От SK Ответить на сообщение
К Fishbed Ответить по почте
Дата 11.11.2013 15:03:11 Найти в дереве
Рубрики 1936-1945 гг.; Версия для печати

Re: Авиация в...

>Начал читать книгу Владимира Раткина "Авиация в Сталинградской битве". Первые впечатления самые благоприятные. Серьезная монография, с глубочайшим уровнем проработки материала на основе архивных материалов. Давно не читал книг такого высокого качества. Автору респект!
Присоединюсь к предыдущему мнению в части общих впечатлений. Работу автор проделал огромную и нужную с точки зрения начала процесса осмысления боевых действий нашей авиации в войне. Такой объем информации одному человеку даже просто собрать воедино сложно, что вызывает глубокое уважение к проделанной автором работе. На повестке дня в дальнейших исследованиях темы Сталинграда анализ информации и беспристрастный анализ общей ситуации в целом. Поэтому хотелось бы поговорить о достоверности документальных источников.
Например:
С.63 л.с. "288-я иад (4-й, 12-й, 287-й, 900-й иап) приступила к приему Як-7 13.8.42 г." с дальнейшим цитированием документа (наверное дивизионного) о срочной переброске на фронт и, в связи с этим, малым знакомством с новой техникой.
Про 4-й и 287-й иап мне сказать нечего, за исключением того, что летный состав с других типов на Яки пересаживался запросто.
4-й с Харрикейнов на Як-7 + боевой опыт
287-й с Харрикейнов на Як-7 + боевой опыт
Что касается 12-го иап, то он мало того что пересел с однотипного Як-1 на Як-7 так еще и имел богатый боевой опыт на Яках
До Як-7:
с 24.8.41 по 2.2.42 г. произвел 2867 боевых вылетов, провел 169 воздушных боев, сбил 31 самолет противника. Свои потери 7 самолетов.
с 1.5 по 29.5.42 г. Крымский фронт произвел 208 боевых вылетов, провел 66 воздушных боев, сбил 10 самолетов противника. Свои потери 7 самолетов.
с 23.8 по 6.9.42 г. воевал на Сталинградском фронте произвел 74 боевых вылета, провел 38 воздушных боев, сбил 10 самолетов противника. Свои потери 7 экипажей.
Далее на с.206 автор пишет, что этот полк был полностью разбит за 4 дня из-за быстроты ввода в бой. Скорее всего причина была другая.
900-й иап до того как попал на СтФ:
С 20 чисел мая формирование в 5-й заб на Як-7 по 16.6.42 (убыл по ж/д) налет на летчика 16:32, на летчика без боевого опыта и переучивавшихся (таких в полку было 19 из 20) – 14:55, стрельб по конусу -104, по земле – 91, воздушных боев – 191.
- 9-16.7.42 г. ЮЗФ
- 15.8-8.9.42 г. Сталинградский фронт 2-я ВА, затем 8-я ВА, 288-я ад 8-й ВА. Потери: летчиков – 6, самолетов – 8, небоевые потери – 3 самолета, передано в 4-й иап боевых самолетов – 4. Сбито в ВБ – 12 самолетов противника.
Так что на с.73 про 900-й иап что не было времени на знакомство с самолетами ИМХО некорректно, да и результат не хуже, чем у 12-го иап (может как раз оба полка так быстро вновь отправились на переформирование, что летчиков с боевым опытом было мало?). Т.е. в некоторых документах верхних штабов присутствует желание "замазать" свои ошибки якобы объективными причинами. Это желательно проверять и отсеивать.
Согласен с Никитой Егоровым, что малоинформативен текст. Мне, чья тема от боевых действий стоит немного в стороне, например, трудно представить без карт и схем о каких действиях (ударах) идет речь и насколько они были "весомы" (предпочтительны или первоочередны) для той обстановки в целом. Без атласа под рукой это сделать трудно (как и листать туда-обратно до единственной карты-схемы каждый раз). Есть хороший образец подачи материала у Антипова и Уткина в книге про 812-й иап.
Что показалось немного странным.
С.83 Заголовок главы – цитата от, видимо, широко известного человека раз его имя не указано: "Сталинград должен быть очищен от врага!" Заголовок сопровождается рисунком Ме-110 из которого следует, что враг – советские войска, а автор цитаты, наверное Гитлер. Довольно странное созвучие рисунка и текста. Примерно такое же сочетание на с.139. Рисунок Ю-88, посылающего бомбу в ж/д состав, почему-то навевает мысли о том, что речь пойдет о работе немецкой авиации, срывающей наши перевозки. Пока не прочтешь саму главу – не поймешь, что "Военные перевозки и действия авиации" - это [Советские] военные перевозки и действия авиации [ПВО по их защите].
В качестве поправки.
Л.205 "Среди них были самолеты [Як-7], выпущенные малой серией на московских заводах"
Вообще-то 82-й завод (единственный в Московской промышленной зоне) выпускал Як-7Б серийно, а не малой серией.
Там же "900-й иап, к примеру, имел в своем составе по донесениям техслужб 7 Яков завода № 82 и 13 завода № 301 (сборка из выпущенных комплектов была произведена на заводе № 153)"
Начнем с того, что 900-й иап убыл из 5-й заб, погрузившись на ж/д состав, с полным комплектом самолетов выпущенных 153-м авиазаводом – 20 штук, из которых 17 Як-7А (с 2хШКАС) и 3 Як-7Б (с 2хУБС).
В Химках на 301 заводе никаких самолетов не выпускали, просто производили состыковку крыльев с фюзеляжами прибывающих из Новосибирска на ж/д платформах готовых Як-7.
В данном случае самолеты полка прибыли в Химки вместе с личным составом и собирались там. Каким образом в 900-м иап "обменяли" машины Як-7А завода № 153 на Як-7Б завода № 82 (повидимому чтобы машин 7Б и 7А было по 10 штук в полку) – это еще требует уточнения.
СК