От Fishbed Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 26.11.2013 18:27:43 Найти в дереве
Рубрики 1936-1945 гг.; Версия для печати

Олег Лазарев. Подтверждение "сбитого"

С большим интересом читаю мемуар летчика 893 шап 307 шад 3 шак Олега Лазарева «Летающий танк». 100 боевых вылетов на Ил-2", Яуза-Эксмо, 2013. Книга подкупает своей правдивостью и откровенностью.

Вот такой эпизод описывает Лазарев (С. 202-203):
«… За полторы недели до праздника (23 февраля 1944 г.) я водил шестерку самолетов. Полет выполнялся при сплошной облачности с высотой нижней кромки 250 метров без прикрытия истребителей. Они за линию фронта не ходили. В район цели нас атаковали Ме-109. В целях самообороны я, не выводя машины из круга, стал оттягивать его в сторону нашей территории. Одного из «мессеров» подбил мой стрелок. Другой Ме-109, не рассчитав маневр, вскочил внутрь нашего круга. Спасаясь от лобового огня Илов, он стал делать крутой вираж внутри круга. Однако при этом перетянул ручку и сорвался в штопор, из которого выйти не смог и врезался в лес.

Потеряв две машины, немцы прекратили атаки и ушли. Во время боя наших истребителей и близко не было. С момента, как они оставили нас, не доходя до линии фронта, мы их больше не видели… Домой мы вернулись без потерь. В боевом донесении о выполнении задания я написал о воздушном бое и о том, что один из Ме-109, сорвавшись в штопор внутри нашего круга, упал.

Через день к нам в эскадрилью прибыл представитель истребительного полка, летчики которого оставили нас в том вылете. Бородатый капитан, начальник ВСС, дает в ней бумагу, в которой написано, что такой-то летчик (фамилию не помню) атаковал Ме-109 под ракусом ¾ с левой задней полусферы и двумя очередями с дистанции 70 метров сбил его. Самолет упал в таком-то месте. От меня требовалось подтверждение. Прочитав бумагу, я улыбнулся и спросил, откуда взялся этот летчик, когда мы там ни одного нашего истребителя не видели и поинтересовался, откуда у них в полку стало об этом известно.

Капитан, понимая, что я не собираюсь подписывать подтверждение, стал упрашивать меня. Он сказал, что у этого летчика много вылетов на сопровождение Илов, но сбитых нет или почти нет. А надо писать наградной, а как писать, если сбитых нет. Тем более, что все равно одним фрицем меньше стало… Капитану все же удалось уговорить меня. Подтверждение я ему подписал, но на душе остался неприятный осадок…

Позже мне стало известно, откуда капитан мог знать об этом Ме-109. Мой доклад о сорвавшемся в штопор самолете наши штабники отправили в вышестоящий штаб. Там, не вникая в детали, стали выяснять, почему не указана фамилия летчика, «сбившего» самолет. Запросили истребительный полк, который нас прикрывал. Там ничего вразумительного сказать не могли, но быстро «скумекали» и сфабриковали ту самую бумажку, с которой к нам приехал капитан…»


[81K]