на выпуск Ила с металлическим крылом.

С ув. АР